Методические рекомендации по теме Система упражнений для преодоления трудностей при обучении чтению и письму (1-4 класс)
Система упражнений для преодоления трудностей при обучении чтению и письму.
КАК ПОМОЧЬ ОВЛАДЕТЬ ПИСЬМОМ
Что делать, если всё-таки появились трудности? Очень важно, чтобы мы понимали: процесс письма на первых этапах становления сложен для любого ребёнка. наша задача – поддержать, помочь, а не стоять в позиции критика и контролёра. Выделим несколько принципиальных моментов, на которые необходимо обратить внимание.
Ребёнок должен точно осознавать траекторию движения при письме каждой буквы. Начинаем с подробного анализа того, из каких элементов состоит буква, в каком порядке эти элементы следуют друг за другом, где точка начала при письме каждого элемента. Хорошо иметь набор вырезанных из бумаги элементов букв, чтобы у нас было некое подобие конструктора, из которого можно собрать все буквы. Для понимания того, как построены буквы, достаточно умения видеть элементы. Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребёнку творчески, осознанно подойти к «скрытому» конструированию буквы ещё до того, как он будет её писать. Он сможет это сделать самостоятельно, сначала на примере печатных, а потом уже письменных букв. Развитие у детей способности различать элементы букв, соотношение частей, понимать, как располагаются эти элементы на строке, как и в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, - очень важный шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов. Чтобы процесс освоения движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на возможность оценки качества самого движения. В общем виде это возможность определить «правильно – неправильно», при этом основное значение имеет зрительный контроль. Кроме того, необходимо учить видеть строчку, её середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждого элемента его «клеточку» и располагать в ней элемент. При объяснении способа написания буквы необходимо особо выделить точку начала движения. Целесообразно использовать объяснения движения: «Начинаю…веду…довожу до… « и т.п. Важно, чтобы при объяснении не было ни одного непонятного слова. Надо помнить: оно по возможности должно быть кратким и чётким.
Для того чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы, важно соблюдать следующие условия:
обратить особое внимание ребёнка и показать, в какой последовательности начинается движение и где оно заканчивается;
не использовать фразы, не имеющие чётких значений, типа «чуть-чуть отступить», «немного не доводя»; в тех случаях, когда это необходимо, предварительно объясните, что означают эти требования;
после объяснения попросить ребёнка продиктовать вам, что и как сделать, затем выполнить задание под вашу диктовку;
подробно разобрать, всё ли сделано правильно.
В процессе обучения письму важно поощрять правильное выполнение каждого элемента: «Это хорошо», «Это правильно», «Молодец, это очень хорошо получилось». Важно постоянно учить ребёнка самостоятельно оценивать свою работу, видеть, что получилось, находить причины неудач, а не просто отмечать, что какой-то элемент написан плохо.
В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого письма:
все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой высоты;
все буквы (графические элементы) должны быть одинаковой ширины;
если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки;
расстояние между буквами должно быть одинаковым;
все лини при письме должны быть параллельными;
прямые линии при письме должны быть ровными.
Постоянно напоминаем ребёнку алгоритм написания буквы, ещё и ещё раз показываем точку начала движения, направление движения.
Кроме поэлементного анализа, написания отдельных элементов, входящих в состав буквы, написания буквы целиком, интересен и важен ещё один вид работы, который можно назвать «Допиши букву». Для выполнения этого задания мы предлагаем ребёнку отдельные элементы, а ему нужно дописать недостающие. чтобы получилась буква целиком.
Что делать, если буквы «не получаются»?
