Консультация для учителей начальных классов: Нарушения устной речи и какие трудности повлекут они при обучении чтению и письму
Консультация для учителей:
«Нарушения устной речи, и какие трудности повлекут они при обучении чтению и письму».
В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения и письма как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом. В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Нарушение чтения и письма часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации. Все это определяет необходимость своевременного выявления, предупреждения и устранения имеющихся у младших школьников недостатков чтения и письма.
В настоящее время появляются новые формы организации обучения детей с нарушениями психофизического развития, принимаются меры по развитию разно уровневой и вариативной системы специального образования. Среди основополагающих условий реализации задачи всесторонней помощи детям, повышения эффективности обучения определена необходимость единства диагностики и коррекции нарушений. Выявление и преодоление различных неблагополучий в развитии ребенка, его учебной деятельности не могут быть исключительной прерогативой какого-либо одного специалиста. Успешные профилактика, диагностика и коррекция различных нарушений, в том числе нарушений чтения и письма, возможны при условии комплексной квалифицированной помощи со стороны всех педагогов, работающих с ребенком.
Главным направлением преодоления учебных неблагополучий должна стать их профилактика. При этом важно знать степень сформированности у ребенка навыков чтения и письма (этап усвоения), характер и причины затруднений в овладении чтением и письмом. Диагностирование уровня сформированности учебных навыков позволяет выбрать адекватный образовательный маршрут для ученика, разработать оптимальную коррекционную программу.
Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенка.
Систематическая мониторинговая деятельность по отслеживанию специфических ошибок письменной и устной речи обучающихся начальной школы с нарушениями речи позволила мне выделить следующие ошибки:
Типичные ошибки письма и их возможные причины
Виды ошибок при письме
Возможные причины ошибок при письме
Ошибки правильного написания букв
Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения
Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения
Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разно наклонные буквы, тремор)
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление
Сильный нажим, тремор
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
Пропуски, вставки, перестановки букв, не дописывания слов
Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы
Персеверации
Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности
Редуцированное написание (как слышит)
Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности
Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова
Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности
Пропуск запятых, точек, не написание заглавной буквы
Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма
Ошибки согласования и управления слов
Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухоречевой памяти
Орфографические ошибки
Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибко опасные» места, неадекватный темп работы
Типичные ошибки чтения и их возможные причины
Виды ошибок чтения
Возможные причины
Замены близких по конфигурации букв
Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения
Трудности различения буквенных знаков
Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения
Побуквенное чтение
Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
Искажения (перестановки, вставки, пропуски)
Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы
«Застревания»
Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка
Ошибки при чтении по догадке
Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания
Трудности понимания прочитанного
Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года)
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)
Индивидуальные особенности темпа деятельности
Трудности воспроизведения текста (пересказ)
Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухоречевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление
Работу по преодолению трудностей при обучении письму и чтению в начальной школе детей с нарушениями речи я строю по следующим направлениям:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
активизация и обогащение словарного запаса;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;
формирование связной речи (подробный, выборочный и краткий пересказ), составление рассказа по серии картинок, по предложенному плану, по началу или концу текста;
совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.);
развитие движений пальцев и кистей рук (массаж и самомассаж пальцев, игры с пальчиками, обводка контуров, штриховка, работа с ножницами, пластилином, мозаикой).
Современная методика обучения чтению и письму в начальной школе опирается на всю систему языкового развития ребёнка, а не только на определённые правила и орфографические умения, навыки рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Однако при этом не всегда учитываются возрастные особенности и индивидуальные возможности учащегося. К сожалению, пока ни психология, ни физиология, ни педагогика не располагают данными о том, какое из звеньев этой сложной структуры имеет решающее значение при обучении, но, тем не менее, ясно, что «выпадение» любого из этих звеньев затрудняет формирование любого навыка.
Характерными чертами автоматизации навыков являются быстрота, плавность, лёгкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.
Объективных трудностей в формировании навыка письма и чтения достаточно много и, естественно, уменьшить все трудности можно в том случае, если методика обучения будет учитывать и психофизиологические, и педагогические, и индивидуальные особенности развития ребёнка в условиях инклюзивного образования.
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще большая необходимость совместной работы логопеда и учителей начальных классов, по предупреждению речевых нарушений у учащихся.
Каковы же причины возникновения столь стремительного роста речевых нарушений?
Это прежде всего:
ухудшение экологической обстановки;
особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения
К глубокому сожалению, многие родители не понимают насколько серьезна речевая проблема их детей и какие трудности она создаст при обучении. «Подрастет и научится», вот направление их мысли, тем самым перекладывают эти проблемы на плечи учителей. Я убеждена, что работа педагогов должна проводиться среди родителей обязательно с информационной целью. Сегодня родители должны быть грамотными в этом вопросе. И не важно, станет ли их ребенок известной и популярной личностью в будущем, правильная речь поможет им в обучении, в общении с окружающими, в выборе профессии. Многие известные люди тоже страдали косноязычием, но это не говорит о том, что дефектная речь не мешала им в жизни. Кто то просто в свое время не попал к логопеду из за педагогической неграмотности, а кто то просто был лишен этой возможности по причине того, что в определенное время не было логопедов, или было их слишком мало. Приведу несколько примеров из моей копилки, которую я пополняю при просмотре различных передач и чтении литературы:
Самым знаменитым из заик был библейский Моисей ,сказавший сам о себе: “Я тяжело говорю и косноязычен”. Именно Моисею, несмотря на его косноязычие, Бог доверил свои заповеди и повелел вывести евреев из рабства. Не преподал ли он этим еще и урок должного отношения к тому, что многие по слишком затянувшейся инерции все еще считают физическим недостатком?
