Педагогический эксперимент «Реализация образовательной технологии проекта в урочной и внеурочной деятельности как средства духовно-нравственного формирования личности младшего школьника»
Педагогический эксперимент
«Реализация образовательной технологии проекта в урочной и внеурочной деятельности как средства духовно-нравственного формирования личности младшего школьника»
В современном быстро меняющемся мире нравственные ориентиры довольно размыты, поэтому подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности и безнравственности. Актуальность проблемы воспитания младших школьников очень актуальна, так как во– первых, наше общество стремится воспитать высоконравственных людей, обладающих и знаниями, и духовностью; во-вторых, сейчас школьник окружен множеством разнообразных источников и позитивного, и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на только еще формирующуюся сферу нравственности; в-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм. Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Каков портрет современного младшего школьника с точки зрения сформированности его нравственных качеств и какими способами обладает современное образование для формирования нравственности? Чтобы ответить на этот вопрос, я провела экпериментальную работу в начальных классах МОБУ «Туршинская ООШ»: в 1-4 классах 2013-2016 гг. обучения (в качестве экспериментального класса) и 1-4 классах 2011-2015 гг. обучения (в качестве контрольного). Цель эксперимента ─ определить портрет современного младшего школьника с точки зрения сформированности его нравственных качеств. Выделены следующие критерии.
•Критерий нравственного знания – что младший школьник знает? Знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм и качеств личности, правил нравственного поведения отношений. Представление об ответственности за свои поступки.
•Критерий нравственных отношений – как он относится? Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.
•Критерий нравственного поведения – как он себя ведет? Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.
На констатирующем этапе эксперимента в контрольном и экспериментальном классах на первом году обучения я применила следующие диагностики: методика «Закончи историю», диагностика этики поведения, диагностика нравственной мотивации. Согласно рисунку 1 методика «Закончи историю» показала, что оптимальный уровень осознания младшими школьниками нравственных норм выше в контрольном классе, а хороший, пограничный и достаточный немного выше в экспериментальном.
Рисунок 1 – Уровень осознаний нравственных норм
Диагностика этики поведения позволила выявить компетентность в поведении и общении на основе самооценки. Диаграмма демонстрирует примерно одинаковый уровень положительного и отрицательного результата.
Рисунок 2 - Компетентность в поведении и общении на основе самооценки.
Диагностика нравственной мотивации согласно рисунку 3 в экспериментальном и контрольном классах практически одинакова, отличаются показатели среднего уровня и ниже среднего. В экспериментальном классе нет детей с низким уровнем нравственной мотивации.
Рисунок 3 – Результаты диагностики нравственной мотивации
Ни одна из методика не выявила высоких показателей, но показала наличие в каждом классе учащихся со средним, ниже среднего и низким уровнем нравственных показателей. Это противоречит предъявленному по ФГОС «портрету выпускника» начальной школы. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе мной проводилась целенаправленная систематическая работа по формированию и развитию нравственной сферы младших школьников в урочной и внеурочной деятельности через проектную деятельность кружка «Мир вокруг нас», (Приложение 2) воспитательную работу в классе, урочную деятельность. При этом проектная деятельность пронизывала все направления, так как метод проектов является одним из активных и универсальных технологий, который можно применять и в урочной, и во внеурочной деятельности с целью формирования не только поисково-исследовательских навыков, ИКТ-компетенций, но и оказывает положительное влияние на развитие нравственных качеств.
Направление Цель Формы реализации проектной деятельности, направленные на формирование нравственности
Кружок
«Мир вокруг нас» Формировать осмысленное ценностное отношение к базовым ценностям: жизни, Родине, природе, планете Земля, своему здоровью, культуре и духовным традициям Изучение текстов художественной литературы,
иллюстрирование и составление сборника рисунков,
изготовление книжки-малышки, оформление стенгазет,
создание презентаций и буклетов,
организация праздников, игр,
экскурсии в библиотеку,
выезды в театр,
участие в общественно-полезном труде,
классные часы, беседы.
Учебные предметы: чтение, окружающий мир, ОРКСЭ Воспитательная работа в классе На формирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе по всем направлениям систематично велась проектная деятельность. Так, совместно с 1 классом дети работали над проектом «Мои первые буквы», который охватил предметные области чтение, изобразительное искусство и технологию: формировались предметные умения по чтению, навыки рисования, аппликации, развивалась мелкая моторика, воображение, мышление, умение представить свой продукт – книжку-малышку. Проект решал и воспитательные задачи: формирование интереса к чтению книг как источнику нравственности и морали, умение сотрудничать, договариваться, воспитание уважения друг к другу и к взрослым (к этой работе были привлечены и родители первоклассников). На уроках окружающего мира, чтения, ОРКСЭ, классных часах дети работали над решением таких проектов, как «Мой четвероногий друг», «Имена нашего класса», «Рассказ о слове», «Все профессии важны», «Жизнь дана на добрые дела» и других. В кружковой работе были реализованы групповой проект «Говорят, у мамы руки золотые…». Он имел своим продуктом альбом-раскладушку и продемонстрировал умение детей работать в группе, выступать перед аудиторией своего класса, творческие способности. С радостью дети посещали занятия кружка на темы «В гостях у Деда Мороза», «Лесная красавица», «Удивительная снежинка», формирующие трудолюбие, целеустремленность, эстетические чувства, ответственность за свою работу. Формированию высоких моральных ценностей, таких как патриотизм и гражданственность, способствовал проект «Это праздник со слезами на глазах», в рамках которого была изучена жизнь деревни в военные годы, ее вклад в победу, героический подвиг сельчан в тылу. Продуктом стали презентация «Моя деревня в годы войны», участие в смотре строя и песни и акции «Сирень Победы». Краткосрочная проектная работа «Журавлик в небе» формировала в детях умение сочувствовать, милосердие, гордость за свою Родину и ее героическое прошлое и настоящее: учащимся школы было представлено выступление и коллаж «Журавлики в небе». На разных этапах реализации проекта дети применяли средства ИКТ, работали в сети Интернет в школе и в домашних условиях. Экологическую составляющую нравственности формировать не менее важно: это любовь к природе, стремление беречь ее, понимание ценности природы для жизни на Земле. С этой целью была организована исследовательская работа на злободневные темы – «Уносите цветы только в сердце», посвященная первоцветам, и «Поможем березке». В ходе работы над проектом дети приобрели первоначальные навыки проведения эксперимента, оформления его результатов, средствами ИКТ разработали презентацию и буклет. Добиться результативности проекта детям помогли их умение сотрудничать, договариваться, быть дружелюбными.
