выступление на семинаре по теме Создание условий для развития детской одаренности в сельской школе
Создание условий для развития детской одаренности в сельской школе
Мизюкова Елена Викторовна, учитель географии
МБОУ ПСОШ №29 им. В.С.Погорельцева
В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить
Шалва Амонашвили
Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих принимать гибкие решения. Поэтому превращение знаний в инструмент творческого вариативного освоения мира провозглашается современной дидактикой и системой образования в качестве основной задачи.
Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических доку-ментах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
В связи с этим в последнее время активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
В нашем селе, как и в районе, и во всей стране большая часть одаренных детей традиционно обучалась и обучается в обычной общеобразовательной школе. Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками и даже слабыми учениками. Это позволяетт создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся.
Создана ли в нашей школе условия для выявления и сопровождения талантливых детей, стимулирования их достижений? В целом, да.
Для этого были определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:
- Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность)
- Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над учебными проектами
- Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады
- Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях.
Определив одарённых ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. В связи с этим мы создали систему работы с одарёнными детьми в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Эта система включает в себя принципы работы с одарёнными детьми; формы работы с такими детьми.
Основные принципы работы:
- реализация личностно-ориентированного подхода в целях гармоничного развития ребёнка
- психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности
- развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана
- увеличение роли внеурочной деятельности с детьми повышенной мотивации
-индивидуальные занятия
- дифференциация обучения
- совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
В качестве основных форм работы с одарёнными детьми мы выделяем:
В обучении
- Разноуровневое обучение. В классах на различных предметах материал даётся на разных уровнях (А, В, С). Мотивированные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне. В школе накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя дети могут, участвуя в традиционных предметных олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, викторинах, предметных чемпионатах. Интернет-олимпиады помогают одаренным детям тоже проявить свои способности.
- Элективные и предпрофильные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одарённых детей. Введение этих курсов предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения. В результате у ребёнка расширяется круг интересов, формируется представление о том, чтобы он хотел изучить более глубоко. Нашими учителями разработаны и проводятся такие курсы для 5-9 классов.
- Проектно- исследовательская деятельность. Она даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования, приобщает ребёнка к творческой деятельности. Ребята проводят свои первые исследования, опыты, выступают с докладами и рефератами, защищают свои проекты, «наработки», что способствует удовлетворению их интересов, развитию дарований. Хороший стимул – участие в научно-практических конференциях и олимпиадах. Высокие результаты, которых некоторые школьники при этом достигают, говорят о том, что развивать способности можно и нужно. Для работы с детьми «с признаками одарённости» нужны подготовленные и заинтересованные педагоги, которые способны выявлять, обучать и развивать способности ребёнка.
В воспитании
Особым образом организованная воспитывающая среда позволяет создать у обучающихся мотивацию к учению, формирует высокий уровень творческой активности. Формы воспитательной работы в школе :
- Выставки рисунков и фотоработы детей.
- Публикации в школьной газете.
- День самоуправления.
- Творческие конкурсы по заданной тематике
- Портфолио достижений школьника.
В развитии
В школе предпринимаются разного рода попытки по созданию среды для развития системы дополнительного образования в области спортивных способностей учащихся.
В психолого-педагогическом обеспечении
Школьный психолог регулярно проводит различные виды психологической диагностики с целью ориентации педагогического коллектива и родителей на мотивированных детей
Взаимодействие с родителями
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере. Без активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
В нашей школе приоритетными формами по отношению к семье стали:
- Система информирования родителей (благодарственные письма, табель оценок, дневник ученика и др.)
- Индивидуальные формы работы с родителями
- Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников и др.
На сегодняшний день усиливается интерес к изучению проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей. Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, когда дети составляют презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете и т.д. Одним из перспективных направлений развития одарённых детей мы видим в дистанционном образовании.
В результате многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в программе «Одаренные дети», которая действует с 2006г. Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.)
Среди условий для развития и самореализации одарённых детей этой программы мы выделяем следующие:
- выявление одаренных детей через предметные недели и коллективные творческие дела;
- введение в учебный план школы элективных и предпрофильных курсов;
- участие учащихся в научно-практических конференциях;
- вовлечение детей в работу группы «Юный краевед»
- активное сотрудничество детей и педагогов в школьном клубе
информационных технологий (ШКИТ);
- проведение выставок детского творчества юных дарований школы;
- приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной ис-
следовательской деятельности;
- организация помощи при подготовке творческих отчетов одарённых детей
на школьных, районных конференциях.
Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем наших детей являются гарантом реализации программы. На базе этой программы создано и работает школьное научное общество, предоставляющее учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Помимо этого в задачи входит:
- диагностика одаренности детей и подростков;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
- выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.
Результатами творческой деятельности НОУ являются: презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, районных семинарах, конкурсах.
В соответствии с вышеперечисленным условиями успешной работы с одарёнными детьми в нашем ОУ являются:
1. Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2.Постоянное совершенствование школьной методической системы работы с одарёнными детьми.
3. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами (ответственность, компетентность, состоятельность, интеллектуальность)
4. Немаловажным в этом направлении, на наш взгляд, является и хорошее материально-техническое обеспечение школы, а именно:
- пополнение библиотечного фонда школы новинками справочной, научно-популярной литератур; энциклопедиями, периодическими изданиями;
- компьютеризация образовательного процесса;
- обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций.
В будущем планируем найти возможности для привлечения средств спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, в деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:
-адресной поддержки обучающихся и педагогов для развития способности и таланта;
-адаптации в социуме одарённых детей.
Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в системе образования:
-традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.
-условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми.
-наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых обучающихся.
Заканчивая, подчеркну: если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Высокие способности это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности. Без этого можно вырастить Виртуоза, но не Творца. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным. При этом одарённость - не самоцель. Важно не растерять способность при всех обстоятельствах быть Личностью: «Баранкин из школы должен выйти человеком».
15