Первое – не паниковать. От того, что вы будете нервничать и бесконечно критиковать ребёнка. ситуация не изменится к лучшему. а лишь ухудшится. Очень важно определить, каковы причины неудач. Их может быть несколько: ребёнок не осознаёт последовательности элементов, составляющих букву; не понимает направления движения при письме каждого элемента и принципа связи этих элементов внутри буквы. Скорее всего он просто неосознанно пытается копировать образец. Ещё раз вернёмся к поэлементному разбору состава буквы, проверим, может ли он рассказать нам, какой элемент в букве первый, какой второй и т.д. Следующий шаг: проверим, знает ли ребёнок, как пишется каждый элемент, откуда он начинается и где заканчивается. А теперь проверим, как он пишет каждую букву.
Ещё одна причина трудностей в том, что ребёнок не может ориентироваться на рабочей строке: буквы то « висят в воздухе», то «падают» со строки, то вдруг намного «отрастают» от строки; элементы букв, которые должны быть одинаковыми по высоте, сильно отличаются друг от друга. Мы выбираем прописи с узкой разлиновкой, а конкретному ребёнку трудно ориентироваться на строке такого размера. В этом случае для занятий дома рекомендуется использовать прописи с широкой разлиновкой, с высотой строки 24 или 16 мм. В таких прописях есть дополнительная пунктирная линия, она помогает сориентироваться на строке. (Из опыта моей работы: если не можем найти такие прописи, возьмём тетрадь в широкую линию и тренируемся с ребёнком в ней, предложив писать строчные буквы высотой в целую линейку, а заглавные соответственно. в две линейки. не забудем оставить следующую строку свободной, она необходима для письма надстрочных и подстрочных элементов. Принцип работы в этой тетради такой: две строки пропускаем, на третьей пишем, следующая рабочая линейка опять будет через две линейки от предыдущей).Кроме того, у ребёнка может быть более медленный темп работы по сравнению с одноклассниками. Это легко проверить: сравните работы, выполненные в классе и дома. Пока ребёнок пишет в свойственном ему темпе – всё хорошо, но как только он попадает в ситуацию постоянного дефицита времени, у него ничего не получается. Медлительного ребёнка быстрым не сделать, увещеваниями тут не поможешь. Ему можно только помочь адаптироваться. Тренировочные упражнения дома, безусловно, дадут свои плоды. Спокойно продолжаем заниматься с ним, отрабатывать последовательно букву за буквой. Главное, постоянно внушать ученику мысль, что писать медленно, но красиво и правильно намного лучше, чем писать быстро и некрасиво, что через некоторое время после тренировочных упражнений дома он обязательно научится писать также быстро, как другие. а сейчас главное – писать правильно. Набираемся терпения, ни в коем случае не гонимся за быстротой в ущерб качеству письма. Если мы будем торопить ребёнка сейчас, в момент становления почерка, если он пойдёт по пути «сделать как-нибудь, лишь бы успеть вместе со всеми», нам всё равно придётся возвращаться к проблеме почерка ещё раз, тратить потом намного больше времени, чем сейчас.
Как быть, если отдельные буквы ребёнок пишет правильно, а в диктантах у него сплошные неудачи? Проводим мини-диктовки букв, они легко покажут нам: помнит ли ребёнок буквы, не путает ли их между собой.
К числу стойких, повторяющихся ошибок могут быть отнесены:
замены букв, обозначающих сходные в произношении или восприятии звуки, а также замены букв, сходные по начертанию, или букв, начинающихся с одного и того же элемента;
пропуск гласных и согласных букв, слогов;
перестановки букв и слогов;
вставки гласных букв.
Письмо – сложный вид деятельности, и для первоклассника всё не так просто, как кажется с высоты нашего опыта и знаний. Наша задача – помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах и возможностях, освоить процесс написания курсивных букв шаг за шагом, постепенно. Мы должны быть спокойными, терпеливыми помощниками.
Выше уже говорилось о трудностях первого года обучения в школе, но некоторые из них становятся постоянными в течение всех лет обучения. Поговорим о них.
