Литературно-музыкальная композиция Город-герой Ленинград

Литературно-музыкальная композиция «Город-герой Ленинград».
Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;
прививать чувство любви к родному краю, расширить представления учащихся о Блокаде Ленинграда, героизме нашего народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Оформление: мультимедийная презентация
Ход мероприятия:
Ведущий. На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа, беспримерный труд создал этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие.
Ведущий. Стоит над Невой город. Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя.
Петербург,
Петроград,
Ленинград.
Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. Дворцовая площадь, Таврический Дворец и Смольный, легендарная «Аврора». Город больших просторов, устремлённый к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Многим гордится Ленинград: своей трудовой и боевой славой, великими делами великих сыновей и дочерей.
– Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.
(Звучит грамзапись голоса Левитана о начале войны.)
Ведущий. 3 слайд
Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север», общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу приказано было к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров.
4 слайд. Священная война

5 слайд
– Лужский оборонительный рубеж был построен в июне-июле 1941 года с целью задержать наступление группы армий «Север» на Ленинград.
– Состоял из двух полос обороны протяжённостью до 175 км и глубиной 10-12 км. Перед передним краем и в глубине обороны устанавливались мины, отрывались противотанковые рвы, устраивались лесные завалы, и производилось заболачивание местности.
6 слайд
– Наткнувшись на возрастающее сопротивление советских войск на Лужском оборонительном рубеже на три недели остановил немецкое наступление на Ленинград, что позволило советским войскам создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к городу.
7 слайд Тихомирова Ксения
Этот Лужский рубеж, как рубеж Ленинграда,
В горле кость для фашистской орды.
Эти страшные дни вечно помнить нам надо-
Столько горя и столько беды!
8 слайд Блокада Ленинграда
Фашистское руководство тщательно готовило нападение на нашу страну с целью уничтожить, завоевать мировое господство. Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявил: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы»
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось.
9 слайд Начало блокады Ленинграда
На Ленинград, обхватом с трёх сторон,
Шёл Гитлер силой сорока дивизий.
- 8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград окружён. Страшная угроза нависла над городом на Неве.
Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.
(Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда", 21 сентября 1941 года, Берлин)
- На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
10 слайд
Так пусть от истока до устья Невы пронесется как гром: Умрем, но врага не пропустим В наш город, родимый наш дом.

- Тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей. Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек. Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики своих пулеметов. В осажденном городе каждый человек был воином.
- Всю блокаду работало радио. Пока звучал метроном, все знали: город жив, сердце его бьётся. (Раздаётся звук метронома.)

11 слайд
- Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады.

Уныченко А. « Первый день» В. Суслова
Прорвались всё-таки.
Бомбят.

Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришёл он –
Первый день блокады.
Всё ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала мга –
И все отрезаны дороги.
В кольце,

В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает

Первый день блокады.
Их будет много – девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Всё одолеет, всё снесёт:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда –
Жестокий Первый день блокады!
Первй день догорал
Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё 900.
- Сумеешь ли ты оценить, понять, наш юный товарищ, всё, что выстрадали ленинградцы, как выстояли ленинградцы эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встаёт сразу за этими строками – 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания

– Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград.
– Не вышло! К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолётов
Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

12 слайд
– Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов сами сдадут город.
– Никакого серьезного запаса продуктов в Ленинграде не существовало - город жил на привозных продуктах, питаясь "с колес". В конце июля 1941 года в наличии был примерно недельный запас продуктов.
– С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.
С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 граммов хлеба в сутки, все остальные - по 200 граммов. Резко сократилась выдача других продуктов.
13 слайд
С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод.

«Я говорю с тобой » (Ольга Берггольц, август 1941)
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым зарево озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна(Кулёва Елизавета)
Кронштадский злой, неукротимый ветер
в моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежище уснули дети,
ночная стража встала у ворот. (Фомичёва Лолита)
Над Ленинградом – смертная угроза –
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой. (Соколова Юлия)
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады –
мы не покинем наших баррикад. (Поповская Кристина)
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамёна Петрограда. (Белова Снежана)
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей. ( Тихомирова Ксения)

