Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в организации педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста .


Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в организации педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста . Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у воспитанников в работе с воспитателями использовалось:
ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
логопедизация режимных моментов и занятий;
проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключалась в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели закрепляли приобретённые знания, отрабатывали умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в учебную, игровую, трудовую деятельность), в содержание других занятий (математику, развитие речи и ознакомление с окружающим), а также в режимные моменты. Так, например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивали у детей мелкую моторику и артикуляционный аппарат. Эта работа проводилась в виде «Сказок о Весёлом язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр. Связи логопедии с математикой широко осуществляются педагогами не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В процессе ознакомления с математикой отрабатываются лексические и грамматические категории (согласование в роде, числе, падеже), величинные понятия (высокий-низкий, длинный-короткий, узкий-широкий), которые как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой-маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро-медленно, дети смешивают и такие понятия как сегодня-вчера-завтра, дни недели, месяцы, времена года). Нарушена и ориентировка в пространстве (выше-ниже, перед-за, под-над, справа-слева, между, из-за, из-под), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций. Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными в роде, числе.
Участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов». Традиция по расширению, закреплению и конкретизации словаря начинается в детском саду. Постепенно к этой работе начинаем привлекать родителей, например, подбираем вместе с ребёнком красивые (осенние, зимние, острые, вкусные и т.д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, тяжелым и т.д.) предметом.
По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которые объединяются картинки, рисунки детей и родителёй, соответствующие данному определению. Например, «мягкие слова»- на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательными: мягкий (-ое, - ая, - ие) мягкий диван, мягкая подушка, мягкие игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов, составлять названия предметов из букв разрезной азбуки и прочее.
«День рождения звука». Известно, что у всех детей, посещающих логопедическую группу имеются нарушения звукопроизношения. При соответствующей работе то у одного, то у другого ребёнка начинает появляться нормальное звукопроизношение. Это большое и радостное событие для ребёнка его семьи и педагогов, которые работали над исправлением речевого дефекта. Оно не может быть не замеченным окружающими. Этому событию мы обязательно посвящаем групповой праздник «День рождения звука». Ребёнок или несколько человек, виновников торжества, готовят дома концертные номера. Это могут быть стихотворения, в которых часто встречаются определённые звуки, песни и даже небольшие инсценировки (с участием родителей). Дети группы и педагоги тоже готовят свои «речевые» подарки и сюрпризы: читают стихи, загадки, дарят картинки, в названиях которых встречается нужный звук. Различные конкурсы, пляски, песни- всё это включает в себя «День рождения звука». (приложение – 5)
Работа логопеда и воспитателей с подгруппами родителей.
Такая работа проводится с родителями тех детей, у которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии. На таких встречах родители получали более подробную консультацию; наблюдают, как педагог работает над разрешением выделенных речевых проблем; знакомятся с необходимыми дидактическими играми, осваивали приёмы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребёнком под ненавязчивым контролем и руководством педагога; делились друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей. (приложение – 6)
Специальный фонд материалов.
В логопедической группе был создан специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Это: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским сад
ом плана действий по развитию речи своего ребёнка.
Газета – эффективная форма взаимодействия с семьёй. Газета помогла нам просвещать родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников, обучать и развивать детей через игру, способствовала сплочению детей и родителей вокруг общего интересного дела. Газета создавалась силами воспитателей и логопеда, включала в себя постоянные рубрики:
Рубрика «Уроки для родителей» посвящена какой-либо проблеме или особенности речевого развития. В этой рубрике обсуждаются следующие вопросы: «Артикуляционная гимнастика», «Развитие слухового восприятия», «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Как сделать речь грамотной», «Поговорим о связной речи», и.т.п.
Рубрика «Домашняя игротека» посвящена знакомству родителей с простыми, интересными, а главное, полезными играми для детей. Причем рубрика построена таким образом, что родителям задаётся не только как играть с ребёнком, но и когда, где. Так появились разделы: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада» «Задания доктора Звукова», «Уголок грамотейкина», «Мастерская Золушки»
Рубрика «Пришли мне чтения доброго» посвящена вопросам приобщения детей к художественной литературе. Здесь родители знакомятся с задачами художественной литературы, им предлагаются материалы и рекомендации для семейного чтения и задания для детей (рифмование, подбор сравнений к предметам и явлениям, сочинение, рисование).
В совместной работе педагогов и родителей образовывались новые формы взаимодействия: выставки рисунков, поделок, книг («Как умелые ручки язычку помогали», «Бумажный город», «Рисунки – сказки»), составление писем сказочным героям и друзьям (письма дедушке Морозу); речевые праздники и викторины.