ЕСЛИ РЕБЁНОК ПИШЕТ НЕГРАМОТНО
Современным детям трудно даётся сам процесс письма, они допускают множество ошибок, пропуская, заменяя, вставляя «лишние» буквы. Почти треть ошибок – звуко – фонетико – графические. Объясняю это тем, что зачастую первоклассники всё своё внимание, все усилия тратят на саму технику письма, на списывание текста. Родителям следует иметь в виду, что списывание не должно представлять собой механическое срисовывание букв, буквосочетаний и слов. В школе ребёнка учим правильно списывать, помогаем ему овладеть некоторыми приёмами действий в определённой последовательности. Если мы помогаем ребёнку выполнять домашнее задание, предложите вспомнить, что и зачем он должен делать:
правильно прочесть слово, предложение и понять его смысл;
обратить нимание на трудные слова;
сопровождать процесс письма послоговым проговариванием;
сверить свою запись с оригиналом (в книге или на классной доске).
Стараемся до процесса письма предупредить возможные ошибки. Например, ребёнок должен списать предложение «В дупле жила ручная белка». Непосредственно перед списыванием попросим его проговорить: «Это предложение. Начинаю писать с заглавной буквы, в конце предложения ставлю точку. «В дупле – предлог в напишу раздельно; дуп-ле – 2 слога; жила –слог жи напишу с буквой и; ручная – 3 слога: руч-на-я, сочетание чн напишу без мягкого знака; белочка – 3 слога, чк напишу без мягкого знака. Конечно, такой способ предварительной работы нужен только в начале обучения. Привыкнув, ребёнок будет сам себя контролировать. значение этой работы заключается в том, что процесс письма осуществляется осознанно, у ребёнка развивается способность к самоконтролю.
После написания работы её нужно вместе обязательно проверить по слогам. будет очень хорошо, если ребёнок сам обнаружит ошибку: пропуск буквы или её искажение(о вместо ё, б вместо д, м вместо л и др.) – и сам эту ошибку исправит. В этом случае следует поощрить ученика, сказать, что он молодец, не ругать его за ошибку. Если ошибка не найдена, подчеркнём слово или укажем строку, в которой она допущена: «Вот на этой строчке у тебя ошибка».
Если хотим помочь ребёнку преодолеть какую-либо трудность в овладении языком, обращаемся к игре. Например, ему сложно даётся определение и постановка ударений. В этом случае поможет следующая игра в слова. Возьмём, например, названия ягод и произнесём вместе с ребёнком один из слогов с большей силой. Например, малина, вишня, крыжовник, рябина. Эта работа проводится устно. Затем напишем сами эти слова и покажем ребёнку, как меняется слово, если ударение поставить неверно: малина или малина. Затем ребёнок выделяет ударный слог голосом и отбивает такт рукой, а мы называем ударный слог.
Для игр в слова не обязательно отводить специальное время. Для этого можно использовать любую свободную минуту. Таким образом, мы непроизвольно способствуем формированию умения правильно употреблять безударные гласные (гора, гористый, горка), глухие и звонкие согласные (зуб-зубной, мороз-морозить), что связано с умением находить корень в ряду однокоренных (родственных слов).
В принципе основой правильного письма является умение ребёнка слышать ударение в слове и находить корень слова в родственных словах. Например, садясь завтракать, подбираем родственные слова: хлеб, хлебный, хлебец – корень хлеб;стол, столик, столовая – корень стол; чай, чайник, чайный – корень чай и т.д. Провожая ребёнк в школу, по дороге можно поиграть в родственные слова, называем их «словами – родственниками». К примеру, дуб – дубовый, сосна – сосновый, дорога – дорожный, троллейбус – троллейбусный и т.д. Часто ребёнок допускает ошибки в словах с безударной гласной, поскольку не понимает значение записываемого слова. например, ребёнок записывает предложения из стихотворения Н.А. Некрасова «Несжатая полоса»: Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Слово обнажился ребёнок записывает с двумя буквами о: обножился. На вопрос, почему он так написал, отвечает: «Проверочное слово – нож, поэтому «обножился». В подобном случае обязательно объясняю ребёнку значение слова обнажился – лес стал нагим, голым, поскольку листья с деревьев опали. Корень – наг, здесь происходит чередование согласных г и ж: нагой – обнажился. Хорошо, чтобы ребёнок проверил написанные слова по словарю.
