Диагностики на выявление одаренности у младших школьников
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Краснодарского Края «Ейский Полипрофильной Колледж»
Диагностики на выявление одаренности младших школьников
Подготовила:
Студентка Ш-31 группы
Рябенко Анастасии
Г.Ейск,2016г.
Методика «карта одаренности».
Общая характеристика
Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
Имя____________ Фамилия__________________________ класс________
№ вопросы (++) (+) (0) (-)
1 Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2 Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3 Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4 . В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5 Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6 Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7 Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8 Интересуется механизмами и машинами.
9 Инициативен в общении со сверстниками.
10 Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11 Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12 Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13 Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14 Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15 Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16 Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17 Интересуется актерской игрой.
18 Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19 Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20 Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21 Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22 Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23 Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24 Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25 Хорошо поет.
26 Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27 Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28 Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29 Легко общается с детьми и взрослыми.
30 Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31 Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32 Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33 Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34 Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35 В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36 Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37 Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38 Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39 Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40 Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41 Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42 Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43 Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44 Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45 Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46 Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47 Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48 Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49 Часто руководит играми и занятиями других детей.
50 Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51 Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52 Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53 Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54 Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55 Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56 Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57 Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58 Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59 Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60 Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61 Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62 Умеет делать выводы и обобщения.
63 Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
64 Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65 В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение
66 Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67 С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания
68 Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69 Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70 Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71 Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72 Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73 В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74 Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75 Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76 Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77 Любит игры-драматизации.
78 Быстро и легко осваивает компьютер.
79 Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80 Физически выносливее сверстников. Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.
Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
• музыкальная (5-й столбец листа ответов);
• литературная (6-й столбец листа ответов);
• артистическая (7-й столбец листа ответов);
• техническая (8-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
№ класс Фамилия, Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика
Методика разработана на основе методики Хаана и Каффа автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и
противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях
редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность).Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию- способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке- прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность- способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически- способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность)- способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм)- стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.