Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников)
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Республики Крым
"Крымская гимназия-интернат для одаренных детей"
Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников)
г.Симферополь
201
Методические рекомендации к уроку в условиях здоровьесбережения.
Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения .
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками.
Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Физкультминутки могут включать в себя не только физические упражнения, но и игры, «этюды для души» - аутотренинга.
Виды физкультминуток
Комплексы физкультминуток (стоя около парты).
1 комплекс.
1. И. п. – основная стойка, руки внизу.
1- руки к плечам;
2- руки вверх;
3- руки к плечам;
4- И. п.
2. И. п. – стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1- наклон вправо;
2- И. п.
3- Наклон влево;
4- И. п.
3. И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки за спиной.
1- руки в стороны;
2- наклон вперед;
3- выпрямиться, руки в стороны;
4- И. п.
4. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1- руки в стороны;
2- И. п.
2 комплекс.
1. И. п. – стойка, ноги на ширине ступни, руки на поясе.
1-3 – круговые движения головой вправо;
3- И.п. То же влево.
2. И. п. – стойка, ноги врозь, руки внизу.
1- наклон туловища вправо, руки за голову;
2- И.п. То же влево.
3. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1-2 - присед, руки вперед;
3-4- И.п.
4. И. п. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
1-2 – руки через стороны вверх, хлопок над головой;
3-4 – И.п.
Комплексы физкультминуток (сидя за партой).
1 комплекс.
1. И. п. – сидя за партой, руки на парте, сжаты в кулак.
1-3 – сжимать пальцы рук;
4- пауза.
2. И. п. – сидя за партой, ноги на ширине ступни, руки за голову.
1- наклон вправо;
2- И.п. То же влево.
3. И. п. – сидя за партой, руки на парте ладонями вниз.
1- поднять прямые руки вверх, прогнуться;
2- И.п.
2 комплекс.
1. И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
1- руки в стороны;
2- хлопок в ладоши перед собой;
3- руки в стороны;
4- И. п.
2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.
1- поворот туловища вправо;
2- И. п. То же влево.
3. И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
1-3 – вращательные движения локтями вперед;
3- пауза. Те же движения назад.
4. И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
1-2 – выпрямляя руки вперед, коснуться края парты;
3-4 – И. п.
Комплексы физкультминуток
(игровые задания и веселые физкультминутки).
Игровые задания просты по своему содержанию, не продолжительны, вносят разнообразие в проведение физкультминуток, позволяя поддерживать оптимальный уровень двигательной активности.
Задание первое.
«Сделай фигуру». Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу – животного, птицы, спортсмена и т.д. После паузы игровое задание повторяется.
Задание второе.
«Зайчата и медвежата». Ходьба в колонне по одному, по кругу. На слово педагога «Медвежата!» - ходьба «вперевалочку» (на внешней стороне стопы), руки за голову или на поясе. На слово «Зайчата!» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Ходьба с выполнением игровых заданий чередуется с обычной ходьбой.
Веселые физкультминутки.
1. На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
2. Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
3. Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
4. Физкультминутка направлена на снятие усталости с глаз.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Работа за компьютером очень вредит зрению, но вы сможете восстановить его и не дать ему ухудшиться. Зарядка для глаз даст вашим глазам отдохнуть и восстановиться после длительного прибывания за компьютером.
Зарядка для глаз разработана учеными. Упражнения направлены на каждый определенный участок глаза. Казалось бы, как движения глазами (посмотрите вверх, посмотрите вниз) могут восстановить зрение - тем не менее, это так. Правда, по большей части зарядка для глаз носит профилактический характер, поддерживая зрение на надлежащем уровне
Упражнения для глаз:
«Жмурки» — необходимо крепко зажмурить глаза примерно секунд на 5, а потом их открыть.
«Бабочка» — нужно моргать глазками так, как будто бабочка машет крыльями, и делать это надо очень быстро.
«Вверх-вниз» — Необходимо смотреть сначала вверх, а потом вниз, не наклоняя головы.
«Часики» — так как в предыдущем упражнении смотрели вверх и вниз, в этом необходимо водить глазами из стороны в сторону. Повторить такое упражнение 20 раз.
«Крестики-нолики» — в данном упражнении необходимо глазами нарисовать в воздухе сначала круг по часовой стрелке, а затем против часовой. Далее надо также, одними глазами, нарисовать крестик. Провести условные две линии сначала с верхнего левого угла в нижний правый, затем с правого верхнего в левый нижний.
«Гляделки» — при выполнении этого упражнения необходимо не моргать как можно дольше, а когда все же моргнули, необходимо закрыть глаза и расслабить их.
«Массаж» — надо закрыть глаза и аккуратно пальчиками помассировать веки. «Далеко-близко» — Надо сфокусирова...
Литература.
Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации// Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: 2002.
Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье:Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М.,2003.
Мансуров С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы(дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 года. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/zaryadka-dlya-glaz-dlya-shkolnikov-i-ix-roditelej/