14 слайд
В метельной ночи Ленинграда
Померк Петропавловский шпиль.1 картинка
С твоими ветрами, блокада,
Клубиться морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою, 2 картинка
Девчонка с ведёрком пустым
Чуть движется, а за Невою
Клубиться пожарища дым.
А там. Меж сугробов горбатых, 3 картинка
Где трудно и взрослым шагать,
На саначках узких ребята
Везут свою мёртвуя мать.
Везут – и за вымершим садом
Их след исчезает в снегу,
А небо трясёт канонада – 4 картинка
На месть и на гибель врагу.
Сметая фашистские доты,
Не молкну Кронштадта форты!
Отважная наша пехота
Стоит у бессмертной черты.
Ни звёздочки, ветер и темень.
Лишь в сердце: ни шагу назад!
Ты в сердце навек, как поэма,
Мой город родной – Ленинград!
15 слайд
– В городе были и другие очень тяжёлые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, стоял транспорт.
– Истощённые голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой было – 41, за водой ходили к Неве.
Отрывок из поэмы «Блокада» З.Шишовой (Холматов Акрам, Ахметжанов Сергей)
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.
Есть передышка – мы передохнём,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём.
За милый мир, за всё, что будет в нём,
За город наш; испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!
Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!

16 слайд, 17 слайд Ленинградские дети!....
Дети блокадного Ленинграда!

Мне в атаках не надобно слова – «ВПЕРЁД».
Под каким бы ни бывать огнём –
У меня в зрачках чёрный ладожский лёд.
Ленинградские дети лежат на нём.

– Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись иучились! Учились, несмотря ни на что. Учителя и ученики – другие из мёрзлых квартир – сквозь стужу и снежные заносы шли за пять- шесть километров в такие же мёрзлые, оледеневшие классы.
– Когда умирают взрослые – это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.
18 слайд
– Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела 12-летняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке 9 страниц На них – даты: 6 страниц – 6 смертей.
На берегу Невы в музейном зданье
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечёт.
Перед ним стоят сельчане, горожан,
От старца- до наивного мальца,
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца
Из поэмы Сергея Смирнова «Таня Савичева»(на слайде)

(звучит метроном)
19 слайд
– Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать.
В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин.(на слайде)
20 слайд
– Разве это не торжество жизни? Единственный в Ленинграде симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов.
– Работали библиотеки, музеи, театры. Женщины, дети рыли окопы, тушили на крышах домов зажигательные бомбы.
21 слайд
– В ноябре Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.
22 слайд
– В начале апреля 1942 года растаял снег, и лёд на озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение по Дороге жизни не прерывалось. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. (на слайде)
– Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж. (на слайде)
– Разве это не торжество жизни? В течение 152 дней работала ледовая ладожская трасса.
23 слайд
Пытал нас враг железом и огнём
«Ты сдашься, струсишь,-
бомбы нам кричали, -
Забьёшься в землю,
упадёшь ничком.
Дрожа, запросят плена,
как пощады,
Не только люди –
камни Ленинграда!(на слайде)
( О. Берггольц)
24 слайд
– 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!(на слайде)
25 слайд
14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия.
26 слайд
– 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 6о километров в глубину. Блокада Ленинграда была полностью снята.
27 слайд
- В городе Ленинграде прогремел торжественный салют.

28,29,30 слайды
– В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда собрано более 100 тысяч экспонатов. Большая часть была принесена в дар музею ленинградцами, пережившими блокаду и членами их семей. Экскурсию проводит для учащихся 2 класса Оредежской школы работник музея. ( фото на слайде)
31, 32, 33, 34 слайды
Наш долг – сохранить святую память о великом подвиге ленинградцев. Исторические памятники «Цветок жизни», «Разорванное кольцо», Пискарёвское кладбище как напоминание нынешнему и грядущему поколению о мужестве и несгибаемой воле города-героя Ленинграде.


ЛИТЕРАТУРА
1.Жук Л.И. А память священна. Праздник в школе. Минск:Красико-Принт,2010
2. Видякин В.М., Касаткина Н.А., Военно-патриотическое воспитание. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.– Волгоград: Учитель,2006.
3. Ворожейкина Н.И., Соловьёв В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории. Москва «Просвещение» 1998.
4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я–гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Москва «ВАКО»,2006.
Интернет-ресурсы.
http://anstars.ru/load/28
http://www.proshkolu.ru




15