Завоевание монголами земель Казахстана
Предмет: история Казахстана
Тема: Завоевание монголами земель Казахстана
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока
Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIII вв.
Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.
Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Оборудование: Портрет Чингисхана, карта РК, музыкальное сопровождение, муз.центр, DVD-диск «Монгол», рисунок «Дерево с плодами», схема, диаг@амма Венна, диа3рамма «Образование улусов на территории КЗ», 8ллюстрации и рисунки.
Ход урока:
Орг.мо<Хнт
Приветствие, проверка готовности к іроку, диалог с Дежурным.
Психологический настрой к уроку:
(звучит музыка, на ее фоне- стихотворение Вадима Шефнера)
Не привыкайте к чудесам-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам-
Глазами к ним тянитесь
Приглядывайтесь к облакам.
Блок № 1. Постановка темы и целей урока
Блок № 2. Актуализация опорных знаний
«Дерево познания» (дерево, а на дереве плоды с вопросами). Задаются вопросы по прошлому материалу.
Вопросы:
Почему ВШП назван Великим шелковым путем?
Что обозначает слово «каган»?
Перечислите раннефеодальные государства, существовавшие на территории Казахстана.
Какое государство в Казахстане в начале X в. объявило «ислам» государственной религией?
Что такое архитектура?
Какие города были на территории Казахстана, ставшие центрами торговли вдоль Великого шелкового пути?
Что такое крытые монументальные надгробные сооружения?
Что означает «Жетысу», в какой части Казахстана он находится?
Вывод:
Общий вопрос- Какого развития достигла наука и культура в IX-XII вв.
Блок № 3. Изучение новой темы:
Вступительное слово.
В древние времена был создан такой литературный памятник, как «Сокровенное сказание монголов». В отличие от других летописей того времени в нем говорится не о предках и расшифровке родословной, а в основном, о жизни и делах Чингисхана. Мы начинаем изучение новой темы с рассказа о родителях Темучина, будущего Чингисхана. Послушаем рассказ его матери- Оуэн.
1. Рассказ матери Чингисхана (выступление ученицы 8 класса)
2. Рассказ об отце Чингисхана –Есугей- батыре (рассказ учителя).
После гибели Есугей-батыра, маленький Темучин остался один, был в плену. Став юношей, он сумел объединить вокруг себя верных товарищей. И начал борьбу с племенами за территории.
3. Рассказ полководца –нойона (ученик 7 класса), одновременно демонстрация схем:
-схемы об административном устройстве империи. Схема 1
Монгольская империя
95 административных туменов
3 военно-административных улусов
Правое крыло (Барунгар) Центральное крыло (Кул) Левое крыло(Жонгар)
Схема 2
Основной закон- Яса Чингисхана
I часть- слова назидания, условия по управлению
II часть- общие законы по военным и гражданским делам, правила, наказания.
Высший орган- Курултай- учредительное собрание
Один раз в год в летнее время
Планы предстоящей войны, сбор войск, сроки войны,
внутренние вопросы жизни империи.
4. Хронологическая лента «Завоевания монголов»
На хронологической ленте с датами в ходе рассказа отмечаются завоеванные территории.
5. Гибель Отрара.
К 1218-1249 гг. монголы подчинили себе многие народы, енисейских кыргызов, бурят. Поводом вторжения в Казахстан послужила «Отрарская катастрофа» в 1218 году.
А. Рассказ об осаде Отрара
Б. Сценка (учащиеся 8 класса)
А вы как относитесь к такому явлению, как предательство? На месте Отрара остались лишь развалины. Послушайте, как современный поэт Мухтар Шаханов написал об этом в своем произведении «Отрарская поэма».
В. Показ отрывка из фильма «Монгол». Ученик на его фоне исполняет отрывок из произведения.
6. Последствия завоеваний.
Через пять лет весь Казахстан и Средняя Азия после упорного сопротивления вошли в состав монгольской империи. Монгольское нашествие оставило неизгладимые последствия.
Схема «Последствия монгольских завоеваний»
Арабский историк Ибн-аль-Асир писал об этЮм: «Монголы ни кого не жалели, убивали же=щин, мужчин, детей,раскрывали утробы беременным а умертвляли младенцев. Немало представителей плембн, НАселявшШх Казахстан, окРзались из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае».
Завоеванные территории Чингисхан разделил между своими 4 сыновьями. Земли Казахстана полностью перешли в руки 3-х старших сыновей. Розданные земли стали называться улусами.
Работа по карте:
Рассказ о разделении империи, с применением карты и диаграммы.
