Методические рекомендации: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образованиясеминар апрель 2014 год
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
К. ХаббардСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений с трудом совмещается с требованиями модернизации образования. Главную причину этого большинство специалистов видят в использовании 5-ти бальной шкалы оценок.
Традиционная пятибалльная система оценивания:
-не дает полноценной возможности для формирования у ребенка оценочной самостоятельности; т.е. общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников)
-затрудняет индивидуализацию обучения; Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходиться лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой
-является малоинформативной; В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке нельзя судить о действительном уровне знаний.
-имеет часто травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Сейчас «система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха, во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду, в-четвертых, содействует возникновению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов». Отметка, как говорят психологи – «стрессогенный» фактор.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система, о которой пойдет речь, предполагает не замену одних отметок другими, не переделку символов, а пересмотр самих принципов оценивания, а еще глубже – всего учебного процесса.
Если у отметок слишком много недостатков, не стоит утверждать, что надо вообще отказаться от оценивания. Делать это необходимо, иначе дети не увидят ни своих проблем, ни путей их преодоления. При безотметочном оценивании контроль над работой школьников вовсе не исключен, но преподаватель не выносит вердикт, а помогает ребенку понять, какие темы тот усвоил, а над чем надо еще поработать.
Один из важнейших принципов безотметочной системы – самооценка. Ценнейшему из умений – способности адекватно оценить свои действия – детей учат постепенно. Сначала они сравнивают выполненную работу с данным учителем образцом. Преподаватель, конечно, проверяет, исправляет ошибки, может предложить критерии, но определить оценку сначала должны сами ученики, только потом они услышат мнение учителя. При таком подходе исчезает опасность манипулирования с помощью отметок, школьники не зависят от учителя как от распределителя отметочных наград и наказаний.
Оцениванию при безотметочной системе должны подлежать не только знания, умения и навыки обучающихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть сформирована столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения.
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой по их успеваемости, но это не «заменители» отметочной системы: «звёздочек», «зайчиков», «солнышек» и т.п. Безотметочное оценивание предполагает педагогически целесообразное сочетание качественной оценки, обеспечивающей фиксацию динамики развития способностей учащихся (коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, индивидуальный стиль мышления и др.) и количественной оценки, позволяющей сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями и сравнивать сегодняшние достижения ученика с его предыдущими успехами.
Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку).
Задачами безотметочной системы оценивания учебных достижений учащихся является:
обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;
направление обучающихся на усиление мотивов познания, закрепление в них веры в собственные силы, педагогическая поддержка учебной активности и самостоятельности обучающихся;
соотнесение фактического уровня предметных знаний и надпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума, контроль выполнения учебных планов и программ;
осуществление здоровьесберегающих технологий в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами;
соблюдение и уважения личности и человеческого достоинства обучающихся.
В основе данного подхода к оцениванию лежат следующие ключевые вопросы:
- что оценивать
- как оценивать
- каким образом оценивать
- что нужно учитывать при таком оценивании
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Различные виды оценки:
В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
Внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Самоанализ и самооценка обучающихся.
К обязательным формам и методам контроля относятся:
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
Портфолио
Анализ психолого-педагогических исследований
1. Виды контроля и учета достижений обучающихся
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.
Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).
В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся.
С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), которые могут быть именными или аспектными (для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами: линейками достижений, лестницей успеха, цветовые сигналы и др.
Наблюдение может выступать и в качестве обучающего средства, например, в ходе групповой работы можно предложить совместно заполнить лист наблюдений на каждого участника групповой работы.
По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек (методика Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»). Особая ценность данного приема состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребенка в целом. Линейки достижений позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка.
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно использовать листы индивидуальных достижений. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В листе индивидуальных достижений полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
Работа в режиме безотметочного обучения требует большой подготовительной работы. Исходная точка - принятие образовательным учреждением единой «оценочной» политики», а именно «Положение о безотметочном обучении», где прописаны все условия, средства, методы и формы оценивания, используемые в учебно-воспитательном процессе.
