Консультация для родителей: Развитие речи — важное условие всестороннего гармоничного развития ребенка

МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №221»
















Тема:«Развитие речи – важное условие всестороннего гармоничного развития ребёнка».













Родители детей массовых групп

Апрель


Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.
Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трёх направлениях:
1) коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
2) обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
3) формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.
Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьёзным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно даётся формирование связной речи, на письме наблюдаются смешения и замены, пропуски и перестановки букв, свойственные устной речи ребёнка в настоящее время либо в недавнем прошлом. Это связано с нарушением не только произношения звуков, но и фонематического слуха, и звукового анализа - умения определять место и последовательность звуков в слове.
Выявление патологии речи
Неточность движений артикуляционных органов и недостаточность выработанных умений различать звуки речи на слух препятствуют правильному произношению и, как результат, стремлению к нему и приводят к физиологическим возрастным отклонениям. Такие явления преходящи. Они составляют естественный этап в формировании речи, в отличие от патологических нарушений, которые характеризуются наличием стойких речевых недостатков, не исчезающих с возрастом или уменьшающихся незначительно, если с ними не бороться.
Чтобы своевременно справиться с этими отклонениями, воспитателям и родителям следует знать некоторые особенности речевого развития детей. Это позволит им предъявлять посильные требования к ребёнку и избавит от необоснованной тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.

Возрастные отклонения
При нормальном речевом воспитании к трём годам малыш усваивает почти все звуки языка, последними на четвёртом-пятом году жизни появляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ и Р, Рь. Усиливается и речевая активность ребёнка, начинается возраст «почемучек», запас слов быстро нарастает.
Наиболее распространёнными являются следующие: замены Р звуками Л, Ль, И (рама - «лама», «ляма», «яма»); нечёткое произношение звуков С, 3, Ц; замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь; шапка - «сяпка'>, чай - «сяй», жар - «зял»; замена С, Ц звуком Т, а 3-д: сок - «ток», заяц - «даит»; Л заменяется звуками Ль, И или, наоборот, И-Ль: лак - «ляк», «як», яма - «ляма»; оглушение звонких согласных: зуб- «суп», дубы - «тупи»; смягчение согласных и замена мягких твёрдыми: сумка - «сюмка», дядя - «дада».
Кроме того, речь малышей характеризуется недостаточной сформированностью звукослоговой структуры: спасибо - «сиба», «сяба»; стул - «туль»; молоток - «мотёк», «мотылёк».
Отмечаются несовершенства и фразовой речи, особенно при согласовании, использовании падежей: «один колёс», «стулы», «окнов»; отсутствие или неправильное употребление предлогов.
К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, употреблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.
Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и смешения звуков даже и у более старших детей.
Длительное неправильное произношение приводит к тому; что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произношение. У него появляются стойкие дефекты речи.
Патологические недостатки
К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые С, Сь, 3, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ - при их произношении конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок; нижние или щёчные Ш, Ж, Ч, Щ, когда надуваются щёки; просторные Р, Рь или горловые - вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок; Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы; боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь; отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, дь.
Родителям следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше взрослые обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.
Ко второй группе стойких дефектов речи относятся замены и смещения оппозиционных звуков, особенно искажённых: С-Ш, С-Ц, З-Ж, Р-Л, Р-Ль, Р-И, Ль-И, К-Т, Г-Д; нарушение мягкости: тётя- «тота»; оглушение звуков: жук - «сук» и др.
Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводят к, стойким искажениям звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов): аквариум - «акрям», кровать - «квалять».
Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу; то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: - а ребёнок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.
У Маши кукла. - «У мси кикла».
Примеры: дети играют во дворе. - «Тете плаката ватари».
Такой ребёнок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др. Всё это неизбежно затрудняет усвоение школьной программы, так как дети - дисграфики оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов. Ребёнка с дисграфией следует направить к логопеду.

Причины речевых нарушений
1.
· Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье - копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
5. длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:
а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
б) родовые травмы
в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предполагает длительные занятия с логопедом.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.
Необходимость преодоления несовершенства детской речи
1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.
2. Задержка в речевом развитии тяжело. Сказывается на общем росте психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.
Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности.
5. у детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики - нарезы языка, губ (неполные параличи), но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.
б. Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.
Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затрудняет включение в коллективную игру.
7. У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ребёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).
8. Не устранённые в детском возрасте замены и смещения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему такие школьники нередко переходят в категорию нарушителей дисциплины.
9. Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь. дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.
10. Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление его невоспитанности, умственной ограниченности, некультурности. Бывают даже случаи, когда дети с тяжёлыми нарушениями речи ошибочно попадают в школы для умственно отсталых (например, дети, страдающие ринолалией).
11. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать выводы:
речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических функций, в том числе на умственное развитие и на формирование характера ребёнка, в результате общество получает неполноценных личностей;
необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только коррекционные приёмы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.



Дата проведения: