Методика выявления уровня сформированности компетентности школьников
«Методика выявления уровня сформированности информационной компетентности учащихся средних классов через предмет «Биология»учитель биологии МОУ Салмановской СШ Ульяновского районаУльяновской областиКузнецова Т.В. Цель работы: Организовать деятельность по формированию и выявлению информационной компетентности школьников. Задачи:Учить работать с источниками информации.Формировать умения и навыки оценивать достоверность информации.Организовать деятельность по обработке и представлению полученных результатов.Формировать умение обобщать, сравнивать, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его. Информационная компетентность – универсальные способы получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации в знание. Главная цель учителя сельской школы – формирование у учащихся ключевых компетентностей, которые бы позволили выпускникам достичь уровня личностной зрелости и быть конкурентоспособными в образовательном пространстве современного общества. Развитию креативных способностей каждого ученика и формированию продуктивной компетентности способствует применяемая технология проектной деятельности, которая легла в основу разработанных элективных курсов «Экологические проблемы Ульяновской области», «Экология человека». Исследовательская деятельность учащихся по изучению родного края позволяет в свою очередь, созданию условий для введения предпрофильной подготовки в основной школе. Совершенствованию коммуникативной и социальной компетентности учащихся способствуют успешно используемые технологии рефлексивного обучения. Информационно-коммуникационные технологии служат формированию информационной компетентности учащихся сельской школы. На занятиях школьного экологического общества «ЮНИП » широко применяются интерактивные методы обучения, которые -повышают уровень ключевых компетентностей школьников в освоении окружающего мира, - способствуют активизации личностной позиции, -формируют навыки исследовательской деятельности. Уроки биологии способствуют развитию ключевых компетентностей, способствующих успешной адаптации личности в окружающем мире Дети в этом мире гости, которые спрашивают о пути. Задача педагога заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний.Умение ориентироваться в учебнике Развитие данного умения предполагает:уметь называть основные части учебника и объяснять роль каждой из них; по оглавлению определять содержание глав; находить быстро параграфы изученного и незнакомого учебного материала, сведения по тому или иному вопросу; использовать изложенные в статье «Как работать с учебником» сигналы – символы, шрифтовые выделения. Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник Умение работать с текстом учебника Данное умение предполагает:развитие способностей быстро читать и понимать текст; выделять главные мысли; пересказывать содержание параграфа; подбирать материал для ответа на вопрос; составлять схемы – свёрстки; заполнять таблицы; составлять план и конспект учебной статьи; -составлять разноуровневые вопросы к тексту; использовать приобретённые знания для решения познавательных задач; резюмировать информацию. Пример работы с текстом Осмысление текста, работа с учебником.Читать и отмечать в тексте ( карандашом).√ - что известного+ -ново- -непонятно? – хочу узнать побольше Умение резюмировать информациюВ решении этой проблемы на уроках биологии выступает «синквейн»Первая строчка – название темы одним словом. Чаще всего это существительное, но может быть местоимение. Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. Для работы над второй строчкой выслушиваю мнения детей и записываю на доску все их предложения. Затем совместно выбираем два наиболее точных слова. Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в пределах темы. Работа над ней идёт также как и над второй строкой. Четвёртая строчка – фраза их четырёх – пяти слов, показывающая отношение автора к этой теме. Выбираем её коллегиально. Пятая строчка – завершение темы. Это синоним слова в первой строке, выраженный любой частью речи. Формировать умение составлять вопросы к тексту Обучение приёму составления вопросов начинаю с анализа вопросов к параграфу учебника. Делаю это в игровой форме, условно предлагая детям разделить вопросы на «тонкие» и «толстые». «Тонкий» вопрос – это простой вопрос, конкретный, фактологический. Ответ на него односложный и чёткий – «да», «нет». «Толстый» вопрос – предполагает развёрнутый подробный ответ с объяснением, это часто проблемный вопрос. Правило составление вопросов выношу в соответствующую таблицу «Банк вопросов» ). Данный приём работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учатся этому школьники на всех ступенях обучения. Формирование ИКТ-компетентности учащихся. Более интересны уроки, в рамках которых, ученики могут использовать навыки владения ИКТ для достижения образовательных целей конкретного предмета (в данном случае - биологии). Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. В каждом классе (с 6 по 11) практически все уроки проходят с использованием ИКТ:- это готовая продукция - презентации, подготовленные учениками - использование компьютерных презентаций- самостоятельный поиск биологической информации: Информационно-коммуникационные технологии служат формированию информационной компетентности учащихся сельской школы Примеры: Лабораторная работа "Приспособления растений и животных к условиям окружающей среды". Материал с диска "КМ". Даны два объекта: беркут и одуванчик лекарственный. План на экране(материал CD-диска). Задание учащимся: "Необходимо найти информацию в Интернете а) о приспособлении беркута к полету б) о приспособлении беркута к хищничеству". Дается план изучения и по одуванчику. Идет самостоятельная работа, затем обсуждаются предложенные вопросы. Можно было бы предложитьь поиск материала и на дисках 1С, Физикона и "Дрофы", КМ. В 11 классе при изучении темы « Экосистемы» ученики составляют коллективную презентацию, каждый слайд делают два человека, есть слайды информационные, слайды с выводами по всей информации, с вопросами по теме, причем всё учащиеся делают самостоятельно (используют учебник, Интернет). В итоге создается общий продукт, каждый хорошо разбирается в своём "кусочке" общего материала и в конце урока имеет представление по теме урока (после просмотра созданной презентации). Для создания буклета предлагаются вопросы (по ним создается содержание буклета), в задании указывается, обязательные части буклета и желательные части, обязательно наличие словаря. В итоге создается продукт, который можно использовать на уроках, учащиеся качественно изучают материал. (буклет можно составить по любой теме). Составление презентаций, поиск информации Игровые технологииИгра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Для проведения пресс-конференции «Влияние вредных привычек организм подростка» обучающимся предлагается выбрать определенную роль: ученые, врачи, журналисты,задающие интересующие их вопросы, заинтересованные слушатели. Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимыев дальнейшей жизни Проблемное обучение Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий -движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока. Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Проектная и исследовательская деятельность Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора» Обработка и представление результатов Я разработала методику выявления уровня сформированности информационной компетентности учащихся средних и старших классов через предмет «Биология». Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы Перед тобой высказывание. Определи истинность или ложность высказывания. Если оно ложное, то найди ошибку и построй верное высказывание.Для регулирования теплообмена с окружающей средой у животных холодных климатических зон подкожный жир сконцентрирован в отдельных частях тела, а у животных жаркого климата распределен по всему телу 3.1. Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.Цель: проверить умение выделять недостоверные и сомнительные элементы в информации и строить верное умозаключение.Уровень: базовый.Тема урока: Приспособленность организмов к действию факторов среды.Ступень обучения: среднее звено, выпускной класс.ЗаданиеПеред тобой высказывание. Определи истинность или ложность высказывания. Если оно ложное, то найди ошибку и построй верное высказывание.Для регулирования теплообмена с окружающей средой у животных холодных климатических зон подкожный жир сконцентрирован в отдельных частях тела, а у животных жаркого климата распределен по всему телу равномерно.Ответ: Это высказывание ложно. Наоборот, у животных холодных климатических зон слой подкожного жира распределен равномерно по всему телу, а у животных жаркого климата сосредоточен лишь в некоторых частях тела. Жир – теплоизолятор. Поэтому у животных жаркого климата равномерное распределение жира приводило бы к перегреву, а у животных холодного климата отсутствие жира приводило бы к чрезмерной потере тепла. Оценка в баллах:5 баллов – умеет найти ошибку, объяснить, в чём она заключается, и построить верное высказывание.4 балла – умеет найти ошибку и частично строит верное высказывание.3 балла – умеет найти ошибку, но не может построить верное высказывание.2 балла – не умеет найти ошибку.