Тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром. Подготовка к школе детей с ОВЗ.


Ознакомление с окружающим миром.
Цель; Развитие накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и человеке как части общества
Задачи;
Формировать у детей представления о живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки живой и неживой природы.
Формировать обобщенное представление о человеке (тело, внутренние органы, чувства, мысли).
Учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельности человека.
Знакомить с предметами окружающей действительности (посуда, одежда, мебель), формировать представления о вариантности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации.
Формировать у детей представления о видах транспорта.
Формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели).
Формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни людей.
Развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.
Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе.
Учебно-тематическое планирование
Воспитатели, социальный педагог
Первый год обучения
№ п/пРаздел Темы занятий Количество занятий
l полугодие 15
1. Человек «Кто я?» 1
Части тела. 1
Профессии (врач, учитель, продавец, повар) 2
Семья. 2
Мой город. Мое Отечество. 2
Вежливые слова. 1
2 Предметный мир Предметы домашнего обихода. 2
Предметы одежды. 2
Правила безопасного поведения дома. 2
I полугодие 3 Живая и неживая природа Явления живой и неживой природы. 1
Сезонные изменения в неживой природе. Овощи, фрукты. 1
Грибы, ягоды. 2
Лиственные и хвойные деревья. 1
Дикие и домашние животные. 2
Дикие и домашние птицы. 1
Сезонные изменения в жизни животных и птиц. 1
2
4
ПДД 1
1
1
1
Второй год обучения
№ п/пРаздел Темы занятий Количество занятий
l полугодие 15
1. Человек Эмоциональное состояние человека (радость, гнев, горе, удивление). 1
Моя Родина – Россия. Герб. Флаг. 1
Кузбасс – моя малая Родина. 1
Трудовая деятельность человека. 2
Семейное древо. Мой адрес. 2
Традиции русского народа. 2
Школа. Учитель. 2
Вежливость – положительная черта человека. 1
Правила поведения в общественных местах. 1
2 Предметный мир Бытовая техника. 1
Орудия труда человека. 1
II полугодие 15
Школьные принадлежности. 1
Правила безопасного поведения дома. 1
Дни недели 1
3 Живая и неживая природа Смена времен года. 1
Дикие и домашние животные. 2
Птицы зимующие и перелетные. 1
Сезонные изменения в жизни птиц и животных. 2
Насекомые. 1
Части суток. 1
4 ПДД 1
1
1
1
Содержание программы.
Задачи Ожидаемые результаты
1 Первый год обучения формировать у детей представления о целостности человеческого организма;
формировать знания о себе и о своей семье;
формировать знания о профессиях (учитель, врач, повар, продавец);
учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека;
формировать знания об Отечестве, родном городе;
формировать у детей обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов;
формировать у детей обобщенные представления о явлениях природы;
формировать у детей умение классифицировать предметы;
формировать у детей
временные представления (времена года, время суток: ночь, день).
учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе и погоде;
формировать навыки правильного поведения в обществе;
формировать навыки безопасного поведения дома и на улице
воспитывать у детей бережное отношение к природе. Дети должны научиться:
называть всех членов семьи, знать их имена;
находить на фотографии близкого человека (выбор по памяти);
называть имя друга или подруги;
знать, что делает человек данной профессии (учитель, врач, повар, продавец);
называть предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;
называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;
называть или определять на картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;
определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.
знать и применять правила безопасного поведения длма и на улице.
2 Второй год обучения. формировать представление об эмоциональном состоянии человека (горе, радость, гнев, удивление)
расширять у детей знания о Родине, малой родине. О символах России;
расширять знания о семье и ее традициях, о традициях русского народа;
продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектов живой и неживой природы;
формировать у детей представления о видах транспорта;
формировать у детей временные представления (о временах года, о времени суток, о днях недели);
продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии;
развивать у детей элементы самосознания на основе понимания значимости изменчивости возраст и времени;
формировать представления о школе, о правилах поведения в обществе.
Дети должны научиться:
называть свое имя, фамилию, возраст;
узнавать на картинках людей следующих профессий: учитель, врач, повар, парикмахер, шофер;
выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;
различать деревья, цветы, ягоды и называть их;
называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;
определять признаки четырех времен года;
различать время суток: день и ночь;
применять знания правил поведения в общественных местах;
соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице.
Программное обеспечение воспитателей отделения круглосуточного пребывания
Перечень программ и технологий
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева/ Коррекционно – развивающее обучение и воспитание – Москва: «Просвещение», 2001
Л.В. Годовникова, И.В. Возняк, А.А. Морозова, А.В. Белицкая/ Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ – Волгоград: «Учитель», 2013
Н.В. Алёшина/ Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – Москва: ЦГЛ. 2004
Л.Б. Поддубная/ Природа вокруг нас – Волгоград: ИТД «Корифей»,2008
А.А. Машкова/ Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева/ Ознакомление с окружающим миром – Москва: «Мозаика – Синтез», 2006
О.В. Дыбина/ Занятия по ознакомлению с окружающим миром – Москва: « Мозаика-Синтез», 2010
А.Р. Маллер/ Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – Москва: «Аркти», 2002
Л.Б. Фесюкова/ Воспитываем и учим – Харьков: ТЦ « Сфера», 2008
С.И. Семенака/ Уроки добра коррекционно-развивающая программа – Москва: «Аркти», 2005
. Л.Ф. Тихомирова/ Развитие познавательных способностей детей – Ярославль: «Академия развития», 1997
М.Н. Сигимова/ Формирование представлений о себе - Волгоград: «Учитель», 2008
Т.М. Бондаренко/ Экологические занятия с детьми 5-6 лет – Воронеж: ТЦ «Учитель»
Под ред. Л.А. Кондрыкинской/ С чего начинается Родина? – Москва: ТЦ «Сфера», 2004
Т.В. Потапова/ Беседы с дошкольниками о профессиях – Москва6 ТЦ «Сфера», 2003
М.С. Коган/ Правила дорожные знать каждому положено – Новосибирск: Сибирское университетское издательство.2008
Т.И. Данилова/ Программа «Светофор» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста – Москва: ТЦ «Сфера», 2007
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко/ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы – Москва: «Вако», 2008
Т.А. Шарыгина/ Основы безопасности для детей 5-6 лет - Москва: ТЦ «Сфера», 2006
М.А. Фисенко/ ОБЖ подготовительная группа (I, II часть) – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
Методические пособия
Демонстрационный материал
«Птицы домашние и декоративные»
«Дикие животные»
«Овощи»
«Ягоды»
«Насекомые»
«Инструменты»
«Окружающий мир»
«Лесные и полевые цветы»
«Продукты питания»
«Как поступают друзья»
«Малыши-крепыши»
«Если ты дома один»
«Как избежать неприятностей дома»
«Как избежать неприятностей на воде и на природе»
«Один на улице, или безопасная прогулка»
«Если малыш поранился»
«Знаки дорожного движения»
«Скоро в школу»