Результатом целенаправленной реализации проектной деятельности стало активное участие детей в различных конкурсах и научно-практических конференциях разного уровня. Умение работать с информацией, выбирать нужное, планировать работу, работать в группе и индивидуально, пользоваться ресурсами сети Интернет и навыками связной речи, презентовать полученный продукт позволили завоевать призовые места на научно-практической конференции «Окружающий мир и человек» 2 и 3 места с работами «Моя деревня в годы войны», «Король грызунов», два 1 места в конкурсе электронных презентаций по результатам исследований «Экологически безопасный мир в твоих руках». Результатом проектных работ стало участие в творческих районных конкурсах, например, «За здоровый образ жизни» (1 место), сочинение по мультфильму «Необыкновенное путешествие Серафимы» (республиканский конкурс - 1 место), в международном литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь» ( призовые места, диплом лауреата).
На заключительном этапе эксперимента снова были проведены названные выше методики в контрольном классе (на четвертом году) и экспериментальном ( также на четвертом году обучения). На рисунке 4 видно, что ярко выражена положительная динамика в осознании нравственных ценностей в экспериментальном классе: втрое увеличилось количество детей с оптимальным уровнем, не осталось детей с пограничным уровнем, тогда как показатели а контрольном классе почти не изменились. Это указывает на формирование у детей экспериментального класса умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации, умение сделать правильный выбор.
Рисунок 4 – Сравнительная характеристика уровня осознаний нравственных норм в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе эксперимента
Диагностика этики поведения также показала положительную динамику в экспериментальном классе. Согласно рисунку 5 количество положительных ответов составило 82%, а отрицательных всего 16%. В контрольном классе изменения незначительны. Это значит, что в результате целенаправленной деятельности по решению проектных задач на нравственную тематику дети приобрели общекультурные компетенции: умение сочувствовать, дружелюбие, стремление помочь ближнему.
Нравственная мотивация является основой нравственного поведения. Анализ проведенной диагностики выявил отсутствие низкого уровня нравственной мотивации, высокий уровень имеют 50% в экспериментальном классе, это больше, чем в контрольном; уровень средний увеличился в 2 раза.
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента позволяют говорить о том, целенаправленная проектная деятельность активно формирует нравственную сферу младшего школьника наряду с ИКТ – компетенцией, навыками связной речи, мышлением.
Рекомендации по реализации проектной деятельности:
1) проектная деятельность должна вводиться планомерно с учетом возрастных особенностей школьников;
2) проектная деятельность должна носить систематический характер;
3) хорошо, если проект охватывает несколько предметных областей и носит интегрированный характер;
3) важен ориентир на познавательные интересы школьников;
4) необходимо поддерживать и стимулировать инициативу младшего школьника;
5) в процессе работы не забывайте о воспитательной стороне проекта.
Приложение
Методика «Закончи историю»
Цель: изучения осознания младшими школьниками нравственных норм, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.
Стимульный материал: контрольный лист опроса.
Описание методики: Взрослый рассказывает историю, придумать окончание которой должен ребенок («Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи»).
Процедура исследования:
Исследование проводится индивидуально. Взрослый рассказывает историю, придумать окончание которой должен ребенок («Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи»).
История 1. У девочки из корзины на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? как поступил мальчик? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? как поступила Катя? Почему?
История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка данных
Испытуемых квалифицируют по 4 уровням осознания нравственных норм:
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (4 балла).
ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (3 балла).
Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (2 балла).
Ребенок не может оценить поступки детей (1 балл).
Диагностика этики поведения
Цель: изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки.
Процедура исследования: каждому респонденту раздается контрольный лист опроса, в котором он должен закончить предложения первой пришедшей в голову мыслью.
Инструкция: учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Диагностика нравственной мотивации
Инструкция: «Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один».
Вопросы
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
B) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
B) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
A) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
B) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы...
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу еде; этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
B) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее подсчитывается сумма положительных ответов, данных учеником: 4 балла - высокий уровень; 3 балла - средний уровень; 2 балла - ниже среднего уровень; 1 балл - низкий уровень.