Большую помощь ребёнку окажут различные виды диктантов с элементами игры. В таком диктанте может участвовать вся семья. взрослым не следует играть с ребёнком «в поддавки». Но и за ошибки обсуждать не нужно. дайте ему время исправить ошибку (например: «Считаю до пяти – скорее исправляй ошибку»). Предложите записать слова на темы «Овощи», «Огород». Сначала вы диктуете ребёнку слова: картофель, капуста, горох, фасоль, помидоры, огурцы, огород. Потом при помощи карточек с буквами О и А проверяете, как он усвоил написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Проводить эту работу можно так: вы диктуете слово капуста, поднимают карточку с буквой А, горох – карточку с буквой О.Карточки делаются из обычного тетрадного листа, где цветным фломастером записывается буква. Подобную работу можно проводить устно.
Полезно поиграть с ребёнком в школу. Он выберет роль учителя и вам, ученику, объяснит, как найти безударную гласную, которую нужно запомнить: огурец, огород. (безударная гласная – буква о), картофель (безударная гласная буква а), а также расскажет, почему в конце слова картофель стоит буква ь, буква д – в конце слова огород.
Затем по секрету от вас ребёнок придумает и запишет слова на тему «Огород», а вы их отгадаете по первой и последней буквам. Например: о _ _ _ _ д, г _ _ _ х, п _ _ _ _ _ р и т.д.
Графический диктант очень полезен, так как развивает внимание детей. Они соотносят каждую черточку с определённой буквой, тренируются в постановке ударения, развивают умение правильно записывать слова.
А вот игра на постановку мягкого знака. Нужно быстро назвать ребёнку слова типа кисель, параллель, капель, картофель, ель ,ехать, мяукать. затем спросить, как произносятся согласные в конце этих слов. (Произносятся мягко). Что указывает на мягкость согласного? (Буква «мягкий знак»). «Посмотри, - говорим, - как получается: звук один, а букв – две». В слове капель звук [л`] обозначается буквами л и ь, в слове ехать звук[т`] обозначается буквами т и ь. Следует показать ребёнку, что при изменении слова (день – деньки, ель- ельник) мягкий знак сохраняется в середине слова. Прочитаем ребёнку текст из книги Г. Сорокина : «Живёт в стране Грамматика известный фокусник. Его зовут Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, как оно делается совершенно неузнаваемым: глагол «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала тёплой банькой». Игру можно начинать вот такими словами: «Я быстро назову ряд слов, имеющих мягкий согласный, который обозначается мягким знаком. Но среди этих слов есть лишнее (например: кисель, капель, ель, мяукать, ел, параллель). Если ребёнок нашёл лишнее слово (в данном случае – ел), он получает приз. Выясните вместе с ребёнком, за счёт чего изменились слова ел и банка, посчитайте количество звуков и букв. В слове банька – 5 звуков, но 6 букв: ь звука не обозначает, он служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.
Можно предложить ребёнку следующее задание: назвать как можно больше слов с ь в конце или в середине слова, поиграть в «занимательные квадраты». Для этого нужно, заполнив пустые квадраты. подобрать недостающую часть слова. Возможные ответы: пальто, письмо, коньки, пальма и т.п.
ьт о
ьм о
ьк и
ьм а
РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВУЮ ПАМЯТЬ
Для развития речевой памяти младшего школьника полезно проводить зрительно – слуховые диктанты. Например, читаем следующий текст К. Паустовского: «Родник родит реку. река льётся – течёт через всю нашу землю, через всю нашу родину, кормит народ. Все эти слова как бы родня между собой». Вместе с ребёнком выясняем, о чём говорится в тексте (о роднике), установить, что слова родник, родит, родина, народ, родня являются родственными, однокоренными, что корень этих слов – род-. затем даём ребёнку листок с первым предложением: «Родник родит реку». Он внимательно читает его, каждое слово делит на слоги, проговаривает всё предложение. Затем откладывает лист и пишет предложение по памяти. Закончив, он открывает лист и проверяет правильность написания. Для подобной работы используем любое упражнение из учебника русского языка.