Уровни выполнения:Высокий – 5 баллов. Выше среднего – 4 балла.Средний – 3 балла. Низкий – 2 балла. Перед тобой высказывание. Определи его истинность или ложность. Если оно ложное, то найди ошибку и построй верное высказывание.Бактерии имеют несколько кольцевых хромосом. В их клетках ядерное вещество отделено от цитоплазмы. Они имеют митохондрии, комплекс Гольджи и ЭПС. Следовательно, бактерии не относятся к эукариотам. Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.Цель: проверить умение выделять недостоверные и сомнительные элементы в информации и строить верное умозаключение.Уровень: повышенный.Тема урока: Строение клетки.Ступень обучения: среднее звено, выпускной класс.Задание:Перед тобой высказывание. Определи его истинность или ложность. Если оно ложное, то найди ошибку и построй верное высказывание.Бактерии имеют несколько кольцевых хромосом. В их клетках ядерное вещество отделено от цитоплазмы. Они имеют митохондрии, комплекс Гольджи и ЭПС. Следовательно, бактерии не относятся к эукариотам.Ответ: Это высказывание ложное. Хотя бактерии действительно нельзя отнести к эукариотам, они имеют одну кольцевую хромосому, в их клетках ядерное вещество не отделено от цитоплазмы, они не имеют митохондрий, комплекса Гольджи и ЭПС. Оценка в баллах:5 баллов – умеет найти все неверные утверждения, ошибку рассуждения, объяснить, в чём она заключается, и построить верное высказывание.4 балла – умеет найти ошибки и частично построить верное высказывание.3 балла – умеет найти ошибку, но не может построить верное высказывание.2 балла – не умеет найти ошибку. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию Выбери лишнее предложение. Объясни свой выбор. Добавь нужную информацию.Эта экосистема состоит из нескольких ярусов: ели, травы, мхи, грибы. В ней встречаются травоядные и хищные животные. Птицы гнездятся в различных ярусах леса. Много насекомых-опылителей Умение находить альтернативную и дополнительную информацию.Цель: проверить умение учащихся находить альтернативную и дополнительную информацию.Уровень: базовый.Тема урока: Сообщества и экосистемы.Ступень обучения: старшее звено, выпускной классЗадание:Выбери лишнее предложение. Объясни свой выбор. Добавь нужную информацию.Эта экосистема состоит из несколько ярусов: ели, травы, мхи, грибы. В ней встречаются травоядные и хищные животные. Птицы гнездятся в различных ярусах леса. Много насекомых-опылителейОтвет: Речь в данном отрывке идёт об экосистеме – хвойный лес. Лишним является 4 предложение. В хвойном лесу не может быть много насекомых-опылителей. Под пологом этого леса из-за недостатка света мало травянистых растений. Выживают лишь мхи и лишайники. Оценка в баллах:5 баллов – умеет найти неправильную информацию и заменять её на альтернативную, дополнительную.4 балла – умеет найти неправильную информацию, но не заменяет на дополнительную.3 балла – умеет найти неправильную информацию, но не может её исправить.2 балла – не умеет найти неправильную информацию.Уровни выполнения: Высокий – 5 баллов. Выше среднего – 4 балла. Средний – 3 балла. Низкий – 2 балла. Умение описать и представить результаты своей работы.Цель: проверить умение описывать и представлять результаты своей работы.Уровень: базовый.Тема урока: Современный этап в эволюции человека. Ступень обучения: старшее звено, выпускной класс.Задание: Составь 6 вопросов в виде тестовых заданий с вариантами ответов по теме «Происхождение человека».Оценка в баллах: Работа оценивается по пятибалльной системе. При оценке учитывается количество вопросов, правильность и полнота вариантов ответа.ИЛИ5 баллов – сумел составить 6 вопросов, к каждому не менее 3 вариантов ответа4 балла – сумел составить 5 вопросов, к каждому не менее 3 вариантов ответа 3 балла – сумел составить 4 вопроса, к каждому не менее 2 вариантов ответа2 балла – сумел составить 2-3 вопроса без вариантов ответовУровни выполнения: Высокий уровень – 5 баллов.Выше среднего – 4 балла.Средний – 3 балла.Низкий – 2 балла. Умение описать и представить результаты своей работы. Задание:Определи, о каком виде экосистемы идёт речь. Если информации недостаточно, используй дополнительную информацию и построй верное умозаключение.