Диагностика готовности к школе

Описание диагностических процедур для дошкольников и
оценка их выполнения

Общий кругозор (пункты 1 и 2 в протоколе):

С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твоих родителей?
Как называется город (село), где ты живешь?
Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Что остается на земле после дождя?
Чем отличается день от ночи?
Хочешь ли ты идти в школу?
Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.

Ориентировка в окружающем, запас знаний:
Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т.п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов; Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.

Отношение к школе:
Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа; Средний – 2 правильных ответа; Низкий – 1 правильный ответ или 0.


Умственное и речевое развитие (3-6 пункты протокола)
Мышление и речь.
Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Оценка результатов: «+» - если ребенок дал верный ответ; «–» - если ребенок дал неверный ответ

Б) Выполнение словесных поручений.
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
Оценка результатов:
«+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно; «+-» - если выполнил упрощенную инструкцию; «–» - если ребенок вообще не выполнил задание

В) Изменение существительных по числу.
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок; «+-» - от трех до шести ошибок
«–» - если ребенок сделал семь и более ошибок

Г) Рассказ по картинкам.
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».

Оценка результатов:
«+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ
«+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним
«–» - если ребенок неверно разложил картинки


Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты





III. Образные представления

Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:
А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10(15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:
Сложный вариант Упрощенный вариант






Оценка результатов:
«+» - если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» - если выполнил упрощенный вариант
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание

Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям:
наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки)
наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда)
способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой)

Оценка результатов:
«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» - все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты





IV. Анализ образца
На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»
Образец:




Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов

V. Одномоментное восприятие количества
На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Итоговый уровень:
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Низкий – 1-2 спички

VI. Мелкие движения Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».
Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
VII. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
Пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
Встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
Ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень:
Недостаточный – 1) неровная походка;
2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению;
3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.


Вариант А











Вариант Б















Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования

ФИО____________________________________________________________________
Дата рождения _______________________Дата обследования____________________
Посещал ли детский сад____________Дом.адрес________________________________________
Ориентировка в окружающем, запас знаний:
1 ________________________________ 2______________________________
3__________________________________________________________________ 4____________________________________________________________________
5____________________________________________________________________ 6___________________________________________________________________
7____________________________________________________________________ 8_____________________________________________________________________
Итоговый уровень: высокий(7-8)___________ средний(5-6)_________________
Низкий (4 и менее)____________________

2. Отношение к школе:9___________________________________________________ 10__________________________________ 11______________________________________
Итоговый уровень: высокий (3)__________средний(2)________ низкий(1-0)_______

3. Мышление и речь: 1_____________________2 ______________________________________ 3__________________________________________________ 4_________________________________
Итог: высокий (4+)___________средний_________________ Низкий (4-/2+ и 2-)______________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Анализ образца «Домик»
Итог: высокий________________ Средний___________ Низкий_____________
_____________________________________________________________________________________

5. Мелкие движения. Итог: Высокий _____________ Средний___________ Низкий__________
6. Крупные движения.1. Линия_________________________________________________________
2. Цапля____________________________________________________________________________
3. Мяч______________________________________________________________________________ Итог: достаточный_____________средний___________________недостаточный __________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
7. Проверка математических представлений
1. Посчитать до 10/20 как в прямом, так и в обратном порядке.
1________________________________2_________________________________

2. Состав и соседи числа первого десятка с помощью счетных палочек 1-8; 2-7; 3-6; ________________________________________ ______________________________________________
3. Навыки (+/-), сравнения количества в пределах первого десятка. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Нахождение предметов в пространстве. Что находится
рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу, посредине и т. д. _____________________________________________________________________________________
5. Пространственные предлоги______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник
1. Классификация фигур___________________________________________________________
2. Расположение в пространстве_________________________________________________________

7. Задачи на логическое мышление: 1_______________2____________________3_________________

Заключение________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Иванова Е. М., педагог-психолог МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба» Хабаровский край Комсомольский район









13 EMBED MS_ClipArt_Gallery 1415




13 EMBED MS_ClipArt_Gallery 1415



Root Entry