Технологическая карта урока Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Пермского Края»
КПК «Использование педагогических технологий для достижения
метапредметных результатов ФГОС».
Выпускная работа
Урок физики
«Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов»
Работу выполнила
Учитель физики МАОУ «СОШ № 108»
Шипкина Елена Александровна
Пермь 2015
Класс: 9.
УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2009.- § 65.
Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
Тип урока: урок открытия нового знания, информационно-развивающий.
Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, экран, доклады учащихся, учебный диск «Видеоуроки. Физика-9»
Цели урока: Познавательные:Создать условия для формирования знаний учащихся о структуре атома, радиоактивности, физической природе α, β, γ - излучений.
Метапредметные: способствовать формированию умения выдвигать гипотезу, анализировать, сравнивать, обобщать факты. Личностные: продолжить формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Задачи урока: Проследить историю открытия радиоактивности, её физическую суть.
Этап урока, время этапа Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые результаты
Мотивационый этап
(5мин) Вызвать познавательный интерес
Выявить имеющиеся знания по теме;
Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.
Таблица ЗУВ («Знал», « Узнал», «Вопрос однокласснику»). Фронтальная 1.Предлагает вспомнить строение атома из курса физики 8 класса
2.Предлагает вспомнить - с каких времен люди знают о строении атома.
3.Просит объяснить менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем. 1.Вспоминают строение атомов из курса 8 класса.
2.Вспоминают. Смотрят в 1-й абзац на стр. 226 учебника.
3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о причинах изменения представления о строении атома.
4.Чертят в тетради таблицу. Предметные УУД:
осознают эволюцию взглядов на природу атома;
Регулятивные УУД:
определяют цели учебной деятельности;
Познавательные УУД:
видят проблему, осознают возникшие трудности;
Коммуникативные УУД:
участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное;
Личностные УУД:
осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.
Ориентировочно-целевой этап
(7мин) Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации. Беседа.
Фронтальная 1.Демонстрирует фрагмент видео о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем.
2.Предлагает объяснить результаты эксперимента и назвать явление, о котором идет речь.
3.Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности.
4.Предлагает продолжить работу в таблице (2 колонка) ЗУВ. 1.Слушают, находят уран на таблице Менделеева.
2.Испытывают затруднения, смотрят на страницу учебника.
3.Высказывают правильные и ошибочные мнения.
Предметные УУД:
осознают сложность строения атома по результатам накопленных фактов и явлений;
Регулятивные УУД: принимают предложенный способ решения проблемы;
Познавательные УУД: выдвигают гипотезы, выделяют материал, который будет использован в исследовании;
Коммуникативные УУД: умение слушать;
Поисково-исследовательский этап
(13мин) Организовать поиск решения проблемы. Беседа.
Работа с учебником. Фронтальная 1. Заполняют колонки «Знал» и «Узнал» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).
2. Предлагает высказывать и записать свои предложения в колонке «Узнал».
3.Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.
4. Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.
1.Участвуют в заполнении колонки.
2.Вносят свои предложения.
3.Слушают. Смотрят на таблицу Менделеева.
4.Рассматривают рисунок опыта Резерфорда (стр. 227). Делают предположения о трех составляющих. Предметные УД: формулируют определения нового физического понятия, объясняют смысл и результаты опыта Резерфорда;
Регулятивные УУД: предвосхищают результат и уровень усвоения;
Познавательные УУД: ориентируются и воспринимают текст, устанавливают причинно-следственные связи;
Практический этап
(10мин) Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. Видеофрагмент. Работа с тетрадью. Сообщения учащихся. Индивидуальная 1.Предлагает просмотреть видеофрагмент
2.Предлагает прослушать сообщения учащихся о биографиях А. Беккереля, М. Кюри, Э. Резерфорда.
3.Предлагает заполнить 3 колонку «Вопрос однокласснику»
1.Повторно визуально просматривают материал урока. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».
2.Слушают сообщения учащихся.
3.Заполняют 3 колонку «Вопрос однокласснику»
Регулятивные УУД:
корректируют, оценивают полученные знания;
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из различных источников и структурировать её
Коммуникативные УУД: уметь сформулировать вопрос;
Рефлексивно-оценочный этап (5мин) Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. Таблица ЗУВ (Узнал). Групповая работа (по рядам). 1.Предлагает вспомнить проблему урока и соотнести с записями во 2 колонке.
2.Озвучить записи в третьей колонке
3. Подводит итог по работе с таблицей.
4.Задаёт домашнее задание (параграф 65).
1.Соотносят и оценивают свои записи, 1 и 2 колонки.
2.Выступают с вопросами 3 колонки. Отвечают на вопросы одноклассников.
3.Самоанализ по работе с таблицей
4.Записывают домашнее задание в дневник. Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;
Познавательные УУД:
Рефлексия действий, контроль процесса и результатов
Личностные УУД: осознают личностную значимость владения методами научного познания;