Очень полезен диктант «Проверяю себя». Например, следующий адаптированный текст К. Ушинского: «Высокие сосны развесили свои пушистые вершины. Зелёные елочки выгнули колючие ветки. Красуются кудрявые берёзы. Из травы глядит беленький глазок земляники».Предлагаем поиграть: этот текст надо прочитать, запомнить все слова, их написание, подумать и сказать, о каком времени года рассказано. Предоставляем ребёнку полную самостоятельность при подготовке: он может заучивать текст, может только обратить внимание на написание всех слов: пушистые, вершина, елочки, глядит, беленький, глазок, земляники, развесили, зелёные, колючие, красуются, берёзы и т.д. Через два три дня пишем текст под диктовку. При этом ребёнок может спрашивать о любой букве, которую надо написать.
Развитию внимания, так называемой орфографической зоркости способствует работа, связанная с проверкой текстов. Поиграем в игру «К нам пришло письмо!» Например, однажды из почтового ящика я достала письмо. в котором допущено много ошибок..В письме могут быть загадки, скороговорки, случаи из жизни. Например, загадка К. Чуковского:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок)
Я сознательно допускаю ошибки в словах чудесный- « чудестный», что-то- «што-то», оттуда «от туда», чудо –«чюдо», живое – «жывое»и т.п. Когда ребёнок будет читать письмо, то обязательно заметит многие ошибки и поможет автору письма исправить их.
Развитию речевой памяти помогает и наглядный сменный материал. Это может быть схема, таблица, снабжённая рисунками и цветными значками. Например, младший школьник с трудом запоминает окончания слов, относящиеся к разным склонениям и спряжениям. Таблица, которая будет висеть над письменным столом, поможет ему проверить себя. Такую таблицу рекомендую родителям сделать вместе с ребёнком, заглянув в учебник. Ни значительного времени, ни особых сил это не потребует, но окажет существенную помощь в учёбе.
Ёще один совет. Приучаем ребёнка внимательно читать любой текст., не «скользить» по строчкам, запоминать написание слов и обязательно интересоваться значением непонятных слов. Это тоже развивает орфографическую зоркость, речевую память, повышает грамотность ученика.
Работа по схемам, моделям, графикам занимает важное место в современной начальной школе. Графические обозначения, которые приняты в русском языке, тоже целесообразно иметь перед глазами. По мере необходимости ребёнок достаёт из определённого места и организует самостоятельно свою деятельность.
ОБОГАЩАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
Хорошо знаем, что языковая среда благоприятно или неблагоприятно действует на ребёнка. Советуем родителям следить за своей речью, не употреблять в присутствии детей вульгаризмов, грубых выражений, помня, что дети словно губки впитывают как хорошее, так и дурное.
Обогащая речь младшего школьника ,вспомним об игре «Цепочки слов», когда одно слово»цепляется» по смыслу за другое. Ведущий (им может быть ребёнок) называет слово, например, пчёлы. Следующий добавляет: дикие пчёлы (добавлять можно только по одному слову в начало или конец предложения). Вот такое предложение может получиться: Дикие пчёлы жили в своём родном улье далеко в лесу или Далеко в лесу жили в своём родном улье дикие пчёлы.
В игре развивается умение распространять предложения – подбирать глаголы, прилагательные, наречия и т.п. Взрослый участник игры должен незаметно направлять мысль ученика в нужное русло. Например, ребёнок придумывает только прилагательные (маленький, пушистый, косолапый медвежонок), а взрослый добавляет глагол (карабкается…) таким образом переключает внимание ребёнка на другие части речи.
