Урок Л.Н. Толстой «Детство» («Классы», «Детство»).
Тема: Л.Н. Толстой «Детство» («Классы», «Детство»).
Цель: выявить отношение героя со взрослыми, охарактеризовать главного героя.
Задачи:
Обучающие:
выявить отношение героя со взрослыми;
представить характеристику главному герою;
проанализировать главы «Классы» и «Детство»;
вернуться к изучению главы «Наталья Савишна»;
продолжить учить детей подтверждать свои доводы текстом;
совершенствовать умение детей анализировать художественный текст.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся;
развивать умение выразительного чтения;
развивать образное и логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к ответу одноклассников;
воспитывать гуманное отношение, терпение по отношению к старшим.
Список литературы:
Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / В.Я. Коровина – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.: ил.
Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / В.Я. Коровина – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.: ил.
Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод. советы / В.Я. Коровина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 176 с.
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 255 с.
Ход урока:
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учеников. Примечания.
1. Организационный момент. Вводное слово.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы продолжаем изучение повести Л.Н. Толстого «Детство». Сегодня мы обратимся к главам «Классы», «Детство» и вернёмся к главе «Наталья Савишна». Откройте тетради, запишите дату – одиннадцатое марта, классная работа и тему – сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Запись в тетради.
Одиннадцатое марта.
Классная работа.
Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести. Записано на доске.
2. Проверка домашнего задания. Ведущее слово.
На дом вам было задано написать небольшое сочинение на темы:
Комната моего детства.
Комната моей бабушки.
Комната моей мечты.
Давайте прочитаем несколько сочинений по желанию. Читают.
3. Анализ повести. Ведущее слово.
Кроме этого вам было задано повторить главы «Классы», «Детство». Но сначала давайте вернёмся к главе «Наталья Савишна».
Репродуктивная беседа.
Откройте 290-ю страницу в учебнике. Найдите и зачитайте эпизод, когда Наталья Савишна бьёт мокрой скатертью по лицу Николеньке.
Как отреагировал Николенька на поступок Натальи Савишны?
Расскажите, как учились дети в начале прошлого века.
Почему Карл Иванович был не в духе?
Как характеризует сам себя Карл Иванович?
Как вы думаете, кого имеет в виду Карл Иванович под иными людьми?
Как воспринимает услышанное Николенька?
Как характеризуют героя эти раздумья?
Давайте теперь обратимся к главе «Детство». Какие эпитеты подобраны автором для описания поры детства?
В какой форме написана глава «Детство»?
Какие воспоминания возникают у главного героя о детстве?
Какими чувствами наполнены воспоминания героя о матери?
Как вспоминает герой о Карле Ивановиче?
Какой тип предложений преобладает в конце главы?
Как вы думаете, каким чувством наполнены эти вопросы? «Один раз я на неё рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.
- Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.
Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей, что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня это так обидело, что я разревелся от злости.
«Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.»
Похоже, что такая ситуация произошла впервые. Главного героя очень возмутила ситуация со скатертью. Он не ожидал, что Наталья Савишна отругала его и натёрла лицо мокрой скатертью. Его это очень обидело, так как в нём живёт будущий барин, но только он сам этого не осознаёт. Семейный статус даёт о себе знать.
Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и туту же спрашивал ответы у своих учеников.
«Теперь дети больше стали; им надо серьёзно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?»
«… я не льщу и не потакаю во всём, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, - сказал он гордо. – Бог с ним! Оттого, что меня не будет. они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба…»
Под иными людьми он понимает отца Николеньки.
«Я сочувствовал его горю, и мне было больно, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга».
Эти раздумья положительно характеризуют главного героя, потому что ему свойственны такие чувства, как сострадание и сопереживание.
Автором использованы такие эпитеты, как «счастливая», «невозвратимая».
Глава написана в форме воспоминания.
1. «Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь».
2. «После этого, как, бывало, придёшь наверх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».
3. «После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чём они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».
Герой проникнут нежностью и любовью к своей матери: «Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:
- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»
«Вспомнишь, бывало, о Карле Ивановиче и его горькой участи – единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Герой обладает такими качествами, как сострадание, сопереживание, способностью любить.
В конце главы преобладают риторические вопросы.
Они наполнены чувством сожаления. Герой сожалеет о том, что эта пора прошла бесследно. Он пытается найти ответы на эти вопросы уже в зрелом возрасте. 4. Домашнее задание. Ведущее слово.
На следующем уроке мы приступим к изучению творчества Ивана Алексеевича Бунина. Это вторая часть учебника.
Инструктивное слово.
Откройте дневники, запишите задание на дом – стр. 3 – 18. Прочитаете биографию писателя и рассказ «Лапти». Устно ответьте на 1-й вопрос на 8-й стр. – как на развитие литературного дара будущего писателя повлияла окружающая его природа, среда? Запись в тетради.
Стр. 3 – 18 (прочитать), стр. 8, вопрос 1 (устно). Записать на доске.
5. Подведение итогов. Ведущее слово.
Мы завершили изучение творчества Л.Н. Толстого и глав из его повести «Детство». Давайте подведём итоги.
Репродуктивная беседа.
Каким вы увидели главного героя повести?
Как вы думаете, что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл и почему?
А вы всегда ли критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными к самим себе»?
В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть. Беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжёлые следы в моём сердце, что навеки отошли от меня слёзы и восторги эти?»
Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?
Итоговое слово.
Молодцы! Вы хорошо поработали. Главный герой предстал перед глазами читателя сострадающим, любящим мальчиком, но всё-таки, знающим себе цену и помнящим о своём социальном положении (история со скатертью).
Я думаю, что Толстого интересует нравственный смысл, потому что все совершают плохие поступки, но не все способны его осознать и попытаться исправить свои ошибки.
Когда ты совершаешь плохой поступок, ты не всегда способен адекватно его оценить, потому что верх берут эмоции. Но потом, когда остываешь и трезво оцениваешь свой поступок, зачастую приходишь к выводу, что неправ, и начинаешь корить себя.
Толстого беспокоит то, что эта пора уже никогда не вернётся, не будет возможности исправить те ошибки, которые были допущены в детстве и о которых он очень сожалеет. Самоанализ:
Так как это произведение изучается 2-й урок, дети пришли все с прочитанным текстом. В начале урока некоторые дети по желанию прочитали свои домашние сочинения. Им было предложено 3 темы:
Комната моего детства.
Комната моей бабушки.
Комната моей мечты.
На это у нас ушло 5 минут и мы все получили удовольствие от услышанного.
Я считаю, что мне удалось организовать работу на уроке так, чтобы дети получили представление об образе главного героя посредством анализа отдельных глав, его взаимоотношениях со взрослыми в пору детства. В этом я убедилась тогда, когда попросила их представить героя так, как увидели его они. Большинство пишет о том, что герою не чужды такие чувства, как сострадание, сопереживание, любовь к маме, но в то же время герой не забывает о своём благородном происхождении. Этого я и хотела от них добиться. Ученики в основном отвечают на вопросы правильно, подтверждая своё мнение текстом. Они уловили мысль о том, что самого Толстого интересуют больше не сам поступок, а его нравственный смысл. Дети привели много примеров из собственной жизни, когда они, совершив плохой поступок, раскаялись в этом.
Я считаю, что из повести «Детство» ученики извлекли много полезного для себя. Они задумались над тем, что ошибки, совершённые в детстве, уже не будет возможности исправить.
К сожалению, некоторые дети не прониклись содержанием повести и не отвечали на уроке, даже когда я их спрашивала, но все-таки у них тоже сложилось своё видение главного героя Николеньки. В целом я уроком довольна и думаю, что детям было интересно работать.