Реализация активных форм внеурочной деятельности по истории как условие развития личности.
Реализация активных форм внеурочной деятельности по истории как условие развития личности.
Докладчик: учитель истории МОУ СОШ № 1
Ираева В. С.
Бугульма- 2011г.
Цель внеурочной деятельности: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.
Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,
2) учить реферировать и рецензировать,
3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,
4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,
5) формировать потребность в самообразовании,
6) повысить уровень социализации школьника,
7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.
Методы и формы внеурочной работы по истории
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности
Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?
Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.
Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.
Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки). И эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).
Основные направления и формы внеурочной работы по истории.
Внеклассная работа
Массовая Групповая Индивидуальная
Исторические вечера
Лекции и беседы
Исторические экскурсии
Викторины и конкурсы
Олимпиады
Конференции
Неделя истории
Просмотр фильмов и пьес
Исторический кружок
Исторические общества и клубы
Походы и экспедиции
Выпуск исторических газет и журналов
Лектории
Факультативы
Чтение исторической литературы
Посещение архива
Работа в музее
Написание рефератов и докладов
Выполнение творческих заданий.
Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:
во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;
в-третьих, практическая функция изучения истории гораз¬до чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;
в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.
Составляющие внеурочной работы.
Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.
1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,
во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,
во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.
2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).
3. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.
Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.
Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.
4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.
5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.
6. Экскурсии и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.
Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.
Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, являются:
создание школьных музеев (музейных комнат);
благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;
сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов;
поисковая работа;
проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;
встречи с участниками войн;
военно-исторические игры;
участие в работе мероприятий Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);
посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю
Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo- вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.
Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.
Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».
Использование компьютерных и Интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками
Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения ЕАО получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.
Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся,
совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
повышать уровень работы с информационными ресурсами,
развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.
Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:
доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;
профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;
реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.
сетевого общения с участниками дистанционных проектов;
участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете
Виды работ учащихся с применением ИТ
Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
Поиск нужной информации в Internet.
Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.
Общение по компьютерным сетям.
Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.
Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.
Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.
Я уделяю особое внимание внеурочной работе по предмету, так как считаю: от того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. В ситуации, когда дети и подростки не зажаты рамками урока, проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Именно внеурочная, внеклассная деятельность, предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников. Даёт возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств их личности. В отличие от урока внеклассная работа предполагает добровольное участие. На занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. В своей внеклассной работе я стараюсь быть очень внимательной к личности ребёнка и к его интересам. Помогаю детям раскрыть индивидуальность, таланты, помогаю открыть перспективы для будущего развития личности, даю возможность каждому самоутвердиться.
Для ведения внеурочной деятельности мною разработана программа гражданского и патриотического воспитания в рамках работы клуба « Память». Клуб «Память» создан для воспитания нравственности и патриотизма. Занятия кружка должны настроить подростков на активную самостоятельную работу, на самостоятельное решение жизненных проблем, позволить открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, помочь учащимся стать достойными людьми нашего Отечества. Одно из главных направлений клуба преодоление духовного кризиса.
Каждый молодой человек должен чувствовать себя неотъемлемой частью своего народа, он просто обязан знать его историю, быть осведомленным о его могучем духовном и культурном потенциале, о славных боевых подвигах народа нашей Родины. Вся деятельность клуба «Память» осуществляется по программе , ориентированной на формирование у подростков понятия, что Отечество существует, живет, что судьба его граждан вовсе не безразлична ему; что Отечество – это не правительство, не власть, а люди, живущие в наших городах и селах, родные и близкие, одноклассники и друзья. Все это наша Родина, ради которой стоит жить и работать достойно звания гражданина. А понятие Родины начинается с конкретных и малых вещей: дома, двора, школы и расширяется до понятий столицы, Республики, страны. Особенности программы заключается в том, что осуществляется она во внеурочное время. На занятиях применяются различные методы работы: беседы, изучение исторического материалы, сбор материала об участниках войн, встречи с ними и родителями погибших, экскурсии, участие в городских митингах, литературно-музыкальные композиции, шефство над семьями погибших. Эти формы работ создают благоприятные условия для воспитания нравственности, патриотизма, гражданственности.
Конечно целью данной программы являются:
Формирование жизненных ценностей.
Воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.
Выбрать у подрастающего поколения достойное отношение к памяти, как к показателю нравственного здоровья общества в целом и каждого в отдельности.
В соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи:
на основание истории России, Татарстана, г. Бугульмы воспитать преданность к Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе.
приобщить подростков к истокам мужества и героизма старших поколений.
формировать достойное отношение к себе и к окружающим.
способствовать постоянному самосовершенствованию и с ним самовоспитанию.
Результаты практической деятельности убедительно показывают, что программа рассчитана на долгое время. Клуб «Память» является носителем исторической памяти, материальной и духовной жизни народа.
Ребята приобщаются к различным видам деятельности, учатся самостоятельно добывать знания; на занятиях клуба учащиеся проявляют активность, творчество в принятии решений, учатся быть ответственными за свои слова, поступки и последствия принимаемых решений.
Учащиеся с большим уважением и пониманием относятся к старшим, к участникам военных событий; изучают историю и могут увидеть события как бы изнутри. Клуб «Память» даёт возможность понять, что необходимо любить и служить ей такой, какая она есть, ведь по-настоящему любят не за дарование каких-либо благ, не за заслуги, а за то, что мы здесь родились и живём. Программа предусматривает продолжение деятельности клуба, привлечение большего количества учащихся в его деятельность; более широкое проведение мероприятий, направленных на нравственное и патриотическое воспитание.
Работа ведется с 1994 года. Проводятся традиционные мероприятия: конкурсы чтецов, рисунков, стенгазет, фестивали солдатской песни, акции « Милосердие», встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, родителями погибших и многие другие. Постоянными гостями, активно помогающими в патриотическом воспитании, стали Винокуров А. А., Якушина Т. К., родители погибших в Афганистане и в Чечне. Встречи с ними, их живые эмоциональные рассказы производят неизгладимое впечатление на наших воспитанников.
Одной из форм внеурочной деятельности являются проектные работы. Например «Памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года »(слайды № 8-11 ). На основе этого проекта был подготовлен доклад « Не даром помнит вся Россия », ученик Пресняков А. стал призером VI региональной научно- практической конференции
Еще одной формой внеклассной работы, которую я активно использую, являются поисково-исследовательские работы. Вместе с ребятами учимся общаться с людьми, брать интервью, посещаем библиотеки, музеи. Например работа Курляновой А. «Моя родословная»( слайды № 12-15 )
Проводимые мероприятия направлены на усиление воспитательного потенциала деятельности всего педагогического коллектива, становление духовно-нравственных позиций у школьников. Ведущим принципом в отношениях является принцип сотрудничества и сотворчества. Главное - дети становятся авторами созидаемых дел, а не простыми зрителями. Это развивает в них чувство ответственности, гордости за себя и свою школу, помогает школьникам самоутвердиться, освоить навыки применения полученных знаний, накопить опыт общения, развить способности к адаптации в условиях современного общества.
15