Диагностические методики изучения уровня нравственных качеств у воспитанников с нарушением интеллекта в среднем звене


Одним из главных показателей уровня нравственной, духовной и социальной зрелости учащихся является уровень его воспитанности. Для того, чтобы изучить уровень воспитанности учащихся, недостаточно только изучение отдельных черт характера, личностных качеств, которые присущи данному ребенку. Необходимо в достаточной степени знать психо – физические особенности каждого возраста, ведущие мотивы деятельности и поведения и самое главное – как ведет себя ребенок в той или иной ситуации, побудительные мотивы его поведения, насколько его сиюминутное поведение в стандартной и нестандартной ситуации в полной мере соответствует его личностным особенностям.
Воспитатель должен уделять большое внимание вопросу изучения уровня воспитанности учащихся. Его исследования могут проводиться по собственной инициативе на основе собственного плана воспитательной работы. Для того, чтобы проводить диагностические исследования в области изучения нравственной воспитанности учащихся, невозможно использовать обычные диагностические тесты, анкеты, опросники. Это связано в первую очередь с тем, что ребенок растет, развивается, изменяются его взгляды, точки зрения, мнения.
Огромную пользу в изучении личности воспитанников, его нравственных взглядов и позиции играют ситуации свободного выбора, когда ребенок, выбирая ответ, выражающий свое отношение к предмету исследования, тем самым проявляет реальное поведенческое действие. В исследовании нравственных ценностей учащихся – пятиклассников можно использовать следующие диагностические методики: мини – сочинения, пословицы и поговорки, социометрические исследования, сказки, рассказы, тесты – рисунки, ранжирование, поучительные истории. Мини – сочинения. В пятом классе воспитатель должен заниматься не только формированием детского коллектива, но и уделять самое серьезное внимание формированию нравственной сферы школьников, правовой культуры, нравственных качеств личности. В этом могут быть большим подспорьем мини – сочинения. Мини – сочинения помогут воспитателю изучить не только нравственные стороны мировосприятия ребенка, но внесут определенный вклад в развитие коммуникальной культуры воспитанников, разовьют их письменную и устную речь, повлияют на умение строить речевое высказывание, строить умозаключение, определять свою точку зрения. В определенной степени мини – сочинения познакомят воспитателя с внутренним миром ребенка, его переживаниями, с нравственным пониманием окружающего мира. Темы сочинений пятиклассников должны подбираться в соответствии с теми нравственными проблемами, которые воспитатель пытается обсудить или решить с воспитанниками группы. Для изучения и формирования нравственной позиции пятиклассников можно предложить следующие темы сочинений: Без друзей меня чуть – чуть?... Как я помог своему другу. Если мой друг попал в беду. Вечер в нашем доме. Мое самое заветное желание. Человек, которому мне хочется говорить спасибо. У кого и за что я хотел бы попросить прощения. Добрый человек. Как им стать? Человек, о которым я могу рассказывать бесконечно. Спорт в моей жизни. О лени и лентяях. Быть здоровым – это значит…Урок, которым я дорожу. То, чего я в себе не люблю. Праздники, которые всегда со мной. Мои три заветных желания.
Пословицы и поговорки. В работе с коллективом воспитанников можно успешно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки являются прекрасным материалом для проведения воспитательных часов, часов общения, индивидуальных собеседований с детьми. С помощью пословиц и поговорок можно провести и диагностическое исследование в детском коллективе. Как ребенок понимает то или иное иносказательное высказывание, какими примерами он его аргументирует, как он определяет нравственную подоплеку пословиц и поговорок – все это дает возможность активно использовать пословица и поговорки в воспитательной работе.
Социометрические исследования. Для того, чтобы изучить детский коллектив и взаимоотношения в нем, можно использовать достаточно успешно различные социометрические исследования. Они дают возможность выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить воспитанников, которые пользуются уважением сверстников и тех, кого детская среда отвергает. Социометрические исследования могут быть самыми разнообразными: опросники, ранжирование и т.д. К примеру, в работе с воспитанниками в пятом классе воспитатель может провести исследования, которые позволяют не только изучить привязанности воспитанников в коллективе, но и определить нравственные приоритеты во взаимоотношениях детей.
