Статья Формирование здорового образа жизни младшего школьника

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Блинова Алина Юрьевна

На протяжении последних десятилетий в России возникла проблема, которая не теряет своей актуальности и на сегодняшний день, более того – приобретает всё большую остроту. Речь идёт о сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни у детей. Нарастание угрозы для жизнедеятельности детей, оказавшихся наиболее незащищенными под натиском ускоряющихся общественных изменений, приобретает не просто исторически актуальный, а обостренный социальный и педагогический характер. Перед современной образовательной системой встала задача формирования будущего поколения, способного взять на себя ответственность за свою страну, что возможно лишь при наличии психического и физического здоровья, и положительных привычек.
Наиболее эффективного результата работа педагога достигнет, если начать формирование здорового образа жизни в начальной школе, когда ребенок вступает в период социализации, и когда закладывается то основное, определяющее в личностном фундаменте, что для последующей жизни станет базой, на которой выстраивается жизненное пространство человека.
Основным компонентом понятия «здоровый образ жизни» является здоровье, как условие его самореализации во всех сферах деятельности. Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры личности, которая отражает меру отношения человека к себе. Культура подразумевает не только наличие определённой системы знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению, укреплению.
Для выявления уровня физического здоровья учащихся 3 – го класса (в количестве 25 человек) была проведена анкета, состоящая из 5 вопросов:
1. Знаете ли Вы, что такое здоровый образ жизни?
2. Делаете ли вы утреннюю зарядку?
3. Посещаете ли вы какие-либо кружки или секции?
4. Пробовали ли вы когда-нибудь курить?
5. Закаливаетесь ли Вы?

По результатам исследования можно сделать вывод, что 80% опрошенных детей знакомы с понятием здоровый образ жизни, 28% человек делают утреннюю зарядку, 20% ребят посещают спортивные секции и лишь 4% закаливаются вместе с родителями, обливаясь холодной водой. Более того, среди опрошенных, 8% ребят уже пробовали курить.
Образ жизни, называемый здоровым направлен на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и укрепление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и включает в себя основные элементы: занятие физической культурой, рациональный режим дня, искоренение и отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, правильный распорядок действий, соблюдение гигиенических норм, закаливание, правильное питание, выполнение утренней зарядки. Причем, каждый из низ по-своему важен и игнорирование даже одного может свести на нет все усилия педагога.
1. Правильное питание основано на двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм ребенка получает пищи больше, чем это необходимо - он полнеет. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, приводит к целому ряду болезней и других недугов.
Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны. Правильное питание в школе должно обеспечиваться столовой, а задача педагога заключается в организации ее своевременного и стопроцентного посещения.
2. Режим дня - правильное распределение времени на основные жизненные потребности ребенка: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), приём пищи.
Режим придает жизни чёткий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.
Особое место в режиме дня занимает сон - жизненно необходимая потребность человека, источник отдыха и восстановления организма.
Все физические процессы в организме протекают в определённом биологическом режиме: сон сменяется бодрствованием, работа – отдыхом.
3. Оптимальная физическая нагрузка. Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья. Не следует заниматься сразу после болезни.
4. Закаливание – комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы – солнца, воздуха и воды.
Известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Также ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
Еще одним действенным закаливающим средством является контрастный душ, который позволяет снять утомление и повышает работоспособность.
Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
5. Соблюдение гигиенических норм. Выполнение требований личной гигиены обязательно для каждого человека. Сюда входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, чистота и уход за кожей рук, использование только личных предметов гигиены и т.п.
6. Выполнение утренней зарядки. В приобщении младших школьников к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры. Задача физического воспитания младших школьников – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Неоценимую услугу физкультура, спорт оказывают на формирование у школьников высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

7. Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
Формирование здорового образа жизни - дело государственной важности, и государство должно уделять ему большое и неослабевающее внимание. Система образования России на современном этапе, как реализатор запросов общества заинтересована в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. От этого зависит будущее состояние жизненных сил и энергии государства, условия успешности движения страны по пути прогресса. Очевидно, что здоровье ребенка становится важнейшим условием и фактором становления будущего гражданина Отечества.










Диаграмма 4Диаграмма 215