В этой экосистеме существуют следующие группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Основным источником энергии является солнечная энергия. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию.Цель: проверить учащихся находить альтернативную и дополнительную информацию.Уровень: повышенный.Тема урока: Экосистемы.Ступень обучения: старшее звено, выпускной класс.Задание:Определи, о каком виде экосистемы идёт речь. Если информации недостаточно, используй дополнительную информацию и построй верное умозаключение.В этой экосистеме существуют следующие группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Основным источником энергии является солнечная энергия.Ответ: По данному отрывку трудно определить, о каком виде экосистемы идёт речь. Если речь идёт о естественной экосистеме, то умозаключение будет следующим:В этой экосистеме существуют следующие группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Основным и единственным источником энергии является солнечная энергия. Естественная экосистема формируется за сотни тысяч лет. Является саморегулирующейся системой.Если речь идет об искусственной экосистеме, то умозаключение будет следующее:В этой экосистеме существуют следующие группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Основными источниками энергии являются солнечная энергия и удобрения, которые добавляет человек. Искусственная экосистема формируется от 1 года (поле) до десятка лет (роща). Регулируется человеком.Оценка в баллах:5 баллов – умеет найти недостающую информацию и построить оба верных умозаключения.4 балла – умеет найти недостающую информацию и частично строит верное умозаключение.3 балла – дополняет высказывание, но не достаточно.2 балла – не умеет найти дополнительную информацию.Уровни выполнения:Высокий уровень – 5 баллов. Выше среднего – 4 балла.Средний – 3 балла Низкий – 2 балла.. Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его. Задание: Установите в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК. 1. Раскручивание спирали молекулы.2. Воздействие ферментов на молекулу.3. Отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК.4. Присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов.5. Образование двух молекул ДНК из одной. Ответ: 2, 1, 3, 4, 5. Оценка в баллах:5 баллов – умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные и выносить суждения.4 балла – не в полном объёме умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные и выносить суждения.3 балла – частично обобщает и сравнивает данные, не вынося собственных суждений.2 балл – не умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные и выносить суждения. Задание:Определи истинность или ложность высказывания. Если высказывание ложное, то найди ошибку и построй верное умозаключение.Оплодотворение у цветковых растений происходит при слиянии одного из спермиев с яйцеклеткой, в результате чего формируется диплоидная зигота, а другого – с центральным ядром, в результате чего формируется триплоидная клетка, из которой развивается эндосперм семени. Ответ: Это высказывание ложное. Ошибка в том, что другой спермий сливается с двумя ядрами центральных клеток, в результате чего возникает триплоидный эндосперм. Такое оплодотворение называют двойным. Оценка в баллах:5 баллов – умеет найти неверные утверждения, ошибку рассуждения, объяснить, в чём она заключается, и построить верное высказывание.4 балла – умеет найти ошибки и частично построить верное высказывание.3 балла – умеет найти ошибку, но не может построить верное высказывание.2 балла – не умеет найти ошибку Заключение В условиях возрастания объёма недостоверной информации задача научить сельского школьника ориентироваться в информационных потоках становится ещё более важной. Устойчивость к ложной информации возможна только на основе твёрдых мировоззренческих установок, обширных и глубоких знаний, прочной культурной базы. Формирование информационной компетентности приводит к повышению осознанности своих действий, что непосредственно затрагивает вопросы воспитания. Предлагаемая методика диагностики информационной компетентности сельских школьников, разработана в рамках экспериментальной деятельности нашей школы. В данном случае информационная компетентность рассматривается как способность работы с информацией и в повседневной жизни. Методика диагностики основывается на материалах школьного учебного курса, включает в себя базовый и повышенный уровни и ориентирована на школьников среднего и старшего образования. Данная методика позволяет выявить уровень информационной компетентности сельских школьников.