Тезисы курсовой работы на тему РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Темой нашего исследования по дисциплине теория и методика обучения иностранного языка выступает актуальный в современном образовании вопрос: «Реализация программы формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка на среднем этапе обучения».
Вопрос приобрел актуальность в свете реформирования образования и появления новых Федеральных Образовательных Стандартов, выставляющих новые требования к образовательному процессу, его целям и назначениям, главное из которых – формирование у обучающихся Универсальных Учебных Действий. Программа формирования УУД должна реализовываться на каждом предмете школьной программы, не исключая иностранный язык. В нашем исследовании, мы раскрываем суть УУД, принципы и способы их формирования на уроках английского языка.
Задачей, требующей первостепенного решения, выступило определение содержания основных понятий и терминов, фигурирующих в области методики преподавания, касающихся УУД, и, собственно, детальное знакомство с определениямисамих УУД, их видами и способами формирования.
Среди изученных нами понятий фигурируют: «действие», «учебные действия»,«универсальные учебные действия», «деятельность» и «учебная деятельность» а также их подробные структуры. Мы изучали определения данные в различных словарях разных годов составления, сопоставляя и сравнивая их, чтобы получить полное представление об их сути, учитывая мельчайшие аспекты и особенности каждого.При решении данной задачи, мы активно изучали работы известных методистов, сотрудников Министерства Образования, нормативные документы и акты, касающиеся требований ФГОСа нового поколения.
Ознакомившись с понятийным аппаратом, мы изучили требования стандарта к формированию УУД. Они состоят из множества многогранных задач, требующих решения в процессе образовательного процесса и ведущих к достижению глобальной цели образования нового поколения - ученик среднего образовательного учреждения должен представлять собой полноценного члена общества, с научными взглядами на жизнь с высоким уровнем самостоятельности и сознательности.
Получив общее представление об УУД, мы углубились в вопрос их формирования и ознакомились с видами и подвидами УУД. Исследуя четыре основных вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, - мы углубились в их подвиды и особенности для более детального постижения их структуры.
Безусловно, наше исследование было бы не полным и поверхностным, если бы мы не обратились к исследованию УУД учеными-методистами. Поэтому мы подробно изучали труды таких мэтров методики как Асмолов А.Г., Кондаков А. М.
После, мы приступили к исследованию следующего не менее важного вопроса – средствам формирования УУД на уроках английского языка. Обратившись в очередной раз к трудам признанных методистов, мы выяснили, что наиболее эффективными и распространенными способами формирования УУД являются создание проблемных ситуаций на уроке, работа с текстом, дискуссия, работа в парах, проектно-исследовательская деятельность, и, безусловно, - языковое портфолио.
Исследование языкового портфолио как наиболее эффективного средства формирования УУД стало предметом нашей практической части исследования.
Изучив его определения, цели и назначения, мы выяснили, что использование портфолио реализует инновационный подход к учебному процессу, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.
Дальнейшее наше исследование лежало в области использования портфолио как средства формирования УУД. По завершении исследования, мы пришли к выводу, что посредством языкового портфолио можно сформировать коммуникативные, личностные и познавательные УУД. Также, проанализировав несколько разных языковых портфолио и способы отражения данных, используемых в них, мы заключили, что метод табличного отражения данных является наиболее продуктивным и эффективным в данном случае.
Для отражения развития УУД в портфолио, мы ввели новый раздел, под общим названием «Развитие и совершенствование Универсальных учебных действий», который в свою очередь подразделен на три части, отражающие развитие отдельно взятого вида УУД: «Развитие коммуникативных УУД», «Развитие познавательных УУД» и «Развитие личностных УУД».
Для отражения развития коммуникативных УУД мы спроектировали ряд таблиц, каждая из которых направленна на различные виды речевой деятельности – устная речь, письменная речь, аудирование.
Таблица, способствующая отслеживанию прогресса в овладении познавательными УУД, отражает умение обучающегося выбирать наиболее эффективные способы решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, а также поиск и выделение необходимой информации благодаря применению различных методов информационного поиска.
Таблицы, отражающие совершенствование личностных УУД призваны помочь обучающемуся определить цели и мотивы осуществляемой учебной деятельности в области изучения иностранного языка, а также профессионально и личностно самоопределиться.
Спроектировав шесть таблиц, касающихся отслеживания динамики развития УУД, мы пришли к выводу, что языковое портфолио актуально, полезно и эффективно при формировании УДД, так как реализует основную конечную цель формирования УУД – воспитание самостоятельного, сознательного объективно мыслящего члена информационного общества. Каждая таблица предполагает самоанализ, самооценку и рефлексию, а так же сравнение своих суждений с беспристрастным мнением учителя, и, следовательно, корректирование их в сторону адекватной и объективной самооценки и дальнейшее планирование учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и уровня знаний обучающегося.