Помогаем детям правильно составлять предложения из данных в разбивку слов, то есть восстанавливать «деформированный» текст. Например, школьник получил домашнее задание составить предложения из данных вразбивку слов. Восстановленные предложения необходимо озаглавить и определить тип:
легла, лиса, спина, на, замерла, и;
подлетели, к, лиса, вороны;
одна, ворона, клюнула, лиса, в, нос;
а, лиса, как, мёртвая, лежит;
запрыгали, вороны, лиса, смело, возле;
схватила, лиса, ворона, побежала, и, лес, в.
Во-первых, пусть ребёнок вспомнит, что такое основа предложения и как её найти, как определить главные члены предложения, как по форме глагола-сказуемого (подлетели) найти подлежащее (вороны) и назвать основу (подлетели вороны), затем внести в предложение существительное с предлогом (к лисе) и назвать всё предложение: Подлетели вороны к лисе. Во-вторых, он должен догадаться, что это не просто текст, а отрывок из сказки, поэтому при записи текста следует сохранить сказочный колорит: начинать первое, второе, пятое и шестое предложения со сказуемого, а четвёртое предложение должно выглядеть так: А лиса лежит, как мёртвая.
После того, как ребёнок составил весь текст, поможем ему в последующие дни (весь текст дети запишут в школе) отредактировать его, заменить существительное лиса другими словами (к ней, возле лисицы, возле неё), проверить, есть ли орфографические ошибки. такая работа всегда вызывает интерес, ученик с удовольствием составляет варианты предложений, объединяет их в текст, редактирует, исправляет ошибки.
Часто дети затрудняются в различении прямого и переносного значений слов. Стараюсь использовать любую житейскую ситуацию, чтобы подчеркнуть разницу между прямым и переносным значениями: дремучий лес, дремучий человек; дикая яблоня, дикий поступок.
ребёнку 7-8 лет можно прочитать такой диалог:
- Гриша, не бери нож, он острый. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься. Она острая.
Сели обедать.
- Я горчицы хочу,- сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
-Гриша засмеялся.
- Разве горчица острая? Она – горькая, я вчера лизал.
Спросим у ребёнка, почему одно и тоже слово острый, острая сочетается со словами вилка, нож, предложите ему назвать все предметы, которые могут быть острыми (игла, ножницы, лопата), и только после этого спросите, почему о горчице говорят: «она – острая»; что обозначает выражение острое слово (речь в последних двух случаях идёт о переносном значении слова).Ученики 3-4 классов с удовольствием играют в слова –синонимы(слова с близким значением).Например, предлагаем задание: подобрать синонимы к глаголу разорвать, попутно разъясняя значение этого слова(резким движением, рывком разделить предмет на части: разорвать письмо).После этого ребёнок устно подбирает слова синонимы: разорвать – порвать, изорвать, разодрать; разорвать – растерзать, задрать, загрызть (о животном); разорвать – прекратить (отношения).
можно предложить стихотворные тексты, в которые нужно включить одно из слов-синонимов, данных в скобках:
Я раскрою над собой
Зонт, как небо, голубой.
Дождь увидит, удивится
И сейчас же … (перестанет, закончится, прекратится).
интересна для детей работа над пословицами, в которых есть слова – синонимы.
Попал из огня да в полымя.
Не спеши языком – торопись делом.
Приятелей много, а друга нет.
РАБОТА СО СЛОВАРИКОМ
Если у ребёнка проблемы с грамотностью, полезно завести домашний словарик. туда он будет записывать трудные слова. Например: свила (корень -ви- – свила гнездо), свела (корень -ве- – свела с ума).
В словарике же можно выполнять некоторые задания, связанные с ошибками конкретного ученика.
1. Запиши ,вставь пропущенные буквы, выдели графически.