2 этап – работа методических объединений, цель - анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела.
3 этап – работа учителя в режиме безотметочного обучения:
- проведение стартовой работы
- фиксация текущей оценки учебных достижений с помощью особых условных шкал
– «волшебных линеечек». Принципиальное отличие их от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежит никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок;
- фиксация продвижения младших школьников в освоении всех умений в социальный «Лист индивидуальных достижений». Заполнять лист может как сам учитель, так и сам ученик;
- создание оценочного листа, где будут отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету, зафиксированные в процентах (это проведение проверочных работы, направленных на оценку сформированности планируемых навыков и умений)
- выработка формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах деятельности. Одним из вариантов оценки проявлений творчества в процессе обучения является «Тетрадь открытий», в которой фиксируется авторские записи детей.
- помощь ребенку в оценке собственных достижений, основой которых является «Портфель достижений ученика», включающий в себя: личные работы ученика, творческие работы, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления, проектная деятельность
. Основная цель безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
Для одних детей отметка Баба Яга,
а для других – добрая Фея.
2. Система оценки метапредметных результатов
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
3. Условия, средства, методы и формы оценивания образовательных результатов, используемые в учебно-воспитательном процессе
Пункт 16 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", определил содержание целевого раздела основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП), закрепил в его составе систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся. В педагогической практике накоплен определенный опыт критериального оценивания учебных достижений и формирования оценочной самостоятельности школьников. Так, в образовательной системе используются вариативные формы и методы оценки достижений учащихся, разработаны рекомендации регионального уровня. В качестве одной из форм оценивания результатов учеников применяются листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) учащихся, использование которых способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий (далее - УУД).
Это полезно знать
Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП должна:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
предусматривать оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений школьников.
ФГОС и примерной ООП требования к метапредметным результатам представлены на конец обучения в начальной школе. Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения, для этого можно разработать листы оценки достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения на конец каждого класса начальной школы. Некоторые формулировки критериев оценки конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным годом появляются и новые критерии. Школьнику с каждым годом требуется продемонстрировать владение все более сложными учебными действиями.
При разработке листа оценки метапредметных результатов следует учитывать требования программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период.
Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений.
Задания на проверку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам. Критерии могут дополняться в соответствии с концепцией УМК и особенностями ООП.
В приложении представлено примерное оформление листов оценки метапредметных результатов обучения в 1 классе.
Приложение
Примерное оформление листа оценки метапредметных результатов обучения в 1-м классе
Ф. И. ученика: ________________________________________________________.
Класс: _________________.
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+" – "Я знаю и умею", "-" – "Пока не знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".
Критерий оценивания Примерное задание Самооценка ученика Оценка учителя
Регулятивные УУД
Умение принимать учебную цель Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?
Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов
Умение следовать инструкции учителя Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.
Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов
Умение осуществлять действия по образцу Выполни задание так, как показано на рисунке
Умение оценить свой результат по одному критерию Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.
Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне
Познавательные УУД
Умение читать простые модели и схемы, дополнять их 1. Расскажи, что изображает модель?
2. В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.
Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях
Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?
Умение ориентироваться в пространстве Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо
Умение сравнивать и группировать по одному критерию Сравни объекты по величине, распредели их в группы.
Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке
Чтение: работа с информацией
Умение находить явную информацию в тексте Выпиши из текста имена главных героев
Умение ориентироваться в тексте учебной книги 1. Найди страницу ___.
2. Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?
3. Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве
Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?
Коммуникативные УУД
Умение задавать вопросы Сформулируй два вопроса к тексту
Умение работать в паре Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя
Умение строить монологическое высказывание Составь краткий рассказ по иллюстрации
Умение контролировать свои действия Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?
