Психологический комфорт на занятии, как условие развития личности ребенка
Психологический комфорт на занятии, как условие развития личности ребенка.
Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на занятии, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.
Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию.
Что же такое комфорт?
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
Психологический комфорт – это снятие страха перед занятием, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А изучаемый материал должен стать базой для самореализации учеников. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на занятии.
Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит прежде всего от педагога.
Принципы психологического комфорта следующие:
учеба должна давать детям радость;
протекать на фоне положительных эмоций;
исключать психотравмирующие ситуации.
Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.
Одним из лучших способов организации активного общения на занятии считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой педагогом, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятиях.
в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
Педагогу необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к педагогу особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.
Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке.
Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на занятиях я создаю с помощью таких приемов:
снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься..»)педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);
авансирование («У тебя получится, так как …»);
персональная исключительность (« Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);
усиление мотива («Нам это так нужно);
высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).
В процессе осуществления обратной связи и воспитания ответственного отношения школьников к учению большую роль играет контроль и оценка знаний. Правильная содержательно-оценочная деятельность является одной из предпосылок для создания психологически комфортного климата на занятии.
На самоподготовке я использую рейтинговый способ оценивания знаний и умений учащихся.
Этот способ стимулирует учащихся к активной деятельности на самоподготовке. Суть его заключается в том, за активную, качественную работу на всем занятии во время подведения итогов работы ребенок получает жетон соответствующий качеству работы. Круг-5, треугольник – 4, прямоугольник – 3. При подведении итогов за неделю, ребята предъявляют заработанные ими жетоны и получают соответствующую оценку. Которая в свою очередь имеет значение в итоговой оценке за неделю в таблице успеваемости. В конце четверти выводится итоговая оценка и хорошисты получают грамоты. Что стимулирует ребят к дисциплинированности и качественной работе.
Завершающим этапом занятия является подведение итогов, самоанализ. Учащиеся заканчивают предложения: « Сегодня на занятии я научился …..», « Мне понравилось….», « Мне не понравилось….», « Мне было интересно….», « Я смог…», « Я не смог…», « Мне хотелось бы…», « Мне удалось…» и т.д. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника.
Результативность занятия будет заключаться не только в прохождении и усвоении материала, но и в личностном росте учащихся, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. Поэтому на занятии необходимо использовать метод индивидуального подхода.