Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивной доски в рамках совместного проекта по развитию эмоционально-речевого развития Снежная королева для старшего дошкольного возраста детей с ТНР.


Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога психолога в рамках совместного проекта по развитию эмоционально-речевого развития
«Снежная королева»
Цель: развитие эмоциональной сферы и речевого у детей старшего школьного возраста с ОНР
Задачи:
1. Образовательные:
-расширять словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы»;
-обогащать эмоциональный словарь;
-практиковать в согласовании имён прилагательных с именами существительными, в употреблении в речи увеличительных суффиксов имён существительных, слов-антонимов, в составлении предложений с использованием пиктограммы.
2. Развивающие:
-развивать эмоциональную выразительность речи, эмоционально-выразительные движения;
-развивать общую и мелкую моторику, активное внимание, воображение, память, предпосылки логического мышления;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
- создать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона;
-воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность.
Оборудование: мультимедийная система, презентация, аудиофайлы, рисунки варежек с орнаментом (по количеству детей); по 3 разноцветных карандаша на каждую пару, пластиковые бутылочки с ватой и соломинками для коктейля (по количеству детей).
Предварительная работа:
- знакомство с эмоциями радости, грусти, злости, страха;
- обогащение словарного запаса по теме «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы»;
- рассказывание сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Ход образовательной деятельности:
Введение в игровую ситуацию.
Учитель-логопед. Сегодня, когда шла в детский сад, я увидела деревья в снегу, большие сугробы и вспомнила красивое стихотворение. (Слайд «Зимний пейзаж»). Послушайте:
Снежок
Снежок порхает, кружится, Как розовые яблоки,
На улице бело. На ветках снегири.
И превратились лужицы Снежок изрезан лыжами,
В холодное стекло. Как мел, скрипуч и сух,
Где летом пели зяблики, И ловит кошка рыжая
Сегодня - посмотри!- Весёлых, белых мух.
Н. Некрасов
- О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так решили? Какое настроение вам передалось?
Педагог-психолог. Сегодня мы побываем в царстве Снежной королевы, где всегда зима. Закройте глазки, представьте, что вас закружила вьюга. Звучит музыка.) Ну вот мы с вами оказались в царстве Снежной королевы.
(Слайд «Снежная королева»)
Игры и упражнения.
Игра «Будь внимателен!».
- Если я скажу «Метель!»- вы быстро побежите, «подгоняемые ветром»; если скажу «Позёмка!»- побежите в полуприсяде, а если скажу «Снежинка!»-покружитесь на месте.
Звучит музыка.
Игра «Укрась слово». (Слайд «Снежинки»)
Учитель-логопед. В царстве Снежной королевы очень холодно. Чтобы не замёрзнуть, давайте поиграем в снежки. Тот, кому в руки попадёт снежок, должен придумать слово-признак, украсить слово.
Зима (какая?) - холодная, морозная, снежная, ветреная.
Снег(какой7) – мягкий, пушистый, хрустящий.
Снежинки (какие?) – лёгкие, пушистые, красивые, резные.
Лёд(какой?) – твёрдый, скользкий, опасный.
Снежная королева (какая?) – злая, красивая, равнодушная.
-Давайте по –разному скажем про скользкий лёд (весело, зло, удивлёно, грустно, ласково, испуганно).
Пиктограмма «Снежинки» (Слайд «Снежинки»).
Педагог-психолог. Мы говорили про лёд с разными чувствами, посмотрите: на снежинках появились разные пиктограммы. Возьмите каждый по одной снежинке и внимательно рассмотрите её. Вам нужно собрать снежинки с одинаковыми чувствами в одном месте.
Дети делятся на 5 групп в соответствии с пиктограммой на снежинке: радость, грусть, удивление, злость, испуг.
- Что чувствуют ваши снежинки?
Игра «Кривое зеркало». (Слайды «Льдинки»).
Учитель-логопед. У Снежной королевы рядом с троном очень много льдинок, но они не простые. Когда смотришь на льдинку, как в зеркало, то предмет изменяется и становится очень большим. Давайте скажем, что можно увидеть в этих льдинках:
Был дом, а теперь - огромный домище.
Длинный нос- длиннющий носище.
Злой волк – злющи волчище.
Большая сосулька – большущая сосулища.
Высокий сугроб – высоченный сугробище.
Речевое упражнение с движением «Снеговик». (Слайд «Снеговики»)
Педагог-психолог. Трон Снежной королевы охраняют снеговики.
Снеговик
Давай, дружок, смелей , дружок! (Дети лепят ком Кати по снегу свой снежок- и катят от себя.
Он превратиться в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Рисуют три разных круга указ-ми пал.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Загибают пальчики.
Но солнце припечёт слегка- Поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Трут кулачками глазки.) В Егоров
Игра «Письма». Слайд «Снеговик-почтальон».)Учитель-логопед. Снежная королева иногда вредничает и замораживает письма, которые люди пишут друг другу, так, что не видно ни одного слова, только картинки. Давайте скажем весело, что же можно делать зимой на улице, и покажем движениями. (Слайд «Зимние забавы».)
Зимой можно кататься на коньках.
Зимой можно кататься на лыжах.
Зимой можно лепить снеговика.
Зимой можно кататься с горки на санках.
Зимой можно играть в снежки.
Чтобы зимой не замёрзнуть, нужно больше двигаться.
Коммуникативная игра «Варежки». (Слайд «Варежки.)
Педагог-психолог. Пока мы свами играли, немного замёрзли наши руки. Чтобы согреть руки, нужно надеть сухие варежки. Но чтобы подобрать пару варежек, вы должны найти варежки с одинаковым орнаментом и раскрасить их одинаково тремя карандашами разного цвета.
Звучит музыка. Дети расходятся по группе, отыскивая «пару» и стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички. По мере выполнения упражнения дети садятся в круг на ковёр.
-Нравятся ли тебе ваши варежки? Что бы ты хотел изменить?
-Как вы договорились раскрасить варежки одинаково
словами или чувствовали друг друга без слов?
-Если снова предложили бы раскрасить пару варежек, ты бы выбрал раскрашивать вдвоём или по одному?
Выход из игровой ситуации.
-Эти варежки помогут нам вернуться в детский сад.
Вокруг себя мы повернулись,
И в детский садик все вернулись.
Рефлексия.
-В каком царстве вы побывали? Что запомнилось?
-С какими эмоциями вы повстречались сегодня?