Игры, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В большинстве случаев дети во многих видах деятельности действуют по инструкции взрослого. Это приучает их к точному копированию, но не способствует развитию самостоятельности, индивидуальности, творческих способностей.
Очень редко музыкальные работники и воспитатели проводят игры и упражнения на импровизацию.
Подвижные игры под музыку способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.
Дополняют данную серию игр мини-этюды.
Кроме пантомимики, в этих этюдах используются элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, выражение мимикой основных эмоций. Этюды можно использовать как физкультминутки, как игры-забавы, упражнения к играм-драматизациям, как форму закрепления знаний об окружающем мире для развития внимания.
Советуем сделать предлагаемые игры чем-то привычным для детей, потребностью. Вот тогда вы увидите, что могут ваши дети, когда им дают свободу творчества.
«Птицы»
Сначала дети рассматривают картинки с изображением разных птиц и цветов, наблюдают за птицами на участке.
—Ребята, представьте себе, что вы — птички.
Закройте глаза и присядьте — птички сидят на ветке и спят. Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись.
Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички.
Снова птички полетели и опустились на птичий двор.
Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А во дворе кого только нет: и важный-преважный индюк, и гордый петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира.
Погостили птички у них и полетели домой обратно.
А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули.
—А теперь откроем глазки и снова станем детьми и нарисуемтого, кого видели на птичьем дворе.
«Подснежник»
Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Прорезываются сквозь землю нежные листочки подснежника.
Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется. Приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих (наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу).
Наступил вечер, бутоны закрываются и готовятся к ночному отдыху (руки соединяются, изображая бутон). Используется запись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.
«Бабочка»
— Ребята, помните, мы сегодня на прогулке видели бабочку-лимонницу? Она была такая красивая, желтая-желтая, легкая, нежная.
А вы знаете, зачем она прилетала к нам на участок?
Она прилетала, чтобы пригласить нас в чудесную страну цветов. Вы хотите там очутиться?
Но, чтобы туда попасть, мы должны произнести волшебные слова: «Раз, два, три - в страну цветов неси!» Закрыть глаза, покружиться 3 раза в правую сторону, 3 раза в левую, 3 раза хлопнуть в ладоши и открыть глаза. Все готовы? Тогда отправляемся. (Музыка.)—- Вот мы ив стране цветов, и стали все мы бабочками. Расправили бабочки крылья. Ах, какие мы красивые! Любуются собой, любуются друг другом. Здесь и лимонницы, и капустницы, и крапивницы, и адмиралы...Разглаживают лапками крылышки, умываются утренней росой. Ой, какая холодная!
Моют глазки, вытирают усики. Вот и подготовились к полету. Огляделись вокруг. Сколько здесь кругом цветов! (Вырезаны из бумаги, лежат на полу). Какой приятный цветочный аромат!
Глубоко вдохнули этот аромат, развели крылья и легко вспорхнули. Крылышки нежно трепещут в полете, легко-легко порхают бабочки. Садимся на цветы, сложили крылья на спине. Пьем нектар. Ах, какой он сладкий, ароматный, приятный. Наелись и напились вдоволь. Как хорошо! Тепло! Как греет солнышко! Погреемся на солнышке, подставим правый бочок и крылышко, левый бочок и крылышко, спинку. Ой, похолодало, солнышко спряталось за большую черную тучу. Какой сильный ливень начался. Скорее разлетайтесь, бабочки, и прячьтесь от дождя, кто под навес, кто в щелки, кто в листву деревьев! Холодно бабочкам, жмутся друг к другу, крылышками трепещут на ветру. Скорее бы солнышко выглянуло! А вот и оно! Как сразу стало тепло и светло! Вылетели бабочки и снова стали летать, прохладной дождевой водой умываться. А теперь нам пора домой возвращаться, а полетели мы домой на спинке у большой бабочки.
«Грибочки»
Ребята, закройте глазки, представьте, что вы грибочки. Вот грибочки в траву спрятались, вставать им не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивые шляпки, порадовались солнышку!
Показали друг другу ручки, подняли их вверх, погрели на солнышке.
Но вот туча набежала, дождик закапал: кап-кап-кап. Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил.
Но вот кончился дождик, выглянуло солнышко.
Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел.
Вот и день прошел. Пора спать. Закрыли глазки, прижались друг к другу и заснули.
«Я — кленовый листочек»
Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас — кленовый листочек (открывают глаза). Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки, и ветер его понес далеко-далеко.
Мы листочки осенниеИмитация движений листочка — поНа деревьях висели.желанию детей.
Дунул ветер — полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Листочки плавно и бесшумно падали на землю (приседание). Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колин, Дашин...
- Листочки разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца (произвольные движения).
Но вот ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листьями и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место (приседают на корточки, садятся калачиком).
Во время игры звучит специально подобранная плавная мелодия.
