Доклад Ишкуловой Э.Г. Компетентный учитель — компетентный ученик на круглом столе молодых педагогов
"Компетентный учитель - компетентный ученик"
Когда я училась в 11 классе, то знала что хочу работать с людьми и чтобы это обязательно было связано с физикой – моим любимым предметом. И как то я маме сказала, что пойду работать в школу. Я целенаправленно сдала документы в лучший педагогический университет республики – БГПУ им. М.Акмуллы. После второго курса нас поделили по направлениям. И я выбрала спецкурс «Методика преподавания физики», так как знала, что свою жизнь свяжу со школой. И вот с 2012 года я учитель физики.
Изменения, происходящие в стране, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и мы сами, родители, и, конечно же, наши ученики. Если раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам знания, проверить степень их усвоения, оценить качество знаний, то сейчас необходимо, чтобы учащиеся научились самостоятельно формулировать вопросы в процессе изучения материала, были более активными в жизни школы и общества, проявляли свои творческие способности. Поэтому современный педагог должен быть компетентным учителем, а от этого зависит компетентность ученика. Я думаю, что компетентный учитель – это педагог, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
Способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Например, сейчас очень много в интернете сайтов или каналов посвященные физике, необычным, нестандартным опытам. И дети увлеченные этим часто хотят на перемене поговорить об этом, обсудить. И конечно это подстегивает тоже искать, смотреть, добывать информацию чтобы поддержать разговор.
Так же я смотрю на сайтах интернет уроки, мне интересно как опытные учителя, например, с Москвы, преподносят ту или иную тему. Что то я беру для себя, применяю на уроке.
Подготовка учеников к ЕГЭ и ОГЭ так же дает огромный стимул развиваться, преподнести ученикам так, чтобы они запомнили и смогли решить подобное в других вариантах.
Подготовка к олимпиадам не может основываться только на школьной программе. Учителю в первую очередь нужно заниматься саморазвитием. Я покупаю дополнительные задачники - тренажеры для подготовки к олимпиадам. Просматриваю видеоподготовку в интернете.
Конечно же хотелось бы применять ИКТ технологии, но не всегда это получается.
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске. Он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Бывает непросто посмотреть на какую-либо проблему или явление глазами ученика, но это необходимое качество для достижения успешного обучения и воспитания.
Например, когда мне дали классное руководство 5г класса. Я первым делом объездила все дома своих учеников. Посмотрела, в каких условиях они живут, где спят, где делают уроки. И в последующем это помогает понять характер ученика, его особенности или даже почему он вовремя не может сдать деньги на питание. Стараешься войти в положение, чем то помочь.
Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей.
Например, после крупного мероприятия в нашей школе, а недавно это был «Осенний переполох», в котором мой 6г, занял 1 место, я им купила всем большие шоколадные конфеты.
А так же в конце каждого месяца они считают свои оценки в дневнике и пятерым лучшим я дарю шоколадки.
А еще мы любим обниматься. Враз человек 10-15 налетают на меня и так мы стоим в обнимку минуту, это придает сил, снимает стресс и негатив.
- Верно и то, что компетентный учитель должен иметь стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Для меня это прохождение аттестации
Участие в этом году в профессиональном конкурсе молодых педагогов.
Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на всех уровнях - ученик; учитель; класс; школа.
Такая система у нас есть, например школьные методические объединения, взаимопосещение уроков, семинары, круглые столы, педсоветы.
Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление. В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности Что же даёт компетентностный подход? – Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика; не в теории, а на практике обеспечение единства УВП. – Ученику: повышение степени мотивации учения; подготовку к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже; повышение доли индивидуального самообразования и инициативности, творческий подход к делу. Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма, творчества и искусства. И на сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение. Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель - компетентный ученик" и решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений.