Выступление на тему «Уровневый подход к оцениванию планируемых результатов обучения по химии»


МБОУ «Игоревская СШ»
Выступление на тему:
«Уровневый подход к оцениванию планируемых результатов обучения по химии»
Подготовила:
Шеметова Ольга Алексеевна
учитель химии
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Комплексный подход к оценке результатов образования.
Уровневый подход к разработке планируемых результатов.
Базовый и повышенный уровень достижения планируемых результатов (8 примеров из различных разделов химии).
Заключение.
Основной задачей современного образования является всестороннее и гармоническое развитие личности. Под гармонически развитой личностью понимается человек, обладающий глубокими и прочными знаниями, умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике, научным мировоззрением, готовый к труду и общественной деятельности, сознательному выбору профессии. Одним из важных звеньев этого познавательного процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных знаний и умений у учащихся и их соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта. Лишь получив объективную картину качественного усвоения учебного материала, учитель может эффективно строить дальнейшее обучение, своевременно его корректировать, делая его личностно- ориентированным.
При осуществлении традиционной проверки знаний и умений учащихся нормы оценок весьма условны и относительны, и несомненно, что при возрастании требований к подготовке учащихся должна измениться методика оценки их способностей. Практически в каждом классе есть учащиеся, которые химию в дальнейшем изучать не будут, и это требует введения дифференцированного подхода к оценке знаний и умений учащихся, предполагающего такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, будут иметь право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований базового образовательного стандарта. Такая уровневая дифференциация позволит одних учащихся готовить к вступительному экзамену по химии в вуз, а другим дать базовый минимум знаний. С учётом названных установок, измерители эффективности достижения планируемых результатов составляются с учётом двух уровней: базовый (опорный), и повышенный (или функциональный), т.е. измерительный материал включает задания разного уровня сложности: базового и повышенного. Организация, проведение и проверка кратковременных проверочных работ, локально направлены на проверку умений, определяющих качество достижения конкретного планируемого результата в пределах содержания изученного материала. Процесс контроля встроен в учебный процесс и занимает немного времени (от 7 до 15 мин).
Средством оценки достижения планируемых результатов являются проверочные задания различных типов. Задания позволяют установить, на каком уровне (базовом или повышенном) учащимся освоены опорные предметные знания, принципиально важные для текущего и последующего обучения.
Базовый уровень достижения планируемых результатов свидетельствует о сформированности предметных знаний и умений, необходимых для решения учебных и учебно-практических задач в знакомой ситуации. Оценка достижения планируемых результатов на базовом уровне осуществляется преимущественно с помощью заданий с выбором ответа, которые нашли широкое применение в практике обучения химии. Эти задания разнообразны по форме предъявления условия: в одних случаях оно сформулировано в виде вопроса, в других – в виде утверждения либо двух суждений. Но в каждом из них предлагается четыре варианта ответов, среди которых только один является правильным.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует о сформированности умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-практических задач в изменённой, нестандартной ситуации, а также умений систематизировать и обобщать полученные знания.
Оценка достижения планируемых результатов на повышенном уровне осуществляется посредством заданий с кратким и развёрнутым ответами, а также творческих заданий, которые предусматривают анализ предложенного текста, носят исследовательский характер или предполагают составление свободного рассказа на заданную тему.ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.
Раздел. Основные понятия химии.
1.Пример.
Планируемый результат: характеризовать вещества по составу и свойствам.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- различать простые и сложные вещества на основании их химических формул;
Задание (базовый уровень).
В каком ряду приведены формулы только сложных веществ?
СО2 , О3 , HCl, KOH
NaOH HI H2 HNO3
CO SO2 NaCl SiO2
NH3 H2O CO2 O2
Ответ: 3.
Задание (повышенный уровень)
В листьях зелёных растений на свету углекислый газ (СО2), поступающий в растения из воздуха, и воды (H2O), поступающая из почвы, превращается в органические вещества, в глюкозу (С6Н12О6) и кислород (О2).
Азот (N2), содержащийся в воздухе, способны усваивать клубеньковые бактерии бобовых растений. При гниении этих растений в почве образуются различные органические вещества, например мочевина (NH2)2CO и нередко аммиак (NH3).
Определите, какие из веществ, о которых говорилось при описании природных процессов, являются простыми либо сложными, и выпишите отдельно химические формулы веществ каждой группы.
Элементы ответа:
Определены формулы простых веществ.
Определены формулы сложных веществ.

