ПРОГРАММА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77
П. КАЗАЧЬИ ЛАГЕРИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АДАПТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ
«ОСОБОГО» РЕБЁНКА
ПРОГРАММА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1-4 КЛАССЫ (36 ЧАСОВ)
АВТОР: ЧЕРНЫШЁВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Пояснительная записка
Адаптация – одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и с окружающим миром. Точно так же, как о здоровом или о больном человеке, можно говорить о приспособленном к жизни или неприспособленном.
Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков. Низкие школьные результаты, отсутствие достижений связаны со многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики, а также неготовность взрослых помочь им в осознании и применении этих возможностей.
Отдельного подхода и внимания требуют «особые» дети, то есть дети, с нарушениями развития, вызванные микросоциальными и средовыми причинами, неблагоприятными формами семейного воспитания, социальной и эмоциональной депривацией.
Приоритетной задачей в образовании таких детей является задача их социальной адаптации.
Социальная адаптация личности представляет собой единство трёх социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой (А.П.Растигеев).
Для того, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приёмы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Целями занятий с детьми по данной программе являются:
- психолого-педагогическая помощь детям в социальной адаптации;
- превентивная работа с детьми по развитию качеств и стратегий поведения, позволяющих выйти из трудной жизненной ситуации;
- преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы; способности добиваться поставленной цели.
Задачи программы:
- сформировать личностно-конструктивные модели поведения в сложных жизненных ситуациях;
- расширить мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме;
- укрепить веру детей в свои силы, в свои возможности, свою способность преодолеть возникающие трудности.
По данной программе можно вести занятия как с детьми, имеющими особенности интеллектуального развития, так и с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Занятия могут вести учитель начальных классов, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Учащиеся имеют право на свободное посещение занятий как в группе, так и индивидуально. Педагог вправе рекомендовать родителям обучающихся посещение занятий в полном объёме программы или отдельные её разделы.
Для эффективности реализации программы необходимы:
наличие педагогического образования специалистов, работающих по программе;
УМК «Все цвета, кроме чёрного» пособие М.М. Безруких для учителей начальных классов;
Рабочие тетради «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться» М.М. Безруких;
Сборник Е.А. Набойкиной «Сказки и игры с «особым» ребёнком»;
кабинет начальной школы или кабинет психологического сопровождения с техническим оборудованием (проектор, телевизор, компьютер);
доступ в Интернет;
обеспеченность занятий цветной бумагой и картоном, красками, цветными карандашами, пластилином, детскими игрушками, раскрасками, альбомами для рисования.
Программа реализуется на протяжении учёбы детей в начальной школе. Занятия по программе позволяют оказать помощь ученикам в формировании личностно-конструктивных моделей поведения в сложных жизненных ситуациях, дают возможность расширять мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме, укреплять веру в свои силы, в свои возможности, а так же способность преодолевать возникающие трудности.
Осуществляя работу по программе в классе компенсирующего обучения, планируется переход учеников в обычный класс общеобразовательного учреждения в период окончания начальной школы.
МОУ СОШ № 77 П. КАЗАЧЬИ ЛАГЕРИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРОГРАММЕ «АДАПТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ «ОСОБОГО» РЕБЁНКА»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Темы и разделы
К-во часов
Раздел первый.
Учусь понимать себя.
1.
Твоё настроение.
2
2.
Твои чувства.
2
3.
Как исправить настроение.
2
Раздел второй.
Учусь понимать других.
4.
Как научиться разговаривать с людьми.
2
5.
Как научиться преодолевать трудности.
2
6.
Как понять друг друга без слов.
2
7.
Умеешь ли ты дружить.
2
Раздел третий.
Учусь общаться.
8.
Кто твой друг.
2
9.
Как научиться жить дружно. Как помириться после ссоры.
2
10.
Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.
2
Раздел четвёртый.
Что мне поможет избежать трудную ситуацию.
11.
Значение послушания. Наличие и особенности своего послушания.
2
12.
Осторожность и безопасность. Осторожность в повседневной жизни. Качества, препятствующие осторожности.
3
13.
Понятие терпения. Значение терпения в жизни человека. Тренировка терпения.
3
Раздел пятый.
Сказки и игры с «особым» ребёнком.
14.
Коррекционно-развивающие игры.
4
15.
Сказкотерапевтические занятия.
3
16.
Итогово-диагностическое занятие.
1
ВСЕГО
36
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1. УЧУСЬ ПОНИМАТЬ СЕБЯ.
Цели и задачи:
- помочь детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научиться рассказывать о себе другим;
- развивать навыки оценки своего настроения, научить понимать причины плохого и хорошего настроения, показать элементарные приёмы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение;
- дать представление о чувствах человека;
- научить анализировать свои чувства, развивать умение анализировать чувства других людей или литературных героев;
- дать представление о способах изменения настроения;
- прививать навыки регуляции своего эмоционального состояния, развивать познавательный интерес к своему здоровью.
Занятие №1. Твоё настроение.
Проблемное задание: внешние признаки, по которым можно определить настроение (выражение лица, голос, походка и т. д.)
Анализ настроения литературных героев (Маугли, Герды и т.д.); как меняется настроение главной героини сказки Ш. Перро «Золушка» в зависимости от происходящих событий.
Заполнение таблицы настроения.
Игра «Послушай меня».
Занятие № 2. Твои чувства.
Диалог героев (обсуждают, что такое чувства и почему в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные чувства).
Ролевые игры (с помощью кукол разыгрываются ситуации, описанные в тексте).
Упражнения на расслабление «Пушистый котёнок» и «Сочный арбуз».
Занятие №3. Как исправить настроение.
Продолжение сказки о превращении Грусти-Тоски в радость-Веселье (как выбрать способ исправления своего плохого настроения).
Творческая работа: придумать продолжение сказки и нарисовать её героев.
«Ярмарка интересных дел» (увлечения детей и их родителей; что может быть собрано своими руками).
Задание «Краеведческий музей» (углубление представлений о многообразии окружающего мира; ориентирование в мире увлечений, определение круга своих интересов).
Проблемное задание: как можно исправить плохое настроение.
РАЗДЕЛ 2. УЧУСЬ ПОНИМАТЬ ДРУГИХ.
Цели и задачи:
- научить детей разговаривать с людьми;
- помочь ребёнку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми и научить преодолевать их;
- сформировать представление о значении мимики и жестов в общении;
- научить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.
Занятие № 1. Как научиться разговаривать с людьми.
Игры-тренинги (на основе реальных жизненных ситуаций).
Соревнование (придумывание и разыгрывание вариантов приветствия, прощания, извинения и т. п.).
Проблемное задание (найти ошибки и сделать подсказки в предложенных ситуациях).
Анализ поведения литературных героев (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Морозко» и т.д.).
Игра «Испуганный ёжик».
Занятие № 2. Как научиться преодолевать трудности.
Тест (насколько свободно умеет вести себя ребёнок с другими детьми и со взрослыми).
Игры «Аплодисменты», «Поддержка», «Просьба», «Поймай мяч», «Подарок», «Сделаем вместе», «Отказ».
Обыгрывание ситуаций, предлагаемых детьми.
Беседы по тематике ролевых игр.
Диалог-рассказ (помощь родителей или старших братьев и сестёр).
Занятие № 3. Как понять друг друга без слов.
Проблемное задание (определение настроения по мимике лица: грусть, удивление, печаль, радость).
Разыгрывание сюжетных сценок (тебе жарко, тебе холодно, ты хочешь спать и т. д.)
Творческая работа «Весёлый и грустный клоун».
Игра «Кто я?» (изобразить человека той профессии, которую укажет учитель).
Игра «Какой я?» (изобразить без слов чувства и качества человека, которые называет учитель).
