Презентация на тему Создание ситуации успеха на уроках химии средствами современных педагогических технологий
Учитель химии Кужновского филиала МБОУ «Оборонинская СОШ» Басова Ольга ИвановнаСоздание ситуации успеха на уроках химии средствами современных педагогических технологий.
«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». К. Д. Ушинский
Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным?Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то как часто применяем их на практике?
Личностно-ориентированные технологии:ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я»-концепции.
Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенностиПродумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую три основные технологии ЛОО: Технология разноуровневого обучения Технология проектной деятельностиИнформационно-коммуникационные технологии
Технология уровневой дифференциацииЦель технологии уровневой дифференциации: обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам; создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса: уроки объяснения уроки тренировочные уроки помощи и взаимопомощи уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения) уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты)
Осуществление дифференцированной организации учебной деятельности в ЛОО требует:изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; определение критериев деления учащихся на группы; умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; умение анализировать их работу, подмечая положительные сдвиги и трудности; перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом; умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
Основные группы учащихся I. группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы: a. с устойчивым интересом к химии; b. с устойчивым интересом к другим предметам.II. группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы: a. с устойчивым интересом к химии; b. с устойчивым интересом к другим предметам.III. группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к химии и другим предметам. ПРИЛОЖЕНИЕ.docx
{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Виды заданийГруппа учащихся в зависимости от уровня обученностиС высоким уровнемСо средним уровнем С низким уровнем По сложностиIII уровеньПроблемные заданияII уровеньРепродуктивные задания I уровеньВыполнение заданий на воспроизведение
Результаты: Позволяет учащимся реально оценивать свои возможности Повышается интерес к предмету Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения Снижается психологическое напряжение учащихся на уроках Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся Исчезает страх перед проверкой знаний химияхимия
Технология проектного метода Цели проектного обучения: Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения; Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать; Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи; Развивать у учащихся исследовательские умения.
Основные требования, предъявляемые к проектам:- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;- проводится исследовательская работа;- проект выполняется самостоятельно учащимися;- учитель выполняет роль, консультанта;- результаты проекта должны иметь практическую значимость;- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Проектная деятельность используется при изучении таких тем как:8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.
Основные виды урочных занятий для формирования проектной деятельностиПервый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме.Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект.
Исследование путей уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере в рамках проблемы «Атмосферные изменения, их влияние на состояние здоровья» ( IX класс «Подгруппа углерода».)
Класс разбивается на три группы, которые должны рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы: 1) рациональный выбор топлива; 2) интенсификация фотосинтеза; 3) очистка промышленных выбросов от углекислого газа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с научной и популярной литературой по данной проблеме, находят обоснования данных подходов с точки зрения химии и валеологии, составляют отчет о проделанной работе. После выступлений групп я предлагаю учащимся класса выбрать оптимальный подход к решению проблемы и обосновать свой выбор, а также рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня можно провести.
Опыт показывает, что, выдвигая и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способности анализировать. Необходимость привлечение дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.
Применение технологии проектной деятельности позволяет:учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж- и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.
Информационно-коммуникационные технологии В изучении курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:изучение производств химических продуктов;моделирование химического эксперимента и химических реакций;система тестового контроля
Цели использования информационных технологий: 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества. 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках. Использование готовых электронных продуктов Использование мультимедийных презентаций Использование ресурсов сети Интернет
Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Я в своей работе использую несколько готовых ИКТ продуктов: “1С: Репетитор”, “Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, “Органическая химия Кирилла и Мефодия”, “Химия XXI век: опыты со взрывами и без”.
Использование мультимедийных презентаций. Мультимедийный урок-презентация имеет значительные преимущества в том, что информация в нем преподносится:графически выразительно;в сочетании с изображением, тестом и звуком;любым объемом. При этом учитель химии может наглядно:показать протекание какого-либо химического процесса и его схему;обозначить причинно-следственные связи;раскрыть отдельную химическую закономерность в различных ее аспектах.Круговорот воды в природе.pptxЛитьё металлов.pptx
Использование ресурсов сети Интернет Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Полезные сайты по химииhttp://www.chem.msu.su/rus Химические наука и образование в России. В том числе: * http://www.chem.msu.su/rus/elibrary - Электронная библиотека по химии, * http://www.chem.msu.su/rus/school_edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены. http://www.alhimik.ru АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
Для школьниковhttp://chemistry.r2.ru Химия для школьников. http://www.muctr.edu.ru/olimpiada/index.htm Российская дистанционная олимпиада школьников по химии Международная дистанционная олимпиада школьников по химии "Интер-Химик-Юниор". http://www.chem.msu.su/rus/abitur/exams-online/?from=dl Химический факультет МГУ: курсы для абитуриентов. Дистанционная подготовка по химии, физике и математике для поступления на химический факультет МГУ. Теоретический материал, методы решения задач, тесты для самоконтроля, контрольные работы.
Использование учителем информационно-коммуникационных технологий на уроках дает::экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегративный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока…
Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе дает стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.
Результативность обучения (9 кл.)
«Я слышу – и забываю,Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю».Конфуций