Доклад на педагогическом совете на тему: Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка
Психологический комфорт на уроках как условие формирования здоровья ребенка
Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе.
Представление о тесной связи самочувствия человека с его психическим и эмоциональным состоянием является одним из важнейших в современной медицине и психологии. Из этого следует, что двусторонняя связь между психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией. В результате, она становится препятствием для нормального развития или дает начало серьезным заболеваниям.
Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек.
Мы не должны забывать тот факт, что дети приходят к нам часто из семей, в которых отсутствует благоприятный климат, необходимый для правильного воспитания и формирования психически здоровой личности. Здесь мне бы хотелось остановиться на понятии семейного неблагополучия.
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы даже не задумываемся, а что, собственно, это такое? Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают никакими вредными привычками, кроме одной – им нет дела до собственных детей.Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья – ребенок». Неблагополучная семья подразумевает следующие социально незащищённые группы населения:- малообеспеченные семьи (low-income families);- неполные семьи (single-parent families);- семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования, не выполняющих родительские обязанности, и/или имеющие историю психологических расстройств;- семьи, нуждающиеся в социальной поддержке;- дети и семьи вынужденных переселенцев. По мнению специалистов, наиболее сильные источники неблагополучия:• Алкоголизм в семье;• Бедность семьи;• Конфликты в семье между родителями• Конфликты в семье между детьми и родителями.• Неполные семьи• Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.
В 6 «Б» классе из 24 учащихся только 10 - дети из полных семей, семерых воспитывает только мама, у шести – есть неродной отец. Мне хотелось бы особенно остановиться на последней категории. По моим наблюдениям, такие дети, как правило, страдают больше других. Мужья матерей ( являются ли они законными усыновителями или нет) предъявляют завышенные требования к неродным детям, которые невольно становятся причиной конфликтов в семье. Педагоги должны быть особенно внимательны к таким подросткам.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.
Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами (включая не только педагогов и детей, но и весь технический персонал), научный уровень мышления, ориентированный на вскрытие сути как поиск Истины, культурную, эстетически оформленную организацию труда в соответствии с принципом Красоты и защищенное положение взрослых и детей как привнесение Добра в образовательное учреждение.Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.
Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь.К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:
Установление личных контактов: Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика (в случае, когда невозможно запомнить имена всех учащихся, используются визитки), проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.
Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.
Формы обращения учителя к ученикам
1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня, ребята, был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?.. Тогда на уроке займемся интересным делом, спрашивать вас не буду.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.
Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.
Данная позиция во взаимодействии с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.
Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.
Применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.
Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий
Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?
Технология “Словарь принца” (социальная психология)
Замечание необходимо строить следующим образом:
1. Необзывательное, неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога, говорится о том, что является результатом поведения ученика, только описание фактов и ничего более.
Пример:
- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…
- Когда вы рисуете на парте…
- Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе…
- Когда меня перебивают во время объяснения…
Но, здесь не должно быть описания личного отношения к фактам, таких как:
- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что оставили мусор на партах…
- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…
2. Описывается эффект, который является результатом неприемлемого поведения школьника, ребенок должен понять, прочувствовать. Что его действия создают проблему для учителя.
Важно, здесь то, что большей части детей необходимо удовлетворить потребность в признании и принятии, и учитель, как значимый взрослый играет здесь важную роль. Именно потребность в признании и принятии мотивируют школьников на изменение поведения.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект)…
- Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (2 часть, значимый эффект)…
3. Сообщение ученику о тех эмоциях и чувствах, которые испытывает учитель в результате того эффекта.
Пример:
- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1 часть, безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть, значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться (3 часть, чувства).
- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть, безоценочное описание ситуации), я могу столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).
Это важная последовательность, но не следует относится к ней, как к святыне. Возможно, и опускание какой-либо части трехчастного замечания. Общее правило здесь таково: желательно сообщить о неприемлемой ситуации и чувствах.
Когда учитель начинает применять данные замечания, школьник с удивлением открывает для себя, что учитель – не говорящая машина с разговорами, а настоящий человек, потому что он показывает свои чувства, сперва самому себе, а потом окружающим.
Чтобы научится пользоваться данной технологией, нужна тренировка. Попробуйте представлять ситуации на уроке или перемене, выводящую вас из равновесия и построить замечание по данной схеме.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Ниже представлены рекомендации по созданию психологического комфорта К. Роджерса и Д.Карнеги.
Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3) всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4) выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6) развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) должен быть активным участником группового взаимодействия.
8) открыто выражать группе свои чувства.
9) стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
10) наконец, хорошо знать самого себя.
Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Здоровая атмосфера и благоприятный климат на уроке, создающиеся рядом факторов, многое решают в сложном деле обучения и воспитания школьников. Прежде всего, учитель обеспечивает возможность каждому школьнику пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Это дается искусством индивидуализированного обучения, чуткого, внимательного подхода к каждому ученику. Умный, обладающий психологической культурой учитель, всегда обеспечит возможность каждому школьнику пережить радость успеха вне зависимости от способностей и степени его подготовки. Индивидуальный подход к ученику на уроке является одним из важных условий при создании психологически-комфортной атмосферы в классе. И это вовсе не означает, что учащемуся нужно ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, хвалить его без повода и т. д. Прежде всего, психологически-комфортная атмосфера – это снятие страха перед уроком, развитие осознания учеником его собственной личностной значимости, наполнение смыслом работы. Иными словами, зная индивидуальные особенности каждого учащегося в своем классе, педагогу необходимо поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах, а правильный подбор учебного материала, в свою очередь, должен стать основой для их самореализации, быть интересным не только педагогу в работе над ним, но прежде всего учащемуся. Таким образом, результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении выбранной программы, но и в личностном росте учащегося, которому комфортное общение с педагогом поможет стать чуть спокойнее, чуть увереннее, добрее. Поэтому всего этого без использования метода индивидуального подхода и, как следствие, без создания комфортной атмосферы в классе добиться будет очень трудно! Нормальная деловая атмосфера урочных занятий — эффективнейшая профилактика нарушений поведения, а также разного рода и разной тяжести нервных срывов у детей. Всякая попытка учить бесстрастно, буднично, серо, воздействовать на мышление и память в обход чувств неминуемо приводит к тому, что урок идет с ничтожным коэффициентом полезного действия. Эмоциональность не может не быть существенной чертой нормальной атмосферы урока. Речь идет о прочувствованном, искренне заинтересованном слове учителя, об опоре на положительные эмоции — интерес, любознательность, удивление, радость узнавания, нелегкого успеха. Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы краткой рецензии, какого-либо оценочного суждения. Ибо без быстрой, объективной, точной, краткой, понятной и доброжелательной информации о результатах познавательных усилий детей процесс усвоения ими знаний, умений и навыков значительно затормаживается. Учитель должен быть как бы зеркалом познавательных усилий своих учеников.
В благоприятный психологический климат хорошего урока входит как его важная часть постоянная быстрая и объективная оценка работы детей учителем. Имеются в виду простые выражения типа «Точно», «Правильно», «Молодец», «А вот этого решения и я не знал — обсудим на занятиях кружка», «Здорово», «Неправильно», «Подумай, в каком звене рассуждений ошибка», «Вот пример, факт, опровергающий такое мнение, Найди-ка более правильное объяснение» и т. д. И все это — без упреков, нотаций, скучного «душеспасительного» морализирования, выговоров и обвинений в лености. И все это — доброжелательно, с искренним признанием права каждого на ошибку. Учитель — зеркало психологических, умственных, нравственных сдвигов в поведении ученика и потому он учитель. Среда, обстановка и атмосфера урока должны благоприятствовать процессу обучения. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д. Личность учителя, влюбленного в науку, в свою работу, в детей, действует на ребят завораживающе.Все мы понимаем, однако, что это — условие необходимое, но недостаточное. Ибо без учета некоторых психологических закономерностей передачи знаний и воспитательного процесса успеха не достигнет ни одна самая выдающаяся личность. Здоровая атмосфера урока предполагает, что движущие побудительные силы (мотивация) учения заложены в самом учении и не нуждаются в каких бы то ни было «кнутах и пряниках». Школьник при нормальных условиях должен учиться не для отметок, не из страха перед неприятностями и не в ожидании наград, а из чувства ответственности, из любви к учителю и из интереса к учебному материалу. В нормальной атмосфере урока отметки — это как бы отчет учителя и учащихся (именно обеих сторон!) за результаты учения перед обществом, перед собой. Всякая попытка изменить назначение отметок, превращая их в основную побудительную силу учения, вредна и опасна.
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося на уроке. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным.Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально- неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.Действия учителя, направленные на создание благоприятного психологического климата на уроке:- не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других; - не противопоставлять сильных слабым; - не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине; - замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко; - воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами; - формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.Практические приёмы работы, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы на уроке.Данные приёмы направлены на установления контакта в классе, создание благоприятной эмоциональной установки на работу, на снижение усталости, повышение уровня внимания, эмоциональной разрядки.1. «Экран настроений». Предлагаются несколько лиц-настроений (грустное, спокойное, испуганное, сердитое, весёлое и др.)- Какое у тебя сейчас настроение?- Может ли оно измениться в течение урока?- Какое настроение возьмём на урок? Почему?- Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение будет вот таким…(Рефлексия в конце урока обязательна)2. «Карусель». Учащиеся передают по кругу мягкую игрушку, при этом ей одним словом или фразой высказываются о своих чувствах, физическом или эмоциональном настроении. Если уровень доверия в группе большой, говорят вслух, если нет – шёпотом «на ушко» игрушке. Используется для установления эмоционального контакта и снятия напряжения.
3. «Маски». Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своем эмоциональном состоянии из-за внутренней скованности, неустановленного контакта в группе или просто из-за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно, интерпретируя это упражнение следующим образом: учитель заготавливает маски (это более трудоемко, но и более увлекательно, напоминает театрализованное действие) или карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Два варианта игры:
1). Ребёнок выбирает маску – настроение, другие пытаются угадать, какие чувства и почему испытывает товарищ в данный момент ( могут дать совет или подбодрить);2). Маски прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнера. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы-переспросы, пытаются угадать. Можно предложить самим учащимся изготовить такие маски, карточки дома.4. «Комплимент» (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия.5. «Секретики». Ребята кратко записывают своё состояние на листке бумаги ( заранее приготовленные из цветной бумаги, подсознательно выбирая цвет), сворачивают и откладывают в «дальний уголок». В конце урока пишут на другом листочке и сверяют: что и как изменилось, почему? По желанию говорят вслух или констатируют факт изменения, остальные могут предположить полученный результат ( формирование рефлексии, самоанализа)Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения.
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в классе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении.
Памятка педагогу.
- Уважай учащегося!
- Не навреди! Ищи в ученике хорошее.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Давай учащемуся ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
В завершение - притча.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»
Методы и приемы создания и поддержания психологического комфорта на уроке
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Принцип психологического комфорта:
- учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.
Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Мне хочется привести примеры положительных эмоциональных настроев на уроках (на этапе оргмомента):
1.Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
2.Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
3.Звонкий прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте прямо, не шумите,
Всё ль на парте, посмотрите.
Все ль на месте, всё ль на парте:
Книжка, ручка и тетради.
Не забудьте дневника,
Он – документ ученика.
Здравствуйте, ребята.
Сели. Мы приступим к новой теме.
4.Заходите, дети, в класс!
Мы урок начнем сейчас.
Встали прямо, подравнялись,
Посмотри на парту,
Всё ли там в порядке?
Ручку, книжку и дневник
Имеет каждый ученик.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не крутитесь.
Начинаем наш урок,
Знайте, вам пойдет он впрок.
5.Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Мы урок начнём сейчас.
6.Здравствуйте, ребята.
Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Много интересного будем изучать,
Значит, будут нам нужны
Книжка и тетрадь.
Хорошо известно вам, что должен ученик
При себе всегда иметь ручку и дневник.
7.Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Утренняя зарядка.
Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком можно сделать утреннюю зарядку под музыку.
Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки»
- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).
«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:
- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)
- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….
Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.
Например:
Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.
Создание ситуации успеха
Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.
Игровые технологии
Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается игра. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как "царство произвольности, свободы и воображения”, где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются "мнимые ситуации” и происходит "иллюзорная реализация нереализуемых желаний”. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.
Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;
в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.
В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.
Физминутки
Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Для эмоциональной разрядки, для снятия напряжения можно использовать занимательный математический диктант вида «ДА (НЕТ)».
Если верно, ставим + , если неверно –.
1.Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)
2.Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
3.У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
4.1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
5.Шел муж с женой
Да брат с сестрой
Да шурин с зятем.
А всего их трое. Верно?
6.Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?
Самопроверка (+ – + – + + ).- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д.
Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.Для снятия напряжения при письме можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
Релаксация (под музыку звуков природы).
Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Рефлексия «Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
- За что бы вы себя могли похвалить?
Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.
Словесные поощрения детей
Прекрасно!Молодец!Умница!Хорошо!Удивительно!Остроумно!Ярко!Очень эффектно!Отлично!Очень точно!Поздравляю!Я горжусь тобой!Ты помог другому!
Я горжусь тобой!Огромный успех!Ты – победитель!Поразительно!Ты хорошо постарался!Я восхищаюсь тобой!Ты делаешь большие успехи!Я уважаю тебя!Ты очень ответственный человек!Я верю в тебя!Я знала, что ты сможешь это делать!Великолепно!
Несравненно!Как умно!Ты – хороший друг!Сенсационно!Красота!Огромное достижение!
Ты быстро продвигаешься вперёд!Ты добился большого успеха!Тут мне без тебя не обойтись!С каждым днём у тебя получается всё лучше!Ты увлёк всех!Я знала, что ты сможешь это делать!Как умно!Какой ты внимательный!Ты – моя радость!Ещё лучше, чем прежде!Это как раз то, что нужно!Ты проявил талант!
«Дерево достижений» (или можно использовать как «Дерево настроения»)
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.
Красный лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)
Желтый лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)
Белый лист –на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.
1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками. Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии. Сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов