Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников)


Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Республики Крым
"Крымская гимназия-интернат для одаренных детей"
Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников)
г.Симферополь
201
Методические рекомендации к уроку в условиях здоровьесбережения.
Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Активизация развития всех сфер личности учащихся.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.
Организация урока на основе принципов здоровьесбережения .
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
             Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками.
Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Физкультминутки могут включать в себя не только физические упражнения, но и игры, «этюды для души» - аутотренинга.
Виды физкультминуток
Комплексы физкультминуток (стоя около парты).
1 комплекс.
1.     И. п. – основная стойка, руки внизу.
1-     руки к плечам;
2-     руки вверх;
3-     руки к плечам;
4-     И. п.
2.     И. п.  – стойка, ноги на ширине плеч, руки  на поясе.
1-     наклон вправо;
2-     И. п.
3-     Наклон влево;
4-     И. п.
3.     И. п.  -  стойка, ноги на ширине плеч, руки  за спиной.
1-     руки в стороны;
2-     наклон вперед;
3-     выпрямиться, руки в  стороны;
4-     И. п.
4.     И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1-     руки в стороны;
2-     И. п.
 
2 комплекс.
1.     И. п. – стойка, ноги на ширине ступни, руки на поясе.
                1-3 – круговые движения головой вправо;
3-     И.п. То же влево.
2.     И. п. – стойка, ноги врозь, руки внизу.
1-     наклон туловища вправо, руки за голову;
2-     И.п. То же влево.
3.     И. п. – основная стойка, руки на поясе.
                1-2 - присед, руки вперед;
                3-4- И.п.
4.     И. п. – ноги на ширине ступни, руки внизу.
           1-2 – руки через стороны вверх, хлопок над головой;
           3-4 – И.п. 
Комплексы физкультминуток (сидя за партой).
1 комплекс.
1.     И. п. – сидя за партой, руки на парте,  сжаты в кулак.
     1-3 – сжимать пальцы рук;
4-     пауза.
2.     И. п. – сидя за партой, ноги на ширине ступни, руки за голову.
1-     наклон вправо;
2-     И.п. То же влево.
3.     И. п. – сидя за партой, руки на парте ладонями вниз.
1-     поднять прямые руки вверх, прогнуться;
2-     И.п.
 
2 комплекс.
1.     И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
1-     руки в стороны;
2-     хлопок в ладоши перед собой;
3-     руки в стороны;
4-     И. п.
2.     И. п.  – сидя за партой, руки за голову.
1-     поворот туловища вправо;
2-     И. п. То же влево.
3.     И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
          1-3 – вращательные движения локтями вперед;
3-     пауза. Те же движения назад.
4.      И. п. – сидя за партой, руки к плечам.
           1-2 – выпрямляя руки вперед, коснуться края парты;
           3-4 – И. п.
Комплексы физкультминуток
 (игровые задания и веселые  физкультминутки).
     Игровые задания просты по своему  содержанию, не продолжительны, вносят разнообразие в проведение физкультминуток, позволяя поддерживать оптимальный  уровень двигательной активности.
Задание первое.
   «Сделай  фигуру». Дети идут по кругу.  На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются  и каждый принимает какую-либо  позу – животного, птицы, спортсмена  и т.д. После паузы  игровое задание повторяется.
Задание второе.
   «Зайчата и  медвежата». Ходьба в  колонне  по одному, по кругу. На слово педагога «Медвежата!» -  ходьба «вперевалочку» (на внешней стороне стопы), руки за голову или на поясе.  На слово «Зайчата!» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Ходьба с выполнением игровых заданий чередуется с обычной  ходьбой.
Веселые физкультминутки.
1.     На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем  за парты тихо сесть!
2.     Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой  наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами  мы стали.
3.     Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И  налево надо тоже
Поглядеть из-под  ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце  - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
4.     Физкультминутка направлена на снятие усталости с глаз.
      Рисуй глазами треугольник.
      Теперь его переверни
      Вершиной вниз.
      И вновь глазами
      Ты по периметру веди.
      Рисуй восьмерку вертикально.
      Ты головою не крути,
      А лишь глазами осторожно
      Ты вдоль по линиям води.
      И на бочок ее клади.
      Теперь следи горизонтально,
      И в центре ты остановись.
      Зажмурься  крепко, не ленись.
      Глаза открываем мы наконец.
      Зарядка окончилась. Ты молодец!  
    
 Работа за компьютером очень вредит зрению, но вы сможете восстановить его и не дать ему ухудшиться. Зарядка для глаз даст вашим глазам отдохнуть и восстановиться после длительного прибывания за компьютером.
    Зарядка для глаз разработана учеными. Упражнения направлены на каждый определенный участок глаза. Казалось бы, как движения глазами (посмотрите вверх, посмотрите вниз) могут восстановить зрение - тем не менее, это так. Правда, по большей части зарядка для глаз носит профилактический характер, поддерживая зрение на надлежащем уровне
Упражнения для глаз:
«Жмурки» — необходимо крепко зажмурить глаза примерно секунд на 5, а потом их открыть.
«Бабочка» — нужно моргать глазками так, как будто бабочка машет крыльями, и делать это надо очень быстро.
«Вверх-вниз» — Необходимо смотреть сначала вверх, а потом вниз, не наклоняя головы.
«Часики» — так как в предыдущем упражнении смотрели вверх и вниз, в этом необходимо водить глазами из стороны в сторону. Повторить такое упражнение 20 раз.
«Крестики-нолики» — в данном упражнении необходимо глазами нарисовать в воздухе сначала круг по часовой стрелке, а затем против часовой. Далее надо также, одними глазами, нарисовать крестик. Провести условные две линии сначала с верхнего левого угла в нижний правый, затем с правого верхнего в левый нижний.
«Гляделки» — при выполнении этого упражнения необходимо не моргать как можно дольше, а когда все же моргнули, необходимо закрыть глаза и расслабить их.
«Массаж» — надо закрыть глаза и аккуратно пальчиками помассировать веки. «Далеко-близко» — Надо сфокусирова... 
Литература.
Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации// Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: 2002.
Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье:Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.
Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М.,2003.
Мансуров С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы(дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 года. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/zaryadka-dlya-glaz-dlya-shkolnikov-i-ix-roditelej/