Завершение присоединения Казахстана к России
История Казахстана 8 класс Дата: 23.12
Тема: Завершение присоединения Казахстана к России
Цель: изучить процесс завершения Казахстана к России Задачи: раскрыть, актуализировать и посмотреть с различных сторон на процесс присоединения Казахстана к России. Научиться грамотно излагать основную мысль и работать в команде. Глоссарий: присяга, подданство, колонизация. Наглядность: картинки учебника, плакат, карта. "Казахская орда - ко всей Азии ключ и врата" - Петр 1 Великий План 1) Введение 2) Опрос д.з- Присоединение Старшего жуза к России: основные события, значение. 3) Имена, прославившиеся в данном историческом периоде. 4) Завершение присоединения Казахстана К россии5) Актуальность. Введение: Завершение присоединения Казахстана к России - важный этап в истории обеих стран, поэтому нам необходимо внимательно изучить данный материал и сделать грамотные и правильные выводы. Для начала давайте вспомним с каких событий началось присоединение Казахстана к России: 1. Сколько времени шло присоединение Казахстана к России? (1731 г. - кон 80-х г. XIX в., то есть 150 лет) 2. Назовите имена правителей обоих государств, которые начали присоединение. (императрица Анна Иоанновна и Абулхаир хан) 3. В чем заключались взаимные интересы государств? (Россия — торговля, рынок сбыта, территории, Казахстан — торговля, набеги джунгар)
Опрос домашнего заданияПрисоединение Старшего жуза к России: Давайте проанализируем что произошло в промежуток времени между началом присоединения Казахстана и его завершением. Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая получит задание. Те кто получит номер 1 должны перечислить все факты, произошедшие в данный период. Те кто получит номер 2— оптимисты, они находят положительные стороны событий. Те кто получит номер 3— пессимисты, они находят отрицательные стороны событий. Те кто получит номер 4 — философы, они рассуждают, делают прогнозы и предположения. Дается 5 минут, чтобы ученики смогли подготовиться к выступлению. На ответ микрогруппам дается по 2 минуты (15 минут)
В начале 20-х г. 19в. на территории Старшего жуза отсутствовала единая власть. Казахи Присырдарьинского края поддержку возлагали на хана Арынгазы, однако он был схвачен царской администрацией и отправлен в ссылку. Россия не была заинтересована в появлении авторитетных ханов. Часть казахов Семиречья и Южного Казахстана начала принимать российское подданство в связи с беспокойством среднеазиатских гос-в (Коканда и Хивы), заинтересованность в торговле, отсутствие крепкой силы, противостоять раздорам и внешней агрессии. Еще в 1818г. из-за кокандских набегов представители Старшего жуза обращались с просьбой о принятии их в рос подданство. Проблемы Российского гос-ва ( рус-турецкая война, польское восстание) приостановили вопрос включения каз Ст жуза в подданство. Чтобы завоевать Южный Каз-н Россия продолжала строить укрепления.
Задачи Царизма в продвижении на территорию старшего жуза:
нейтрализовать султанов, батыров Среднего и Младшего жузов, недовольных отменой ханской власти.
установление границ и контактов с Китаем
военное продвижение на территорию среднеазиатских гос-в
Отрядом сотника Карбышева в 1854г. б/возведено укрепление Верное(разместились солдаты, офицеры, образовались станицы) Укрепление стало одним из опорных пунктов военной колонизации Семиречья, что привело к конфликту м/д Россией и Кокандом. Коканд был против продвижения Россией к Семиречью. В 1860г. военный отряд под командованием подполковника Циммермана вошел в Чуйскую долину. Были захвачены кокандские крепости Токмак и Пишпек. Кокандскими войсками командовал правитель Ташкента Канат Ши.
21 октября 1860г. под Узынагашем произошло решающее сражение. Кокандцы потерпели поражение, т.к. Россия превосходила в вооружении, в армии. Казахи Сузака подняли восстание против кокандских властей, и готовы принять российское подданство. Причины перехода к России: грабежи и насилие со стороны кокандцев. В 1864г. Россия захватила города Аулие-ату, Туркестан, Шымкент.
В 1833г. военным губернатором Оренбургского края был назначен В.А. Перовский. Одной из главных целей поставил: присоединить окончательно оставшуюся часть казахов и продвинуться к границе среднеазиатских ханств. Уже в 1834г. на Мангистау было основано Новоалександровское укрепление. 1853г. после захвата кокандского укрепления Ак Мечеть Россией образовалась Сырдарьинская линия. В 1866г. русские войска завоевали значительные территорию Бухарского эмирата. В 1873г. Россия заняла и столицу Хивинского ханства.
В 1867г. издан указ об образовании Туркестанского генерал-губернаторства с центром в г. Ташкенте.
Т.о. в середине 60-х г. 19в. полностью завершился процесс присоединения Казахстана и России и край превратился в российскую колониальную окраину.
Построение линии времени, ученик выходит к доске и в хронологическом порядке записывает даты присоединения и важнейшие события.
Обобщая все этапы присоединения Казахстана к России выполним следующее заданиеИмена, прославившиеся в данном историческом периоде: Группа философов должна составить описание исторического деятеля периода присоединения, остальные по описанию должны определить о ком идет речь.
а)Абулхаир б)Кенесары Касымов в)Абылай г)Тевкелев д)Махамбет Утемисов е)Перемышельский
Актуальность: Прошлое несет в себе много положительных и отрицательных моментов, но все плохое, что происходило раньше не должно бросать тень на сегодняшнее поколение. Россия и Казахстан правильно оценили прошедшие много лет назад события и продолжают оставаться главными друзьями и стратегическими партнерами. Это очень радует, и сейчас мы рассмотрим какие события выделяются в современных отношениях между Россией и Казахстаном. В 2003 году прошел год Казахстана в России, а 2004 — год России в Казахстане. А 2006 год прошел под эгидой великих поэтов - Абая Кунанбаева в России, и А.С. Пушкина в Казахстане. В 2013 году начал успешло функционировать таможенный союз в рамках России, Казахстана и Белоруссии, что лишний раз подтверждает взаимную дружбу и доверие между странами. Вывод предлагается сделать ученикам самостоятельно.
Рефлексия:
Назовите основные побудительные мотивы присоединения Старшего жуза к России
Почему часть казахов Старшего жуза добровольно приняла рос подданство
Как шел процесс принятия рос подданства казахами Старшего жузаНазовите основную причину обострения русско-кокандских отношений
Назовите основные последствия завершение колониального захвата Казахстана Россией.
Домашнее задание: пр 20 стр 130-135 пересказ .Оценки за урок
КГУ « Новопокровская средняя школа района Шал акына»
Открытый урок
по истории Казахстана в 8 классе
по теме:
«Завершение присоединения Казахстана к России»
Подготовил: учитель истории Тасмаганбетов Е.С
2014-2015 учебный год