Исследование 1
Воспитанникам предлагается ответить на вопросы и сделать выбор только в пользу одного человека при ответе на каждый вопрос. С кем из ребят класса тебе хотелось бы сидеть за одной партой? С кем из ребят класса тебе хотелось бы участвовать в совместной работе после уроков? Кому из ребят класса тебе хочется позвонить в выходной? С кем из ребят класса тебе хотелось бы встретиться на каникулах?
Исследование 2
Воспитанникам предлагается продолжить предложение: В нашем классе… О нашем классе говорят, что… О нас не говорят, что мы… В нашем классе все ребята… Наш класс отличается от других классов тем, что… Нам обидно, когда… Нам доставляет удовольствие, когда… Воспитатель анализирует высказывания ребят и обсуждает вместе с ними в ходе воспитательного часа те суждения, которые ребята высказали наиболее часто.
Исследование 3
Воспитанникам предлагается дать описание некоторых качеств человека с проекцией на себя. Воспитатель объясняет детям, что, характеризуя то или иное качество, они должны «примерять» его на себя и оценивать его с точки зрения своих собственных поступков. Я – добрый человек – потому что… Я – честный человек – потому что… Я – отважный человек – потому что… Я – надежный человек – потому что… Я – злой человек – потому что… Я – надежный человек – потому что… Я – ленивый человек – потому что… Используя в своей работе социометрические исследования разного типа и назначения, воспитатель должен их внимательно анализировать и использовать их с целью качественного проведения и организации воспитательной работы в детском коллективе.
Сказки. Огромным подспорьем в работе воспитателя по формированию нравственных качеств личности могут служить сказки. Работу в этом направлении можно организовать различным образом. Вместе с воспитанниками можно читать и обсуждать сказки, проводить сказочные читательские конференции, викторины. Однако работу со сказкой можно организовать и по – другому.
Воспитатель предлагает детям устроить в группе «Сказочные чтения». Воспитанникам предлагается выбрать сказку, которую им всем хотелось бы еще раз вспомнить. Затем дети читают сказку по ролям. После прочтения сказки воспитатель предлагает ребятам написать новую сказку с прежним сюжетом. Однако в написании сказки нужно использовать слова, которые воспитатель записал на доске.
Интересным можно получиться воспитательный час по сказкам на тему «По щучьему велению, по моему хотению». Воспитанникам предлагается выбрать сказку, внимательно прочитать и определить, в чем заключается ее «сказочные уроки». Затем ребята должны сформулировать и задать вопросы героям сказок. Например, вопрос Емеле: «Сколько лет ты пролежал на печи? Вопрос Золушке: «Почему ты сразу не призналась принцу в том, что попала на бал случайно?» Вопрос Бабе Яге: «Почему тебе так нравиться издевается над людьми и устраивать им испытания?» и др. Такая работа не только интересна ребятам, но и заставляет задуматься и о своих поступках, проанализировать свое поведение, помогает определить, в чем заключается намек каждой сказки.
Еще одной возможностью изучения внутреннего мира воспитанников является написание сказок с совершенно иной концовкой. Ребятам предлагается выбрать сказку, окончание которой кажется им не совсем правильным или интересным и придумать свое окончание сказочной истории.
Рассказы. Хорошие результаты в изучении нравственного внутреннего мира воспитанников дает использование теста «Недописанный рассказ». Воспитанникам предлагается начало рассказа, который обрывается на самом кульминационном моменте. Дети должны дописать рассказ с точки зрения собственного поведения в описанных событиях. Ситуации могут быть такими: Мама попросила меня сделать уборку в квартире. Я… Мои дедушка и бабушка уже старые. Они часто болеют. Я… Когда мы возвращались домой, мы увидели лежащий на земле кошелок. Мой друг предложил… Я… и другие.
Тест – рисунки. Интересной формой диагностической работы является использование тест – рисунков. Для этого воспитатель может использовать изображения различных жизненных ситуаций. В ходе обсуждения увиденного, воспитанники высказывают свои предположения о возможных путях развития ситуации и предлагают наиболее разумные с их точки зрения пути выхода из нее. В описании каждой картинки воспитатель должен определить отношение воспитанников к описанной картинке: желание помочь, желание отказать в помощи, безразличие. Можно предложить воспитанникам нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям и категориям. Например, можно предложить детям нарисовать серию картинок на тему «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость» и т.д.