Статья на тему Особенности использования проектной методики в процессе обучения математике детей младшего школьного возраста


Морозова Н.В.
МАОУ СОШ № 85 г. Челябинска
Особенности использования проектной
методики в процессе обучения математике детей
младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир удивительных открытий. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие.
В современных педагогических исследованиях самым актуальным направлением является личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Изучив новые педагогические технологии, мною было отмечено, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность или метод проектов.
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий школьнику сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
По мнению кандидата педагогических наук А.И. Бурениной, именно проектная деятельность помогает ребенку через посильное участие в творческих проектах приобретать собственный чувственный опыт деятельности, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он так же способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов учащихся. Для метода проектов характерна групповая деятельность, и вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода удается успешно включить родителей в жизнь их детей.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и школьников между собой.
Проекты представляют интерес как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:
проекты позволяют школьнику получать знания через включение в практическую деятельность;
дают возможность реализации игровой деятельности;
не противоречат, а расширяют метод наглядного моделирования;
включают в деятельность всех возможных участников воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей;
дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату;
дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности .Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет деятельность учащихся, организуя отдельные этапы проекта.
При реализации проектов на уроках математики нами учитываются следующие принципы:
учёта возрастных особенностей;
индивидуального подхода;
интеграции;
координации деятельности педагогов;
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях общества и семьи.
Опыт практической работы, связанный с проектной деятельности на уроках математики показал, что благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков учащихся для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Отдельно стоит отметить необходимость и важность активного участия родителей в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Планируя проведение проекта, считаем необходимым обсуждение с родителями школьников темы проекта (предлагаем на выбор), а также форм и результатов его проведения (методом мозгового штурма).
В качестве примера приведу описание одного из проектов, проводимых мною на уроках с детьми младшего школьного возраста.
Целью проекта под названием «Знакомство с геометрическими фигурами треугольник и квадрат» явилось формирование представлений учащихся о геометрических фигурах.
Задачами проекта были:
знакомство с геометрическими фигурами;
формирование и обогащение знаний о геометрических фигурах треугольник и квадрат;
развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
стимулирование познавательной активности, создание условий для исследовательской деятельности;
развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
создание благоприятных условий для совместной деятельности с родителями.
Во время проведения проекта дети получали следующие задания:
найди в окружающей обстановке изучаемые геометрические фигуры;
представь фигуру с помощью стихотворения (Е. Паин «Квадрат и треугольник»);
сравни треугольник (квадрат) с другими фигурами;
вырежи фигуры из бумаги;
построй фигуры из счетных палочек;
сложи геометрическую фигуру из частей (головоломка «Пифагор»;
разбей геометрические фигуры на части путем разрезания и др.
Задание для родителей в рамках проекта – найти стихи и сказки об изучаемых геометрических фигурах и вместе с ребятами сочинить историю о том, «Как трудно было бы жить этой фигуре в наше время.» Меня очень порадовало то, что родители учащихся с большим интересом откликнулись и помогали своим деткам в реализации проекта.
Итогом проведения проекта «Знакомство с геометрическим фигурами треугольник и квадрат» стала совместная презентация родителей и детей о данных фигурах, творческая работа – аппликация из изучаемых фигур, еще один важный продукт этого проекта – сборник стихотворений и сказок об изучаемых фигурах, который в будущем будет пополняться, по степени прохождения и знакомства с другими геометрическими фигурами. Исходя из вышеизложенного видно, что использование проектной методики позволяет разработать целую систему условий для формирования осознанного интереса к математике, у детей младшего школьного возраста, развития саморегуляции.
Сегодня, когда возрастает значение индивидуализации образования, особенно детей младшего школьного возраста, важно научиться проектировать содержание и формы воспитательной и образовательной деятельности с учащимися, осуществляя личностно-ориентированный подход не на бумаге, а в реальной жизни. Задача учителя научиться пользоваться методом проекта ни как основным методом обучения, а как частью системы.
Мы не должны забывать, что метод проектов не является основным методом овладения учебным материалом. Поэтому, учителю очень важно уметь использовать проектную деятельность в комплексе с традиционными методами обучения.
Литература:
Буренина А.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования. – М.: Инфра-М, 2007
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Журнал «Математика в школе» - 2008. - № 6
Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование. – 2000. - № 7
Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995
Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. - № 3
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005