Материалы исследования в составе творческой группы учителей истории по теме: Оценка предметных результатов учащихся по истории


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Результаты работы в творческой группе по теме:
«Оценивание предметных результатов по истории»
учителя истории и обществознания
Благовестовой Н.М.
Г.ВОЛОГДА
2015 год
Базовые принципы оценивания ФГОС
• Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
• Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
• Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Два подхода к оцениванию
• Формирующее оценивание formativ
Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения
• Итоговое оценивание summativОценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Разница в том, для чего используется информация (Harlen, 2006)
Важно:
Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;
Работа учащегося сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
Эталон известен учащимся заранее;
Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;
Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют
обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося
Принципы самооценки по Г.А. Цукерман(http://bookz.ru/authors/cukerman-ga-ginzburg-dv/cukerginsb01/1-cukerginsb01.html)
1.Поисковую и исполнительскую активность ребенка на уроке надо оценивать по-разному, но равнодостойно. Существующая оценочная универсалия пятибалльная отметка оценивает только исполнительскую часть труда школьника, обесценивая тем самым поисковые, творческие усилия ребенка, не получающие социально выраженного признания.
2. Чтобы поднять в ранге поисковые, творческие, а не только репродуктивные усилия ребенка, необходимо найти письменную (знаковую) и социально значимую (заметную для одноклассников и родителей) форму фиксации творческих находок детей во время общеклассных дискуссий и работы в малых группах. Различные приемы акцентирования авторских находок и для ученика, и для его одноклассников – это и есть учительское средство оценки (придани ценности) детскому интеллектуальному творчеству.
3. Отняв у детей отметку, нужно достойно компенсировать это лишение. Совместное производство оценочной меры и есть основа оценочных взаимоотношений учеников и учителя
4.1. Сначала содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно.
4.2. Оценочные шкалы должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти - десяти - сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (или регресс) в успеваемости ученика (к примеру, показывала разницу между двадцатью и десятью ошибками в диктанте у ребенка с логопедическими проблемами (в пятибалльной системе оценок сокращение числа ошибок вдвое не отразится на отметке: за обе работы ученик получит "двойку"). "Цену" каждого задания, то есть максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми.
4.3. Оценка учителя – это средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны: (а) с помощью учителя искать
однозначные, предельно четкие критерии оценки, (б) участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.
4.4. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.
Лист оценки предметных результатов по истории в 6 классе
ФИ______________________________________________________ Класс_______________
Оценочная шкала: + знаю и умею; +/- знаю неуверенно; - пока не знаю и не умею
Знания/Умения
(критерии оценивания) Тема Самооценка
Оценка учителя
стартовая после изучения темы I.Знание исторических фактов и явлений (события, личности, хронология, понятия, термины) II.Владение навыками и умениями 1-й критерий
организация ответа (введение, основная часть, заключение). 2-й критерий
умение анализировать и делать выводы 3-й критерий
иллюстрация своих мыслей 4-й критерий
научная корректность (точность в использовании фактического материала) 5-й критерий
работа с ключевыми понятиями 6-й критерий
причинно-следственные связи .Критерии оценивания знаний обучающихся на общественных дисциплинах
(журнал «Преподавание истории в школе» №1.2006г.)
Критерии 5 (ОТЛ.) 4 (ХОР.) 3 (УД.) 2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Оценочный лист предметных результатов
за ____________ учебный год по истории
обучающегося ________ класса
ФИ ____________________________________________________
Критерии Образец задания Ответ Самооценка Оценка задания
(баллы) Итоговая оценка отметка/зачтено – не зачтено
1.Локализация исторических событий, явлений во времени и в пространстве - знать хронологию и уметь работать с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории; - соотносить год с веком, эрой; - соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; 2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; - группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3.Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней; - соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; - осуществлять поиск необходимой информации в источниках, отбирать ее, обобщать, группировать; 4.Анализ, объяснение исторических событий и явлений:
- различать факт (событие) и его описание (факт историка, факт источника); - соотносить единичные исторические факты и общие явления; - выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; - раскрывать смысл, смысл важнейших исторических понятий; - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 5.Описание, реконструкция прошлого:
- последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках; - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; - на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников. 6.Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей:
- давать оценку историческим событиям и личностям. Ответ на вопросы (метод неоконченных предложений):
Я научился...
Я почувствовал...
Я хотел бы поблагодарить...
Я теперь буду...
Лист самооценки
*** - очень активно, ** - хорошо, * - не очень активно
Как я работал с одноклассниками? *** ** *
Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общей цели. Я активно работал над заданиями Я затруднялся ответить на вопросы Я предлагал решение проблемы Я работал только тогда, когда меня просили Я помогал другим Я хочу так работать и дальше Лист индивидуальных достижений при изучении темы, курса
Планируемые результаты Самооценка Оценка учителя
Трансфертный лист
Автор работы __________________________________________
Тема работы _____________
Наиболее удачным я считаю....
Можно еще поработать над...
Не кажется ли автору, что...
Я бы посоветовал...
Оценочное поле
Ничего не понял
Все понял
Никогда не справлюсь
Справлюсь всегда
Карта самоотчёта.
В ходе проекта я...
Попробовал новые вещи + +/- -
Ждал своей очереди + +/- -
Работал вместе + +/- -
Спрашивал/помогал + +/- -
Решал проблемы + +/- -
Делал правильный выбор + +/- -
Проверял свою работу + +/- -
Свидетельство учени___ _____ класса
ФИ_______________________
Позволяет:
• проследить прогресс каждого ученика на определённом этапе обучения
• выставить отметку по предмету
Мои знания по предмету ______________________
Оценивание:
….
Знаю (умею)
….
Не знаю (не умею)
….
Меньше половины работ выполнено верно
….
Половина работ выполнено верно
….
Все работы выполнены верно
Контрольно-оценочный лист по итогам года
Предмет история
ФИО
УУД Метапредметные УУД
умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе и познавательной деятельности умение самостоятельно планировать пути достижения целей осуществлять контроль своей деятельности умение оценивать правильность выполнения учебной задачи владение основами самоконтроля, самооценки умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать смысловое чтение умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные УУД
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества воспитание уважения к историческому наследию народов России