Измени слово:
к…са – косы
тр…па - …
Подбери родственное слово:
п…чтовый – почта
п…лезный - …
2. Из каждой группы однокоренных слов выбери проверочное, запиши его в словарик, допиши к нему проверяемые слова:
каток, катит, катушка;
гроза, грозный, грозить
Образец: катит – каток, катушка
3. Прочитай, подбери проверочное слово, запиши слова, обозначь ударение в словах, выдели корен:
… - сн…говик… - хл..пушка
4. В каждой группе слов найди лишнее и докажи. что оно лишнее; запиши его в словарик:
нож, ножка, ножовка, ножницы;
моряк, уморился, море, морской
5. Замени в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, которое отвечало бы на вопрос что? Запиши в словарик: лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь (Возможные ответы: липа, рот, коса, мак, мука, дверь).6. Подбери антонимы:
друг -… храбрость -… добро -…
ночь -… дружба -… белый -…
7. Рядом с каждым существительным запиши подходящее по смыслу прилагательное:
ветер …
гроза …
8. Замени прилагательное в полной форме на прилагательное в краткой форме и измени прилагательное по родам.
зелёная трава – трава зелена;
холодная вода -…………….
красивое лицо - …………...
РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
В нашей школе ребёнок учится составлять описание, повествование и рассуждение.
Ошибки в построении словосочетаний и предложений при написании изложений и сочинений возникают у ребёнка в связи с тем, что ему приходится одновременно решать ряд задач: отбирать слово, соединять с другими словами, вспоминать правила написания слов и постановки знаков препинания.
Привожу примеры видов заданий, упражнений, текстов, способствующих развитию связной речи младшего школьника.
Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова.
Ночью выпал первый снег. Он лежит белым пухом на асфальте, на скворечнике, на ___________________ . ____________________ торопятся проложить первую лыжню. Малыши надели валенки, тёплые _____________________.
Для дворников с первым снегом _________________ жаркое время. Сейчас они возьмут _____________________ и начнут ________________________ дорожки.
Составление предложения с однородными членами.
Первые весенние цветы появились на ( проталины, бугры, склоны оврагов).
Первый хлеб нового урожая! Пахнет он ( солнце, молодая солома и дым).
определение границ предложений в коротком связном тексте, запись каждого предложения в соответствии с правилами.
Вот и весна всюду разлились реки трудно пришлось зайцу три дня просидел он на суку.
Целый день дети строили во дворе снежную горку они сгребали лопатами снег другие сваливали его под стенку сарая в кучу к вечеру горка была готова
Раннее утро над городом взошло солнце идут на работу взрослые дети спешат в школу.
Выразительное чтение сложного предложения, определение количества слов в его составе.
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
Выделение однокоренных слов. Изложение содержания текста – письменный пересказ.
В лесу не спеши. Посмотри вокруг, листву повороши, под ёлку загляни. нашёл гриб – найдётся и другой. Грибы подберёзовики всегда стоят парой – старый да малый. Во мху - моховички, в осинниках – подосиновики, в ельнике – рыжики.
А из всех грибов самый знатный гриб в лесу – белый. на колени перед ним встанешь, траву разведёшь, бархатную шляпку погладишь. ( В Астафьев)
Изложение содержания текста.
Однажды рано утром я направился в лес за грибами. Больше всего мне хотелось найти белый гриб. Он мне снился – толстенький, кругленький, шляпка коричневая.
В лесу мне попадались и сыроежки, и маслята, и подосиновики. А белого гриба не было.
Долго я ходил по лесу. А моё счастье было на самой опушке. Рядом с орешником стоял настоящий белый гриб. Я нагнулся и потрогал его. Он крепко сидел в земле.
осторожно я срезал белый гриб и положил его в корзину. Красавец, а не гриб! Ни один гриб не может сравниться с белым грибом. По В. Бокову
Описание на основе текста.
Придумывание заглавия к тексту.
