Междисциплинарные программы во ФГОС ООО. Особенности оценки предметных и метапредметных результатов.


Междисциплинарные программы во ФГОС ООООсобенности оценки предметных и метапредметных результатовСоставила: учитель математики МОУ «СОШ №59 им,И.Ромазана» г. Магнитогорска Казьмирчук И.Ю. Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер Программа формирования универсальных учебных действий Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихсяПрограмма «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» 4 группы результатов: личностные регулятивные коммуникативныепознавательные 10 групп умений: обращение с устройствами ИКТ фиксация изображений и звуков создание письменных, графическихмузыкальных и звуковых сообщений создание, восприятие и использование гипермедиасообщений коммуникация и социальное взаимодействие поиск и организация хранения информации анализ информации математическая обработка данных в исследованиимоделированиепроектирование и управление три группы читательских умений: поиск и понимание преобразование и интерпретация оценка обозначено сходство и различие видов деятельности и приведена структура деятельности: постановка проблемы формулировка гипотезы планирование исследовательских работ и выбор инструмента проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов оформление результатов представление результатов Результаты Извлечь информацию из таблицы Выполнить математические вычисления Расставить слова в алфавитном порядке Составить план выполнения задания Описать сходство и различие деревьев и кустарников По плану местности определить местонахождение объекта Изобразить модель объекта Систематизировать список предложенных объектов Сопоставить графическое и текстовое представление информации Сформулировать цель выполнения задания Сопоставить страну и достопримечательности Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Основными направлениями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров .В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:1) сформированность основ гражданской идентичности личности;2) готовность к переходу к самообразованиюна основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;3) прилежании и ответственности за результаты обучения;4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. Одним из методов оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, способствующему формированию регулятивных учебных действий у обучающихся. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.Основным объектом оценки метапредметных результатов является:способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;способность к сотрудничеству и коммуникации;способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Важно отметить, что оценивается не продукт деятельности, а сама деятельность обучающегося в ходе выполнения задания, проекта. Критериями оценивания в таком случае являются:способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;сформированность предметных знаний и способов действий;сформированность регулятивных действий;сформированность коммуникативных действий. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале (НЕ УЧЕНИК!!).Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. При этом реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируются и анализируются данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний:первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:стартовой диагностики;тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении. Норберт Винер