Текст выступления для презентации Организация психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции школьных трудностей, обусловленных особенностями психомоторного развития детей
Организация психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции школьных трудностей, обусловленных особенностями психомоторного развития детей
В последнее время отмечается значительный рост числа детей, которые испытывают трудности в учебе и школьной адаптации. Среди спектра причин, определяющих актуальность данной проблемы, следует, прежде всего, выделить нарушение экологического равновесия в окружающей среде, низкую культуру семейного воспитания и кризис современной семьи, недостатки медицинском обслуживании, не позволяющие своевременно предпосылки искаженного развития детей.
Признание данного факта повлекло за собой необходимость организации в школе психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции трудностей на начальном этапе обучения детей.
По данному вопросу имеется достаточное количество разработок, однако, на наш взгляд, большинство из них не учитывают самого главного – природы ребенка.
Ребенок – это неиссякаемый источник энергии, он существует в движении. В движении он развивается. Именно этот посыл предопределили наш интерес к возможности использования в коррекционно-развивающей работе исследований в области психомоторики.
Что такое психомоторика? Это понятие связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира.
По его словам, «Психомоторика» - это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, проще говоря, это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).
Возрастной период от пяти до восьми лет является важным этапом психомоторного развития ребенка, основной характеристикой которого является серьезные изменения в структуре ее регуляции.
Профилактическая и коррекционно-развивающая работа, построенная с учетом возрастных особенностей психомоторики, - один из эффективных способов преодоления трудностей начального обучения младших школьников.
В результате теоретического и диагностического исследования нами были сформулированы основные направления работы в период учебной, внеурочной деятельности, а также на занятиях дополнительного образования
1 направление.
Основная цель: развитие кинестетической регуляции психомоторики.
Упражнения и задания данного направления распределены по следующим категориям:
Дыхательные упражнения.
Массаж и самомассаж.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика.
Упражнения с мелкими предметами для развития тонкой моторики рук. Особое внимание уделяется развитию навыка письма.
Упражнения на развития образных представлений.
Этюды на выразительность жестов и эмоций.
Работа в парах, направленная на развитие телесных ощущений.
2 направление –
Основная цель: развитие зрительной регуляции психомоторики.
Оно включает в себя:
Игры с предметами (мячом, игрушками и т.д.).
Упражнения на ловкость движений и точность попадания.
Упражнения перед зеркалом.
Срисовывание графических образцов, обведение по контуруфигур.
Рисование, раскрашивание и штриховка.
Вырезание по контуру фигур из бумаги.
Конструирование, работа с мозаикой, бисером.
Групповые упражнения и выполнение заданий в парах, направленных на освоение окружающего пространства и невербального взаимодействия с партнерами.
3 направление
Основная цель: развитие речевой регуляции психомоторики.
Оно включает в себя;
Игры и упражнения, требующие четкого выполнения команды взрослого.
Упражнения на релаксацию и элементы аутогенной тренировки.
Этюды и игры на развитие образных представлений, ролевые игры, сценические импровизации на заданную тему.
Упражнения на развитие речедвигательных и вокально-двигательных координации.
Упражнения, требующие выполнения движений или их последовательности в ситуации с конфликтной инструкцией.
Данные материалы были положены в основу создания психолого-педагогической программы профилактической и коррекционно-развивающей работы педагога - психолога, а также рекомендаций для учителей начальных классов. Применение данной программы должно учитывать индивидуальные особенности. Целью программы является расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Программа предполагает использование различных форм работы (индивидуальная, групповая), виды активности (игра, рисование, графика, пение, танцы), материалы (карандаши, краски, мячики, монетки, счетные палочки).
Важным мотивационным фактором реализации этой программы является эмоциональная насыщенность занятий, их положительный эмоциональный фон, эмоциональная вовлеченность детей.
Реализацию данной программы необходимо осуществлять в тесном сотрудничестве психолога с педагогами и родителями. Часть программы выполняется в рамках специальных занятий, которые проводит педагог-психолог, другую часть реализуют педагоги на уроках, переменах, во время игр и на прогулке, родители дома повторяют вместе с детьми те упражнения, которые рекомендует им педагог - психолог.
Каждое занятие состоит из ряда упражнений, этюдов и игр. Разнообразие заданий, их простота и доступность делают занятия увлекательными и интересными. Подбор упражнений для каждого занятия осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также исходя из принципа постепенного усложнения заданий.
На сегодняшний день актуальны такие инструменты психомоторного развития как арт-технологии, которые используются и при подготовке детей к школе, и в урочной и внеурочной деятельности.
Практическое внедрение разработанных мероприятий в практику работы педагога-психолога и педагогов начальной школы показало ее высокую эффективность в преодолении трудностей начального обучения.