Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Зёрнышко таланта»

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол №___ от «___» __________2015г.


УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ № 4
«Красная шапочка»
________________ В.Г.Сахина


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
Джалильский детский сад №4 «Красная шапочка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района республики Татарстан



Программа
по выявлению и развитию предпосылок одаренности
у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Зёрнышко таланта»









пгт. Джалиль
2015


Содержание
Пояснительная записка
Концепция программы
Цель программы
Задачи программы
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Планируемые результаты
Основные направления реализации программы
Отличительные особенности одаренных детей
Категории одаренных детей
Виды одаренности
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Исследовательско-диагностический этап
Принципы тестирования детей
Подбор диагностического инструментария
Формы работы с одаренными детьми
Условия для развития одаренности
Примерный план работы с одаренным ребенком
Заключение
Список литературы













Пояснительная записка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый» А уж талантливый – «это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта
Концепция программы
ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи программы
Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
Выявить детей с предпосылками одаренности.
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Принцип возрастания роли дополнительного образования.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Принцип гуманизма и демократизма.

Планируемые результаты
Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Основные направления реализации программы
Выявление одаренных детей.
Создание банка данных «Одаренные дети».
Разработка индивидуальных форм работы.
Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)?
В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной?

Категории одаренных детей
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Виды одаренности



Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды
одаренности
Составляющие
Как проявляются

Академическая
одаренность
Мотивационно-личностные характеристики
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.


Способности к обучению
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.

Творческая
одаренность
Художественная одаренность
Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).


Вокальная одаренность
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.


Литературная одаренность
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.


Артистическая одаренность
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.


Конструкторская одаренность
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.

Психомоторная
одаренность
Спортивная одаренность
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.


Хореографическая одаренность
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.

Коммуникативная одаренность
Социально-личностная   одаренность
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.


Лидерская одаренность
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.


Исследовательско-диагностический этап
Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей
Соответствие тестовых методик возрастным нормам.
Игровой характер тестовых методик.
Доброжелательная атмосфера во время тестирования.
Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.
Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспресс-анкет воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений педагога-психолога, воспитателя или другого специалиста.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Формы работы с одаренными детьми
Групповые занятия с одаренными детьми.
Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.
Работа по индивидуальным планам.
Исследовательская деятельность.
Творческие мастерские.
Кружки по интересам.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Условия для развития одаренности
Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.
Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.
Примерный план работы с одарённым ребёнком
Индивидуальная работа.
Занятия в кружке.
Участие в конкурсе.
Проектная деятельность.
Вовлечение в коллективную деятельность.
Работа с родителями.

Приложение 1
Перечень тестовых методик.
Приложение 2
План работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста
Заключение
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.


























Список литературы
Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка», журнал «Обруч», 2005г.
Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
Клименко В.В. «Психологические тесты таланта», Санкт-Петербург, 1996г.
«Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать», Москва, 1998г.
«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса, Москва, 2000г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль,1996г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Виды одаренностиРисунок 1Виды одаренностиюђ Заголовок 115