«Стрекоза»
Случилось это на озере. Прилетела большая стрекоза и стала кружить над озером.
Вскоре она выбрала себе место в зарослях камыша и начала откладывать яйца. Окунет кончик хвоста в воду — одно яичко, постоит над водой, окунет — еще одно яичко. Побросала их в воду и улетела.
Сначала яички лежали неподвижно, затем зашевелились, и из них появились личинки.
Они совершенно не были похожи на свою мать, у них не было крыльев, поэтому они только ползали.
Личинки были очень прожорливы и хватали свою добычу сильными челюстями.
Затем заталкивали себе в рот и проглатывали.
Так шел день за днем.
Настала пора личинкам превращаться в стрекоз.
Ухватились они крепкими лапками за стебель тростника и начали карабкаться вверх. Выбрались из воды и стали выбираться из тесной одежды личинки. Одежда личинки держится крепко и трудно из нее выбираться, как из скафандра.
Последние усилия — и вот на тростнике молодые стрекозы.
Погрелись они на солнышке и стали расправлять свои крылышки.
Расправили свои крылышки, а лететь боятся.
Надо сделать специальную зарядку для крыльев.
Сначала ими надо немного пошевелить. Затем немного и часто помахать. Теперь хорошенько расправить и помахать.
Можно лететь. Полетели стрекозки над рекой, закружились над ней. Потом взмыли высоко-высоко и полетели.
Весь день до вечера резвились на лугу. Устали и решили отдохнуть. Одна села на малиновый куст, другая — на лист яблони, третья — на забор.
Сели отдохнуть, да так и проспали до самого утра.
Так и прожили стрекозки все лето без забот и хлопот на лугу.
«Капельки»
Постучать в металлофон (как капельки). Предложить детям поиграть в игру.
—Ребята, помните, вчера вечером шел дождь. С неба летели капельки — большие и маленькие. Вот и вы сейчас станете капельками. Хотите? Дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев.
Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь.
Капельки так устали, что заснули. А утром они проснулись.
Было холодно: «Брр», капельки потянулись, зевнули, задрожали.
Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь капельки такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе.
Они плавно летели то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя, капали. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки.
Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, пригрелись, погрели один бочок, другой.
День разгорался жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться.
А испарившиеся капельки собрались на небе в большое облачко. Капелькам стало очень весело вместе.
—Понравилось вам быть вместе капельками? Хотите побыть кем-нибудь еще? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.
«Тополиные пушинки»
Ребята, какое у нас сейчас время года?
А какое время года идет за весной? А знаете ли вы, что в самом начале лета бывает все белым-бело? А почему? А это потому, что с тополей облетает пух.
Вот сейчас я превращу вас волшебной палочкой в тополиные пушинки.
Мы — легкие, воздушные пушинки и летим на землю.
Мы летим плавно, купаемся в воздушных волнах и постепенно садимся на землю.
Вдруг поднялся теплый, легкий ветерок. Он нежно собирает нас в небольшую кучку и поднимает вверх над землей.
Но мы, пушинки, любим свободу, и поэтому мы разлетаемся в разные стороны и кружимся в легком танце.
Как это приятно — кружиться над землей. Наверное, люди завидуют нам, что мы, вот так просто, можем подняться вверх и летать.
Нежный ветерок закружит нас хороводом.
Ему очень нравится с нами играть, резвиться. Но он не может, ему нужно лететь в другие места, быть может, к другим пушинкам. Но мы не обижаемся на него, ведь он обязательно вернется к нам. До свидания.
А мы летим к земле, чтобы опять подняться в небо.
В ходе упражнения играет легкая, нежная музыка.
«Бабочки и мотыльки»
Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки и мотыльки. Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков. Мы очень любим цветы, и даже сами похожи на них. И сейчас мы с вами полетим на цветочную полянку. Давайте расправим наши изящные крылышки и поднимемся в небо.
А теперь мы полетим. Плавно, легко машем крылышками.
Ну, вот мы и прилетели на поляну. Сколько вокруг разных цветов: васильков, ромашек. Вот растет ароматная кашка. Давайте подлетим к этим цветам и попробуем их ароматную пыльцу. Ах, какая сладкая, вкусная пыльца! Бабочкам она очень понравилась. А теперь бабочки встали в хоровод и танцуют на цветах. Они легко наступают на цветы, чтобы не сделать им больно.
Солнышко начало припекать. Давайте протянем наши крылышки к нему. Ведь мы очень любим солнышко и радуемся его свету и теплу.
А теперь бабочки и мотыльки опять разлетелись в разные стороны и порхают с цветка на цветок. Как хорошо, как красиво кругом!
И так летают бабочки целый день. Но вот наступает вечер, и бабочки с мотыльками садятся на какой-нибудь цветок и засыпают. А на следующий день вновь резвятся на цветочной поляне.