7. Смерть Чингисхана
В 1224 году Чингисхан возвращается в Монголию. Умер Чингисхан в возрасте 72 лет в год «таха», в год кабана (в 1227 г.), случайно упав с лошади. Похоронен на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил «Сотрясатель Вселенной» 4/5 территории Старого света с населением свыше одного миллиарда человек.
Все родственные отношения между сыновьями были прекращены. Все чаще стали происходить междоусобные распри за власть и захват территории. После смерти в 1259 г. Великого хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.
Блок № 4. Закрепление - работа учащихся в группах:
Каждая группа учеников получает определенное задание на карточках.
1 группа
1. Предатель, открывший ворота Отрара.
2. В каком году родился Чингисхан?
3. Младший сын Чингисхана.
2 группа
1. Последствия монгольских завоеваний
2. Что означает слово «курултай»?
3. Имя отца Чингисхана.
3 группа
1. Что такое «Яса»?
2. Какое важное событие произошло в 1206 году?
Блок № 5. Д/З:§ 21, подготовить. Составить рассказ по рисунку на стр. 106 учебника.
Блок № 6. Итоги урока, оценки.
Цель урока: обеспечить условия для усвоения материала о завоевании монголами Казахстана.
Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIII вв.
Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.
Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Оборудование: учебник, компьютер, Портрет Чингисхана, карта , диаграмма «Образование улусов на территории », видеоролик, слайд, иллюстрации и рисунки.
Ход урока:
Орг. момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, диалог с Дежурным.
Психологический настрой к уроку:
Постановка темы и целей урока
Актуализация опорных знаний
«Разминка: «Ромашка вопросов»
Обучающиеся подходят к доске и по одному срывают любой лепесток, на обратной стороне которого написан вопрос, требующий быстрого ответа (если обучающийся затрудняется, он называет студента, который поможет ему), преподаватель фиксирует у себя в протоколе кто сколько дал правильных ответов.
Задаются вопросы по прошлому материалу.
Вопросы:
Почему ВШП назван Великим шелковым путем?
Что обозначает слово «каган»?
Перечислите раннефеодальные государства, существовавшие на территории Казахстана.
Какое государство в Казахстане в начале X в. объявило «ислам» государственной религией?
Что такое архитектура?
Какие города были на территории Казахстана, ставшие центрами торговли вдоль Великого шелкового пути?
Что такое крытые монументальные надгробные сооружения?
Что означает «Жетысу», в какой части Казахстана он находится?
9. В каком городе были обнаружены остатки двух восточных бань – г.Отрар;
Религиозный центр казахов; Туркестан
Вывод:
Общий вопрос- Какого развития достигла наука и культура в IX-XII вв.
Изучение новой темы:
Вступительное слово.
Мы начинаем изучение новой темы с видеоролика о Темучине, будущего Чингисхана. Видеоролик.
После гибели Есугей-батыра, маленький Темучин остался один, был в плену. Став юношей, он сумел объединить вокруг себя верных товарищей. И начал борьбу с племенами за территории.
-схемы об административном устройстве империи.
Хронологическая лента «Завоевания монголов»
Завоевание территории Казахстана и Средней Азии монголами.
Образование улусов.
Личность Чингисхана.
Последствия завоеваний.
Смерть Чингисхана
Закрепление - работа учащихся в группах:
Каждая группа учеников получает определенное задание на карточках.
1 группа
Отгадай термин:
Тест с ошибками (выделены неверные убеждения).
Байге .
О ком идет речь?Работа с картой.
Викторина
Рефлексия политический портрет ТИМУЧИНУ И ЧИНГИЗХАНУ
Домашнее задание прочитать параграф ответить на вопросы в конце параграфа
1 группа; заполнить хронологическую таблицу
2 группа: составить кроссворд
3 группа: написать эссе Чингизхан
Оценивание по оценочному листу
Оценочный лист
1 группа
1. Предатель, открывший ворота Отрара.
2. В каком году родился Чингисхан?
3. Младший сын Чингисхана.
Отгадай термин:
Руководил десятком ...........................................
Руководил армией ..............................................
Управлял диваном .............................................
Избирал хана ......................................................
Тест с ошибками (выделены неверные убеждения).
Верховным правителем монгольских государств был хан. Власть не передавалась по наследству.
Чтобы управлять империей Чингисхан составил свод законов, состоявший из 4- х частей .
Законы были очень суровыми, но смертной казни не было. По приказу Чингисхана на деньги из казны построено много городов, вспахивались поля, высаживались фруктовые деревья. В этом вопросе его поддержал Джучи, который поощрял городскую культуру.
Байге .
1. Переговоры решили нести в открытом поле, усевшись на траву в зарослях полыни. Но диалога не получилось. Переговоры зашли в тупик. Когда это было?