В соответствии с программой в начальной школе дети только учатся писать сочинения. Но чтобы способствовать умению создавать текст самостоятельно можно предложить те упражнения, которые готовят ребёнка к написанию сочинений. На первых порах это самостоятельное составление текста на основе данных словосочетаний, затем составление фрагмента текста при условии, что даны вступительная и заключительная части текста и ребёнок должен написать основную часть.При работе над рассказом, в котором нужно восстановить среднюю часть можно помочь детям следующим образом. Во-первых, прочитай и проанализируй тексты зачина и концовки.
Текст – зачин:
Два дня веселился Мороз. Занёс снегом дорогу, гудел в трубе. А потом ушёл отдыхать в лес. От снега всё бело, всё пышно! ну как в такой день усидеть дома!
Текст - концовка:
Великолепный снеговик у нас получился! Дырявое ведро съехало набекрень.На голове торчал клок рыжих волос. В руках снеговик сжимал метлу. Он будто подмигивал нам угольным глазом.
Во –вторых, помочь дописать рассказ о том, как лепили снеговика. В качестве подсказки можно составить вместе план:
1. На улице после уроков.
2. Как мы лепили снеговика.
3. Снеговик получился великолепный.
Пари написании рассказа не сдерживайте фантазию и творчество ребёнка, пусть он вспоминает о том, что сам делал вместе со сверстниками, когда лепил снеговика во дворе, вспомнит описание действий детей из художественной литературы.
Все детские сочинения можно классифицировать так:
творческие сочинения по картинке;
сочинения на основе текстов художественной литературы;
свободное сочинение сказок, рассказов.
Самостоятельное сочинение ,разнообразное по лексике, правильное в грамматическом отношении, логично построенное, доступно детям 6-10 лет. Формой подготовки младших школьников к сочинению являются упражнения в пересказе.
ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ТРУДНО НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ
Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Обратим на это внимание, потому что многие трудности обучения чтению связаны именно с этим. Деление согласных звуков на твёрдые и мягкие имеет огромное значение для обучения чтению. Ребёнок, который уже, как правило, знает буквы, иногда с трудом различает твёрдые и мягкие звуки. Почему? Да потому что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово написано.Такому ребёнку в дошкольном возрасте, в 4-5 лет, не открыли увлекательнейший мир звуковой действительности нашей речи.
Что же делать? Прежде всего не ругать ребёнка, а помочь ему тягой к игре для того, чтобы научить его различать согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Не заучиваем их с ребёнком, а вместе пробуем произносить и одновременно наблюдать за положением рта. Чередуйтесь с ребёнком: то он произносит звук, а вы рассказываете, что видите, то наоборот. Продолжаем занятия – игры. Они должны быть короткими, чтобы ребёнок не устал. Скоро убедимся, что с каждым днём ребёнок будет всё лучше справляться с такими заданиями, а главное, играя, делать это с удовольствием.
Особая сложность обучения чтению заключается в том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков. Пары твёрдых и мягких согласных звуков обозначаются одной и той же буквой. Прежде всего наш ребёнок должен запомнить, какие гласные звуки заставляют читать согласные твёрдо, а какие мягко. Это легко сделать с помощью игры «Разноцветные домики». Ну а дальше можно начинать читать, используя пособие «Окошечки». Однако не нужно долго задерживаться на чтении «по окошечкам», так как у детей закрепляется рубленное слоговое чтение, от которого потом будет трудно избавиться. Даём ребёнку в руки книгу и стараемся хвалить. Пока только учится, он ещё не может получить удовольствие от собственного чтения. Хотим, чтобы ребёнок любил читать. Для этого он должен твёрдо знать, что чтение – это не наказание, а поощрение.
Итак, семья может помочь младшему школьнику научиться читать и полюбить чтение. Помним, что дети этого возрастного периода ещё обладают особой чувствительностью к восприятию различных сторон языка, интересом к устной и письменной речи, способностью к словотворчеству.