Особенности системы оценивания Объект оценивания
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты личностные результаты
Форма Персонифицированная количественная оценка Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка
Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)
Характеристики обучающихсяСпособ (поэтапность процедуры) Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога
Лист индивидуальных достижений
Ученик_____________________ . Школа _____________________________
Класс ______________________. Учитель ____________________________
№п/пФормируемые навыки и умения Даты проведения оценивания
старт Окт Нояб. Дек. Янв. Фев. Итог
1. Навыки чтения
1.1. Техника чтения Чтение слогов
Чтение слов
Ударение
Чтение предложений
Чтение текстов
Безошибочность чтения
Выразительность чтения
1.2. Понимание прочитанногоОтвет на прямой вопрос по прочитанному
Словесное «рисование картин» к прочитанному
Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему.
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте
1.3. Пересказ С опорой на помощь учителя или иную
Без опоры на помощь
1.4. Чтение наизусть
1.5. Составление собственного рассказа
2. Навыки письма
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
3. Вычислительные навыки
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
Список формируемых навыков может быть продолжен учителем.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_____________
Наиболее трудным мне показалось_______________________________________________
Я думаю, это потому, что _____________________________________________________
Самым интересным было ______________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________
Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________
Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения.
Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и учащимися. Ниже приводится пример такого описания, разработанного для оценки созданного ребенком текста.
Балл Критериальное описание
4 Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль. Текст логично структурирован. Характеры героев переданы образно, живо, с использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений отличается разнообразием. Орфография, пунктуация указывают на хорошее владение соответствующими умениями.
3
2
1 Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, но не раскрываются. Лексика ограниченна и лишена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя.
Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания.
Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения. Пример такой памятки:
Памятка по подготовке и выполнению письменной работы в малой группе
1. Начало работы:
Обсудить замысел в малой группе
Поделиться идеями
2. Подготовительный этап
Проговорить план в малой группе
Выбрать тип текста, основную идею и тему
Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание)
Подобрать материалы, информацию, идеи
Создать банк слов
3. Основной этап
Написать черновик
Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки
Внести исправления
4. Подготовка окончательной версии
Еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку
Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать
Оценка метапредметных результатов
Лист наблюдения Познавательные УУД
Кол – во баллов Виды работы на уроке Фамилии уч-ся( уровень)
1. Восприятие информации
1.1 Устную инструкцию воспринимает:
4 С первого предъявления 3 Нуждается в дополнительных разъяснениях 2 Нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения 1 Не воспринимает устную инструкцию 1.2 Письменную инструкцию воспринимает:
4 Самостоятельно 3 Нуждается в разъяснениях 2 Нуждаются в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения 1 Не воспринимает письменную инструкцию 2. Интеллектуальная обработка информации
2.1 Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
3 Способен выделять самостоятельно 2 Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах) 1 Испытывает значительные затруднения 2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
3 Способен выделять самостоятельно 2 Нуждается в помощи 1 Испытывает значительные затруднения 2.3 Темп интеллектуальной деятельности
3 Выше, чем у других учащихся класса 2 Такой же, как у других учащихся класса 1 Значительно снижен 3. Результативность интеллектуальной деятельности
3.1 Результат получает:
4 Успешно (рационально) воспроизводит предложенный алгоритм 3 Оригинальным, творческим способом 2 Нерациональным путем 1 Путем подгонки под ответ (методом «тыка») 3.2 Предъявление результата:
4 Способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение 3 Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать 2 Приходится «вытягивать» ответы 1 Необходимость отвечать вызывает серьезные затруднения 3.3 Самооценка результата работы:
3 Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок 2 Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки 1 Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки 3.4 Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения
3 Способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки 2 Для освоения программы требуется система дополнительных занятий 1 Освоение программы по различным причинам затруднено Общий балл: Ключ к обработке данных
Кол – во баллов Статус Уровень
9 - 15 Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как не видит своих ошибок. НИЗКИЙ
16 - 23 Воспринимая учебную информацию, как устную так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным путем. Давая правильный ответ, не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. СРЕДНИЙ
24 - 31 Успешно воспринимает учебную информацию, как письменную. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности высокий. Успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом. Способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию. Может дать объективную оценку результату своей работы. ВЫСОКИЙ
Лист наблюдения Регулятивные УУД
Кол – во баллов Виды работы на уроке Фамилии уч-ся
1. Получив задание
3 Планирует работу до её начала 2 Планирует действия в ходе работы 1 Вообще не составляет плана 2. Вопросы, уточняющие задания
4 Не нуждается в дополнительных пояснениях 3 Задает вопросы до начала работы 2 В ходе работы 1 Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи 3. Выполняя задание
4 Точно придерживается плана 3 Отступает от плана в деталях 2 Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий 1 Работает хаотично, без плана 4. Завершая задание 3 Обязательно добивается запланированного результата 2 Не доводит работу до логического завершения 1 Довольствуется любым результатом 4. Закончив работу
4 Проверяет результат, находит и исправляет ошибки 3 Результат не проверяет 2 Результат не проверяет, так как убежден в его правильности 1 Результат проверяет, но ошибок не видит 5. Помощь в работе
4 Не нуждается 3 Нуждается и принимает 2 Нуждается, но не умеет пользоваться 1 Нуждается, но не обращается Общий балл: Ключ к обработке данных
Кол – во баллов Статус Уровень
6 - 10 Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, может довольствоваться ошибочным результатом. Даже проверяя результат, ошибок не видит. Не способен обратиться за помощью, не умеет пользоваться оказанной помощью НИЗКИЙ
11 - 16 В ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы, отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в правильности его, или довольствуется любым результатом, в случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. СРЕДНИЙ
17 - 22 Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированным алгоритмом работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Завершив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости, способен обратиться за помощью и воспользоваться ею. ВЫСОКИЙ
Лист наблюдения Коммуникативные УУД
Кол – во баллов Виды работы на уроке Фамилии уч-ся
1. Изложение собственных мыслей
3 Может самостоятельно донести свою мысль до других 2 Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов 1 Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов 2. Ведение дискуссии
2.1 Способность отвечать на вопросы
4 Отвечает развернутым ответом 3 Дает краткий (неполный) ответ 2 При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов 1 Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы 2.2 Способность задавать опросы
3 Самостоятельно формулирует корректные вопросы 2 Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений 1 Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику 2.3 Способность корректно возражать оппоненту
3 Возражает оппоненту корректно 2 Не всегда корректно 1 Как правило, не соблюдает корректность 3. Взаимодействие в учебной группе
3.1 Способность аргументировано отстаивать собственную позицию
3 Аргументировано отстаивает свою позицию 2 Не всегда аргументировано 1 Не может аргументировать 3.2 Способность гибко менять свою позицию
4 Может гибко менять свою позицию в случае необходимости 3 Не всегда может менять свою позицию 2 Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость 1 Не понимает необходимости менять свою позицию 3.3 Способность подчиняться решению группы для успеха дела
3 Может подчиняться решению группы 2 Не всегда может подчиняться 1 Не подчиняется 4. Соблюдение социальной дисциплины
3 Удерживает социальную дисциплину в ходе общения 2 Не всегда удерживает 1 Игнорирует Общий балл Ключ к обработке данных
Кол – во баллов Статус Уровень
8 - 13 Не способен самостоятельно формулировать собственные мысли и ответы на вопросы. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимости этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не учитывает статус собеседника и ситуацию при общении. НИЗКИЙ
14 - 20 Испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом либо волнением. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменить ее, подчиниться решению группы для успеха дела. Может нарушить социальную дисциплину. СРЕДНИЙ
21 - 26 Может самостоятельно донести свою мысль до других.
Способен корректно отвечать на вопросы и формулировать их. Может подчиниться решению группы. Умеет аргументировать свою позицию и гибко менять ее в случае необходимости. Всегда удерживает социальную дисциплину в ходе общения. ВЫСОКИЙ
Отличительные особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов
• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
• оценка динамики образовательных достижений учащихся;
• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
• использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
• использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;