2.Пример.
Планируемый результат : вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-вычислять относительные молекулярные массы веществ, зная их химические формулы и относительные атомные массы химических элементов;
-соотносить молярную массу и относительную молекулярную массу вещества;
-вычислять массовые доли химических элементов в веществе, зная его химическую формулу и относительные атомные массы элементов.
Задание (базовый уровень).
Состав минерала кремнезёма выражается химической формулой SiO2. Относительная молекулярная масса кремнезёма равна:
30 2) 72 3) 60 4) 44
Ответ:3
Задание (повышенный уровень)
Вычислите, во сколько раз относительная молекулярная масса оксида кремния (IY) больше относительной молекулярной массы оксида азота (II).
Элементы ответа:
Рассчитаны относительные молекулярные массы оксидов.
Определено, что Мr (SiO2) больше Mr (NO) в два раза.
3.Пример.
Задание (базовый уровень).
Массовая доля кальция в карбонате и гидроксиде кальция равна соответственно:
40% и 27% 2) 20% и 54% 3) 40% и 54% 4) 40% и 81%
Ответ: 3
Задание (повышенный уровень)
Определите формулу одного из оксидов азота, молярная масса которого равна 30 г/моль, а массовая доля кислорода в нём 53,3%.
Элементы ответа:
Определено число атомов кислорода в молекуле оксида.
Определена формула оксида – NO.
Раздел. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества.
4.Пример.
Планируемый результат : раскрывать смысл периодического закона Д.И.Менделеева.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от возрастания их относительных атомных масс;
Задание (базовый уровень).
У элементов, принадлежащих к семейству щелочных металлов, с возрастанием относительных атомных масс металлические свойства:
не изменяются; 3) ослабевают;
изменяются периодически 4) усиливаются
Ответ: 4
Задание (повышенный уровень)
Приведён ряд химических элементов:
S P Si Al Mg Na
Объясните, какая закономерность прослеживается в изменении свойств элементов этого ряда.
Элементы ответа:
Указано, что все химические элементы этого ряда являются элементами одного периода и они расположены в порядке уменьшения их относительных атомных масс.
Описан характер изменения свойств элементов в ряду. В связи с уменьшением относительных атомных масс свойства элементов этого ряда изменяются в направлении: неметаллы амфотерный элемент металлы.
Раздел. Многообразие химических реакций.
5.Пример.
Планируемый результат : характеризовать сущность химических явлений по наличию определённых признаков и объяснять их отличие от явлений физических.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-различать химические и физические явления, выделяя их существенные признаки;
-устанавливать характер наблюдаемого явления по наличию определённых признаков.
Задание (базовый уровень).
Взаимодействие соды и уксусной кислоты сопровождается:
выделением газа 3) появление запаха
падением осадка 4) изменением цвета
Ответ: 1
Задание (повышенный уровень)
Верны ли следующие суждения об описанных явлениях?
А) Любой металл можно перевести в жидкое состояние и далее превратить в газ. Оба эти явления относятся к явлениям физическим.
Б) Помутнение известковой воды при продувании через неё выдыхаемого воздуха относится к явлениям физическим.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
Ответ: 1.
Задание (повышенный уровень)
Смешали голубой прозрачный раствор медного купороса с бесцветным прозрачным раствором щёлочи. Полученная смесь растворов мгновенно перестала быть прозрачной, поскольку образовалось голубое студенистое вещество, которое постепенно выпало в осадок. Составьте уравнения реакции и охарактеризуйте описанное явление по наличию указанного признака – выпадению осадка.
Элементы ответа:
Указано, что выпадение осадка является признаком протека ния химической реакции меэду растворами.
Составлено уравнение реакции.
6.Пример.
Планируемый результат: подтверждать существование генетической связи между веществами различных классов.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- составлять уравнения реакций, соответствующие ряду веществ:
металл основной оксид основание соль
Задание (базовый уровень).
Верны ли следующие суждения о превращениях веществ?
А) в схеме превращений Cu (OH)2 X CuCl2 веществом Х является оксид меди (II).
Б) в схеме превращений Fe(OH)3 X Fe2(SO4)3 веществом Х является оксид железа (II).
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
Ответ: 1
Задание (повышенный уровень)
Дана схема превращений: Cu Cu(NO3)2 X CuOНапишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
Элементы ответа:
Определено вещество Х.
Составлены три молекулярных уравнения реакций.
Раздел. Многообразие веществ.
7.Пример
Планируемый результат: приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот. Оснований и солей.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-определять возможность протекания реакций с веществами, преложенными в списке;
-составлять уравнения реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
-характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот.
Задание (базовый уровень).
Общие химические свойства кислот обусловлены наличием в их растворах:
молекул водорода 3) ионов водорода
ионами кислотного остатка 4) атомами кислорода
Ответ: 3
Задание (повышенный уровень)
Из предложенного перечня веществ:
А) Zn Б) SiO2 В) HCl Г) Ba(NO3)2 Д) NaOH Е) Ca3(PO4)2
В реакцию с раствором сульфата меди (II) вступают
А, Г, Д, 3) А, В, Е
Б, Д, Е 4) Г, Д, Е
Ответ: 1

Раздел. Экспериментальная химия.
8.Пример.
Планируемый результат : проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
-распознавать опытным путём хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, присутствующие в водных растворах кислот и солей.
Задание (базовый уровень).
Для обнаружения в растворе хлорид-ионов можно использовать раствор
сульфат калия 3) гидроксид бария
нитрат серебра 4) фосфорной кислоты
Ответ: 2
Задание (повышенный уровень)
К раствору соли, известной в медицине под названием «ляпис», добавили раствор соляной кислоты, в результате чего выпал белый осадок. А при разложении этой соли образовалось три вещества: два простых, одно из которых является важным компонентом воздуха, и кислотный оксид – газ бурого цвета.
Запишите формулу и название исходной соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе определения качественного состава неизвестного вещества.
Элементы ответа:
Определён состав вещества.
Составлены два уравнения реакций.
Оценивание осуществляется по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится” примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки -“хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
-либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик может научиться” примерной программы);
-либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи”, для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - “превосходно”.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.
ЛИТЕРАТУРА:
Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Методическое пособие с электронным приложением. 3-е издание, стереотипное. М.: Планета. 2009.
Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. Москва. ВАКО. 2015.
Каверина А.А., Иванова Р.Г., Добротин Д.Ю. химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2013г.