Заикался Сократ, но он тщательно работал над своей речью, перекатывая во рту камешки. Он был «сам себе логопед» и достиг значительных успехов.
У Ленина был велярный ротацизм.
Заикался и Роберт Рождественский, к тому же у него присутствовала картавость.
У Льва Лещенко - призубный сигматизм. Определить можно только когда интервью даёт.
У Андрея Макаревича- призубный сигматизм .
У композитора Константина Меладзе. Заикание.
У Боярского, похоже, знаменитый прононс от ринолалии.
Буланова произносит всё как стёртый дизартрик.
У Жириновского – тахилалия.
У Филиппа Киркорова нарушено произношение шипяших звуков.
Учитель начальных классов должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников. Своевременное выявление речевых недостатков поможет ему определить, в какой помощи они нуждаются и как оказать им эту помощь наиболее эффективно.
Организовав работу логопеда в малокомплектной школе в форме кружковой работы (выявляя самостоятельно недостатки речи у детей, учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приемы обучения), может весьма эффективно осуществлять коррекцию имеющихся нарушений. Тем самым повысить успеваемость учащихся.
Для учителя,- ведущего с учащимися своего класса специальные занятия по устранению дефектов устной и письменной речи, предусматривается дополнительная оплата в размере 0,25% ставки логопеда.
Остановимся на основных видах нарушения речи.
Нарушения устной речи:
нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи (заикание), нарушение голоса
системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых)
Существует множество вариантов неправильного произношения одного и того же звука: (например, звук Ш: искаженное произношение, пропуск звука , замена звуками С, Ф; звук Р: искажение, пропуск звука, замена на звуки Л или В, горловое произношение;)
Искаженное артикулирование звуков складывается под влиянием различных причин: (анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата - зубов, челюстей, языка, неба - или подражания неправильной речи).
При нормально развитом фонематическом слухе это нарушение не отразится в письменной речи.
Замена и пропуск звуков: ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
Замене или смешению подвергаются не обязательно все звуки определенной фонетической группы. Эти нарушения часто распространяются лишь на какую-либо пару звуков, например с - ш, ж - з, щ - ш, д - т и т.д. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков. Чаще всего нарушения наблюдаются при произношении свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих, а также сонорных р и л. Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и
Нарушения произношения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки. В основном учащиеся пропускают безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных ("зведа" - звезда, "кадаши" - карандаши). Иногда можно наблюдать и лишние слоги в слове ("числитилыцик" - чистильщик, "косомонавт" - космонавт), перестановку звуков и слогов ("древь" - дверь, "коснамовт" - космонавт) и др.Указанные ошибки произношения свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника. Если такому ребенку не была своевременно оказана помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой, что повлечет за собой нарушения письменной речи.
Вы сами, уважаемые коллеги, многократно сталкивались с такой ситуацией, когда, заглядывая в школьные тетради, родители удивляются, а нередко и раздражаются, когда им встречаются «нелепые», «глупые» ошибки. Постарайтесь убедить родителей своих учеников, что «глупых» ошибок не существует! В основе этих ошибок лежат серьезные причины! Убедите их не заставлять переписывать несколько раз одну и ту же работу. И ругать ребенка нельзя! Такой подход к решению проблемы не принесет результата. Ребенку необходима логопедическая помощь, целенаправленные коррекционные занятия, часть которых может осуществить и сам учитель, например, в развитии фонематического слуха.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность.
Список литературы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
2.Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
3.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.
4.Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
5.Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
6.Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998.
7.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.
8.Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
9.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.
10.Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,1984.
11.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи./ М.: АРКТИ, 1997. – 131с., ил. (Библиотека практикующего логопеда).
12.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
ФАКТОРЫ
Смешанные (комплексные
Внутренние (эндогенные
Внешние
(экзогенные)
Генетические,
Нарушения пре- и постнатального развития (патология беременности, родов, раннего развития)
Нарушения (несформированность) коры, регуляторных структур мозга;
- дисфункция мозга;
- несформированность коры, регуляторных структур мозга;
- возрастная несформированность познавательного развития
Экологические;
Социальные, экономические;
Социокультурные;
Школьные факторы риска:
- стресс,
- интенсификация учебного процесса,
- неадекватность методик и требований
Трудности обучения (нарушения) письму и чтению:
Первичная неграмотность;
Функциональная неграмотность;
Особые группы риска:
- часто болеющие дети
- медлительные дети
- гиперактивные дети
- леворукие дети
- дети из социально неблагополучных семей
15