Открытый урок по истории Казахстана на тему: Завоевание монголами земель Казахстана
7 класс. Дата: 09.12.2015 г.
Тема открытого урока: «Завоевание монголами земель Казахстана»
Цель урока: обеспечить условия для усвоения материала о завоевании монголами Казахстана.
Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIII вв.
Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.
Развивающая: Развивать речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, Портрет Чингисхана, карта , диаграмма «Образование улусов на территории », видеоролик, слайд, иллюстрации и рисунки.
Межпредметная связь: всемирная история, география, математика
Ход урока:
Орг. момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, диалог с Дежурным.
Добрый день уважаемые ученики и гости нашего урока.
Метод: Психологический настрой “Все в твоих руках”.
(Притча) “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя “как дома”.
Опрос домашнего задания
Метод: «Ромашка вопросов»
Обучающиеся подходят к доске и по одному срывают любой лепесток, на обратной стороне которого написан вопрос, требующий быстрого ответа Задаются вопросы по прошлому материалу.
Вопросы:
Почему ВШП назван Великим шелковым путем?
Что обозначает слово «каган»?
Перечислите раннефеодальные государства, существовавшие на территории Казахстана.
Какое государство в Казахстане в начале X в. объявило «ислам» государственной религией?
Что такое архитектура?
Какие города были на территории Казахстана, ставшие центрами торговли вдоль Великого шелкового пути?
Что такое крытые монументальные надгробные сооружения?
Что означает «Жетысу», в какой части Казахстана он находится?
9. В каком городе были обнаружены остатки двух восточных бань ? г.Отрар;
Религиозный центр казахов; Туркестан
Какого развития достигла наука и культура в IX-XII вв.?
Слово учителя: В первой четверти XIII века казахская степь подверглась опустошительному нашествию кочевых племен. Захватчики применили здесь массовый террор и насилие, опустошили целые области и разрушили города. В арабских и персидских исторических сочинениях приведены наименования около тридцати городов в разных странах, где население почти полностью было уничтожено. В их числе три южно-казахстанских города — Отрар, Сыгнак, Ашнас. О каких захватчиках идет речь?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир Монгольской империи, познакомимся с исторической личностью Чингисхана, попытаемся решить исторические задачи, ответить на задания.
Изучение новой темы:
План урока.
1.Образование Монгольского государства
2.Общественное устройство
3.Завоевание монголами территории Казахстана
4.Образование улусов
Вступительное слово.
Мы начинаем изучение новой темы с видеоролика о Темучине, будущего Чингисхана.Видеоролик.
1.Образование Монгольского государства. Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине ХII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.
В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов- борджигинов Есугей-бахадура - Темучин (1155-1227) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая, и в 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингиз-ханом. Столица - Каракорум.
Таким образом, в начале XIII в. в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство.
Задание «портрет Чингисхана»
Презентация учащихся (рассказывают о Чингисхане)
2.Общественное устройство (составить кластер)
составить кластер на тему: «Общественное устройство», используя текст учебника на с.104
3.Завоевание монголами территории Казахстана.
Вопросы классу
Назовите причины монгольских походов? (ответ учащихся)
• Необходимость в расширении границ государства;
• Необходимость в расширении пастбищных угодий;
• Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани
Задание
Решить «исторические задачи»
1) 1207 -1208 гг.+Джучи =(ответ учеников) покорил енисейских кыргызов
2) 1207-1209 гг. + Чингисхан= (захватил Тангутское государство)
3) 1211-1215гг.+Чингисхан= завоевал Китай
4) 1218г +Чингисхан = отправил торговый караван в Отрар
Слово учителя: В 1219 году монгольские племена направились к городу Отрар. Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая «Отрарская катастрофа».
Что вы знаете о героизме защитников города Отрар?
Рассказ ученика «Отрарская катастрофа»
Выводы учителя:
В 1219-1224 гг. вся территория Казахстана была завоевана Чингисханом
Последствия нашествия были катастрофическими. Несмотря на то, что Жетысу не оказало сопротивления, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось 200 городов и поселений, то в XIII-XIV веках из них осталось всего около 20.
Вопрос: какое последствие имело монгольское нашествие для Казахстана?
(Монгольское нашествие сопровождалось массовым истреблением людей, уничтожением материальных и культурных ценностей. Произошел упадок оседлой городской культуры. Было замедлено формирование казахской народности).
4.Образование улусов. Работа с картой
Рассказ учителя:
Чингисхан еще при жизни своей выделил земли каждому из 4-х сыновей, розданные сыновьям земли назывались улусами. Территория Казахстана вошла в состав улусов 3-х сыновей.
Закрепление.
работа учащихся в группах:
Каждая группа учеников получает определенное задание на карточках.
Отгадай термин
О ком идет речь?Викторина
1 группаОтгадай термин:
1.Руководил десятком (десятник).
2.Собирал налоги (баскак).
3.Был в Восточной Европе (Батый).
О ком идет речь?
1.Удивительно - но факт Его назвали именем покоренного вождя. Неграмотен, но державой управлял на началах взаимного согласия. Имел талант красноречия, отличался храбростью и выдержкой. (Темучин.)
Викторина
1.Три аймака империи Чингисхана (2 крыла, центр).
2.Что такое Ясы Чингисхана? (Сборник законов).
3.Каким путем было захвачено Семиречье (Жетысу) в 1217 году? (Мирным).
2 группаОтгадай термин:
4.Избирал хана (курултай).
5.Руководил армией (хан).
6.Законы Чингисхана (Ясы).
О ком идет речь?
2.Его имя означает “неожиданно появившийся, словно путник или странник” Отец пережил его на шесть месяцев (Джучи).
Викторина
4.Какой город назвали “Кротким”? (г. Баласугун).
5.Захват какой территории поручил Чингисхан Джучи при наступлении на Казахстан? (Низовье р. Сырдарьи)
7.Какие города Казахстана оказали героическое сопротивление захватчикам? (Отрар, Сыгынак, Аншас).
3 группаОтгадай термин:
7.Управлял диваном (визир).
8. Самый младший из четырех сыновей Чингисхана (Талуй).
9.Столица империи с 1260г. (г. Каракорум).О ком идет речь?
3.Кроме имени у него было прозвище “Саин”. Столицу своего государства он назвал Сарай. (Батый)
Викторина
1.Сколько городов на территории Казахстана оказали героическое сопротивление монголам (20)
2.Куда совершил поход младший сын Чингисхана – Толуй? (Вместе с отцом на г. Бухару).
3.На кокай реке произошла битва, в которой участвовало 20 чингизидов (на р. Калке).
2. электронные тесты по теме: «Завоевание монголами казахских земель». (ученики сами отмечают правильные варианты ответов с помощью компьютера, и в компьютер сам посчитает сколько баллов набрал ученик)
1.Чингисхан родился на берегу реки?
а) Онон
б) Орхон
в) Керулен
г) Енисей
2.Курултай, на котором Темучин был провозглашен ханом, состоялся в?
а) 1201г.
б) 1202г.
в) 1205г.
г) 1206г.
3.Термин, который не относится к военно-административному делению в Монгольском государстве?
а) ясы
б) жонгар
в) барунгар
г) кул
4.Курултай созывался?
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
5. Сын Чингисхана, в улус которого не вошли земли Казахстана?
а) Угэдэй
б) Джучи
в) Тулуй
г) Чагатай
6. Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия появились у монголов после покорения?
а) Китая
б) Индии
в) Ирана
г) Караханидов
7. Большая часть земель Казахстана от Иртыша до Волги, северная часть Семиречье, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак достались вошлив состав какого улуса?
а) Чагатая
б) Тулуя
в) Джучи
г) Угэдэя
8. Подчинил себе енисейских кыргызов в 1207-1208гг?
а) Чингисхан
б) Джучи
в) Чагатай
г) Тулуй
9. Поводом для начала похода на земли Казахстана послужило событие?
а) джут в собственно Монголии
б) ослабление власти хорезмшаха Мухаммада
в) гибель хана Джучи
г) «Отрарская катастрофа»
10. Назовите, какое событие произошло в 1227 году?
а) поход в Китай
б) смерть Чингисхана
в) покорение Ирана
г) отправил торговый караван в Отрар.
Ответы:
б, 2 г , 3 а, 4 в, 5 в, 6 а, 7 в, 8 б, 9 г, 10 б.
Подведение итогов урока.
Таким образом, в 1206 году было создано Монгольское государство, которое изменило историю многих народов средневековья. Впервые под властью одной династии были объединены разные племена и народы, страны и государства Евразии.
Чингизхан умер в 1227 г. в возрасте 72 лет. Покорил «Сотрясатель Вселенной» четыре пятых территорий Старого Света с населением свыше 1 млрд. человек. На ханской трон в монгольской империи, согласно воле Чингиз-хана был избран его третий сын Угедей (1228-1241).
« Если моё тело умирает, пусть моё тело умирает, но не позволяйте моей стране умирать».
….огромная Монгольская империя не могла долго просуществовать и во второй половине 13 века она распалась на ряд самостоятельных улусов, территория Казахстана вошла в состав Золотой орды.
Оценивание по оценочному листу
Домашнее задание прочитать параграф 21, ответить на вопросы в конце параграфа;
составить кроссворд.
Общая средняя школа имени Н.К.Крупской
Открытый урок
в 7 "Б" классе
на тему: "Завоевание монголами земель Казахстана"
-19431091440
2015-2016 учебный год
Провела: учительница истории Ниязова А.С