Занятие № 4. Умеешь ли ты дружить.
Беседа о дружбе между одноклассниками.
«10 законов дружбы» (иллюстрация каждого закона на примерах из жизни класса, а также литературных героев: Л. Пантелеева «Честное слово», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» и т. д.).
Объяснение смысла пословиц и поговорок о дружбе.
Рассказ о своём друге.
РАЗДЕЛ 3. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ.
Цели и задачи:
- формировать навык общения, а также способность оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои поступки;
- объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками;
- привить умение находить пути выхода из конфликтов, развивать представление о необходимости и важности примирения;
- научить отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
Занятие № 1. Как научиться жить дружно.
Беседа ( умение общаться с разными людьми, почему возникает ссора, можно ли научиться жить дружно).
Проблемное задание (указать причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры).
Обыгрывание ситуаций (как поступить, если тебе что-то не понравится во время игры).
Анализ поведения литературных героев (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»).
Занятие № 2. Как помириться после ссоры.
Проблемная беседа (с кем сорятся чаще всего, на что обижаются, кто первым уступает и прощает и т. д.).
Игра «Ссоримся и миримся».
Анализ поступков литературных героев (ссора Беки Тэчер и Тома Сойера, разговор Малыша с мамой и т. д.).
Пословицы; подбор примеров из школьной жизни, иллюстрирующих их.
Занятие № 3. Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.
Беседа о силе воли. Смелости и решительности.
Проблемное задание «Скажи о себе».
Игра «Да и нет – не говорите!»
Анализ поступков литературных героев.
РАЗДЕЛ 4. ЧТО МНЕ ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНУЮ СИТУАЦИЮ.
Цели и задачи:
-помочь детям найти личную значимость послушания;
- определить актуальное окружение ребёнка, по отношению к которому это качество полезно проявлять;
- рассмотреть ситуации, в которых послушание чужим людям может иметь негативные последствия;
- изучить представления детей об осторожности и расширить, уточнить их; выделить положительные следствия осторожности;
- проанализировать ситуации, в которых особенно необходима осторожность;
- показать, как плохие мысли мешают осторожности и вредят человеку (мне просто решили запретить, мне стыдно перед другими людьми, я уже могу справиться сам и др.)
- пояснить понятие терпения и рассмотреть его проявления в жизни человека; сформировать понятие о терпении, как о необходимом жизненном качестве человека;
- проанализировать отдельные компоненты и проявления терпения в стандартных и трудных жизненных ситуациях;
- обсудить возможности развития терпения.
Занятие № 1. Значение послушания. Наличие и особенности своего послушания.
Беседа (можете ли вы назвать себя послушным, что для этого нужно сделать, какие поступки делают детей непослушными).
Анализ литературных героев (сказка «Царевна-лягушка», А.М. Горький «Воробьишко», сказка «Гуси-лебеди», «Снежная королева»).
Игра «Не поймаешь, хитрый дядька».
Соревнование между командами «похищенных» и «отпущенных».
Разбор вариантов правильных ответов.
Занятие № 2. Осторожность в повседневной жизни. Качества, препятствующие осторожности.
Конкурс (примеры, когда необходимо соблюдать осторожность).
Жизненные ситуации; подробный анализ.
Игра «Солнышко и грозовая туча».
Отрывки из разных сказок и рассказов: «Колобок» (хвастовство, самонадеянность), «Ворона и Лисица» (падкость на лесть), «Сказка о потерянном времени» (несобранность, непослушание), «Красная шапочка» (доверчивость) и т.д.
Проблемное задание (качества человека, которые могут помочь обратному превращению).
Занятие № 3. Понятие терпения. Значение терпения в жизни человека. Тренировка терпения. Ситуации, в которых терпеть нельзя.
Беседа по рассказу К. Д. Ушинского «Умей обождать».
Ситуации из жизненного опыта детей.
Игра «Потерпи немного».
Проектная (совместная) деятельность (деление на группы, задание группам, совместное создание «Инструкции»).
Проблемное задание: разбор ситуаций, в которых ничего нельзя изменить, а можно их только перетерпеть.
Беседа (составление списка ситуаций, в которых терпеть ни в коем случае нельзя).
РАЗДЕЛ 5. СКАЗКИ И ИГРЫ С «ОСОБЫМ» РЕБЁНКОМ.
Цели и задачи:
- посредством сказки и игры создавать условия социальной адаптации и развития ребёнка;
- учить перестройке эмоционального опыта (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.);
- учить удовлетворять различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры);
- осуществлять эмоционально-волевое развитие;
- формировать личность, обогащать внутреннее содержание ребёнка;
- развивать потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения;
- развивать интеллектуальные возможности ребёнка.
Занятие № 1. «Зимовье зверей».
Ритуал «входа» в сказку.
Рассказывание сказки «Зимовье зверей» М. Пришвина.
Анализ сказки.
Магнитный театр «Зимовье зверей».
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Психодинамическая медитация «Подсолнух».
Резюмирование.
Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебная дорожка».
Занятие № 2. «Муха-Цокотуха».
Ритуал «входа» в сказку. Игра «Путешествие на корабле».
Чтение сказки»Муха-Цокотуха» К. Чуковского.
Анализ сказки.
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха».
Игра «Воздушное настроение».
Резюмирование.
Ритуал «выхода» из сказки.
Занятие № 3. «Сказка о рыбках»
Ритуал «входа» в сказку. Статическая медитация «Путешествие на облаке» (1 часть).
Повторение.
Групповой коллаж «Сказочный аквариум».
Чтение сказки «Подводный бал».
Игра-драматизация по сказке «Подводный бал».
Резюмирование.
Ритуал «выхода» из сказки. Статическая медитация «Путешествие на облаке».
Занятие № 4. Разговор по телефону.
Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебный лепесток».
Дидактическая игра «Разговор по телефону».
Чтение сказок с последующим кратким обсуждением.
Анализ сказок.
Игра-драматизация по сказке.
Упражнение «Ласковый дождик».
Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Волшебный лепесток».
Занятие № 5. Осень.
Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебные ворота».
Рассказывание сказки «Ёжик».
Изготовление листьев, наклеивание листьев и яблок на ветки дерева.
Игра-драматизация по сказке «Ёжик».
Психомедитация «Волшебный сон».
Ритуал «выхода» из сказки «Волшебные ворота».
Занятие № 6-7.Путешествие паровозика.
Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек».
Рассказывание сказки «Путешествие паровозика».
Коллаж «Вагончики к паровозику».
Игра «Паровоз»-1.
Психодинамическая медитация «Зверушки».
Игра «Паровоз»-2.
Упражнение «Орешки».
Игра «На полянке» и психогимнастика «Бабочка».
Психодинамическая медитация «Цветы».
Игра «Змейка».
Психогимнастика «Солнышко». Гимнастика для глаз.
Рисование (коллаж) под музыку на тему «Море и солнце».
Обсуждение занятия.
Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек».
Занятие № 8. Диагностика. Цветодиагностика эмоциональных состояний.
Дневник настроений.
Интерпретация результатов.
Анализ полученных данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком. Речь, Санкт-Петербург, 2006.
Березин А. Ф. Березина Н. Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. Ростов-на-Дону, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребёнку. СПб.,1998.
Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. СПб., Речь, 2005.
Хвойницкая В. Ч. Технология эмоционального воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью / Жур. Дефектология, 2004, № 1.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Тихомирова Л. Ф., Нижегородцева Н. В. Упражнения на каждый день: развитие вниманя и воображения дошкольников. Ярославль, 2002.
Крюкова С. В., Слободяник Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
Черепанова Е. Психологический стресс: помоги себе и ребёнку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М., 1997.
психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам / Под общ. ред. Ткаченко А. С. Брянск, 1994.
15