Статья Новые подходы в системе оценки достижения планируемых результатов в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Новые подходы в системе оценки достижения планируемых результатов
в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.
И.Л.Зырянова, учитель начальных классов
МКОУ «Большечаусовская основная
общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Орлова Т.Н»,
Кетовского района Курганской области.
С переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) возникла необходимость оценивать не только результаты освоения отдельных учебных предметов (как системы опорных знаний и предметных действий), но и метапредметных, личностных достижений учащихся. Перед учителями нашей школы встал вопрос о применении новых подходов к оцениванию.
Реализуемая в школе основная образовательная программа начального общего образования содержит раздел «Система оценки достижения планируемых результатов», который в соответствии с пунктом 10 статьи 28-й Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан нами самостоятельно, наполнен содержанием планируемых результатов и систематизирован с учетом методических рекомендаций образовательной системы «Школа 2100».
Систему оценивания, принятую в школе можно представить в виде таблицы:
Таблица 1
ОЦЕНИВАНИЕ
ОТМЕТОЧНОЕ БЕЗОТМЕТОЧНОЕ
Оценивание личностных результатов
Оценивание метапредметных результатов Оценивание метапредметных результатов
Оценивание предметных результатов Оценивание предметных результатов
Взаимооценка Взаимооценка
Самооценка Самооценка
Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Опираясь на принцип минимакса образовательной системы «Школа 2100», оценивание осуществляется по трем уровням успешности:
Необходимый уровень (базовый) – умение решать типовые задачи (раздел «Ученик научится» основной образовательной программы начального общего образования) и усвоенные знания (опорная система знаний предмета). Качественные отметки \оценки: «4» - хорошо, но не отлично, «3» - выполнено с недочетами, «2» - не выполнено.
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где ученик использовал:
- действие в новой, нестандартной ситуации;
- новые, усваиваемые в настоящий момент знания. Качественные отметки\ оценки: «5» - отлично, задания решены без замечаний, «4» - решение задания с недочетами.
Максимальный уровень (не обязательный) – практическое выполнение задачи, для решения которой потребовались либо самостоятельно добытые, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих уровнях образования. Качественные отметки \оценки: «5» - отлично, превосходно.
Оценка, как и отметка, обязательно является критериальной. Нормы и критерии оценивания известны учителю и учащимся заранее, причем, они могут быть выработаны ими совместно. Согласно «Положению о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большечаусовская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Орлова Т.Н» в школе действует четырехбалльная система цифровых отметок (от 2 до 5), которые фиксируются в классном журнале.
Кроме того, новые стандарты требуют от обучающихся умения осуществлять в ходе учебной деятельности взаимооценку и самооценку. Организация групповой и парной работы на различных этапах урока дает возможность осуществления взаимопроверки. При взаимодействии внутри группы, участники определяют, насколько полно выполнены поставленные учебные задачи, чьи гипотезы оказались правильными и так далее.
Для адекватной оценки своих результатов ученику необходимо освоить алгоритм самооценки, предложенный Д.Д.Даниловым (образовательная система «Школа 2100»). Обучение начинаем с первого класса, в безотметочный период, предлагая ответить на вопросы о цели задания, её достижении (с ошибками или нет), полученных результатах, эмоциональной составляющей при выполнении задания. Постепенно алгоритм самооценки усложняется.
Основным объектом оценки метапредметных результатов считаем сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий (УУД) – таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Содержание оценки метапредметных результатов - умение учиться, совокупность способов действий, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Уровень сформированности универсальных учебных действий качественно измеряем и оцениваем в следующих основных формах:
достижение метапредметных результатов выступает как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Данные УУД проверяются при выполнении комплексных контрольных работ, проводимых при подведении итогов учебного года, в том числе, участвуя в национальных исследованиях качество образования (НИКО). В 2014-2015 учебном году ученики 4 класса выполняли комплексную работу по окружающему миру, показали достаточный уровень сформированности УУД (100% выполнение).
Одной из важных форм оценки личностных, метапредметных и предметных результатов является Портфель достижений (портфолио), который ведётся согласно «Положению о портфолио МКОУ «Большечаусовская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Орлова Т.Н».
Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами определено следующее его наполнение:
Раздел о себе и своей семье обучающийся заполняет совместно с родителями. В 1 классе оформляют титульный лист, составляют «родословное древо», в следующих классах заполняют информацию о своем имени, интересах и увлечениях, друзьях и так далее.
Информацию о предметных результатах ученик пополняет совместно с учителем в разработанных маршрутных листах движения. По литературному чтению – в виде столбчатых диаграмм, которые позволяют ребенку видеть свой рост. По математике и русскому языку ребенок при помощи цветовых обозначений отслеживает свои успехи по темам и разделам, давая самооценку, определяя, необходима ли помощь учителя.
Участие в проектах, олимпиадах ребенок помещает в раздел «Мои успехи». На наиболее значимые работы учителя – предметники пишут отзывы.
Итоговая оценка ученика дается в словесной форме по результатам, накопленным в портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.  Представляется характеристика ученика 4 класса, где описываются индивидуальные качества (тип мышления, воля, самоконтроль и прочее), учебно-познавательная деятельность, особенности (предпочитаемые предметы, увлечения, трудности).Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
В выпускном классе положительный психологический климат (100%) и высокая удовлетворенность учением (74% обучающихся).
До 80% выпускников мотивированы на результат, присутствует заинтересованность в обучении.
Развитие интеллектуальных операций у 100% обучающихся 4 класса соответствует возрастной норме.
Прослеживается положительная динамика развития универсальных учебных действий.
Объективная оценка сформированности большинства личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий показала, что выпускники начальной школы готовы к переходу на следующий уровень обучения:
Характеристика уровня Полученный результат по итогам обучения
Выпускник овладел опорной системой знаний на уровне осознанного произвольного применения учебных действий, в том числе при решении заданий повышенного уровня. Данного уровня достигли 3 выпускника (20%), набрав положительные (хорошо и отлично) текущие отметки по предметам, при выполнении итоговых работ справились с заданиями базового уровня (выполнение составило до 78,8%), повышенного до 60%. Анализ комплексной работы показал высокий уровень сформированности УУД, что подтверждается и материалами портфолио учеников (наличие грамот за призовые места или участие в олимпиадах «Классики», «Русский медвежонок», «Кенгуру»), конкурсах районного уровня, спортивных и творческих мероприятиях и т.д.
Выпускник овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. Данного уровня достигли 12 обучающихся (80%). Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы с отметкой «хорошо» или «удовлетворительно». При выполнении итоговых контрольных работ справились с заданиями базового уровня не ниже 50%. Результаты комплексной работы и материалы портфолио подтверждают достаточный уровень сформированности УУД.
Выпускник не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями. Выпускников, не овладевших опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями нет.
Список используемой литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.
Оценка  достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009— (Стандарты второго поколения).
Д.Д. Данилов / Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Большечаусовская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Орлова Т.Н».