УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯЛяпустина Елена Анатольевна,
г. Челябинск.
«Если талант - это искра божья,
то нужно приложить ещё немало усилий,
чтобы из неё возгорелся огонь творчества». 
Бауржан ТойшибековНи для кого не секрет, что одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий для выявления и развития одаренности обучающихся. Реализация потенциальных возможностей одаренных детей – приоритетная цель школьного образования. В этом контексте задачей педагогов является проработка вопросов организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения, создание условий, способствующих созданию эффективной системы деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей детей, среди которых: творческая образовательная среда школы, профессиональная культура педагогов, мотивация обучающихся, создание ситуации успешности, формирование культуры исследовательской деятельности учащихся.
Главной ценностью учебного исследования является развитие личности учащегося посредством формирования индивидуальной культуры исследовательской деятельности. В процессе творческого поиска и проведения научных исследований, развиваются индивидуальные способности и склонности учащихся, аналитическое и критическое мышление, активизируется коммуникативная деятельность учащихся.
Реализация учебного исследования осуществляется в рамках исследовательской деятельности при подготовке к различным конкурсам, научно-практическим конференциям. Прежде чем представить результат своего труда на суд жюри, авторы исследований проделывают многоэтапную работу, состоящую из постановки проблемы, изучения теории, посвященной данной проблематике, подбора методов исследования и практического овладения ими, сбора собственного материала, его анализа, систематизации и обобщения, собственных выводов. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой задачи с неизвестным заранее решением, но эта деятельность имеет четкую структуру.
Первые шаги юные исследователи нашей гимназии делают на конференции школьного научного общества «Созвездие». Мотивы участников конференции различны: у одних – это интерес к предмету и желание углубить свои знания, у других – желание самоутвердиться и получить награду на конкурсе, у третьих – получить льготы при поступлении в высшее учебное заведение.
Конечно же, для включения учащихся в исследовательскую деятельность требуется создание соответствующих условий. В нашей гимназии имеются подготовленные к руководству исследовательской деятельностью учащихся педагоги, обеспечено учебно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.
Как научный руководитель, имеющий многолетний опыт, хочу заметить, что на начальном этапе работы приходится испытывать затруднения при выборе темы исследования. Тяжело быть оригинальным, очень не хочется повторяться. Тема исследования также должна быть привлекательной и для учащегося, ведь содержание исследовательской деятельности, прежде всего, должно быть ориентировано на его интересы.
Залогом нашего общего первого успеха с моей ученицей десятиклассницей Хужиной Настей (диплом I степени на Уральской межрегиональной конференции «Интеллектуалы XXI века») в был выбор неизбитой на тот момент темы – «Невозможные фигуры». Но главным достоинством работы была оригинальная практическая часть. Настя представила буквы алфавита в виде невозможных фигур, а также собственноручно смастерила модель невозможной фигуры. Как правило, ведущую роль при выборе темы играет учитель. Поэтому я стараюсь внести разнообразие в тематику за счет разнообразия выбранных разделов математики: алгебры, стереометрии, теории вероятности. Научно-исследовательская работа позволяет мне открыть способности учащегося к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Приведу пример: ученица 6 класса Пантелеева Настя с успехом защитила свою исследовательскую работу «Стереоизображения» на городском конкурсе «Интеллектуалы XXI века» (диплом II степени) , а в следующем году на этом же конкурсе её работа «Использование матриц в шифровании текста» отмечена дипломом I степени. А когда изучение вероятностно-статистической линии стало неотъемлемой частью школьного курса математики, у многих учащихся проявился интерес к этому разделу. Более того, ученик 7 класса Назмутдинов Артём за работу «Применение математических методов исследования статистических данных» получил диплом III степени на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее». А вот специального раздела логики в школьном курсе нет. Но логические задачи – это основа развития математического мышления учащихся. Ученица 5 класса Прокопьева Света систематизировала логические задачи, составила из них сборник с решениями и защитила работу «Выбор оптимальных методов решения логических задач», получив диплом II степени на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» .
Практика показала, что исследовательская деятельность формирует у одарённых учащихся умение самостоятельно приобретать знания, применять эти знания на деле, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Каждый ученик, участвуя в научно-исследовательской работе, развивается как личность. Личность одаренного ребенка высококонкурентоспособна, поскольку обладает такими способностями и качествами, которые характеризуют потенциальные возможности в достижении успеха. Эрудиция, любознательность, уверенность в себе, стремление к саморазвитию и самообразованию – вот главные характеристики личности школьника-исследователя, способного не только выполнить ученическую исследовательскую работу, но и успешно защитить её.
В заключение могу заметить, что выявление и развитие одаренности детей образуют единую систему. Если выявление одаренности детей – это процесс создания социально-педагогических условий, позволяющих определить содержательную направленность одаренности детей, то развитие одаренности детей – это процесс позитивного изменения творческой инициативы детей. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Развитие интеллекта учащихся, их творческого потенциала, формирование личности происходит наиболее эффективно, если в учебном процессе важное место отведено научному эксперименту, учебно-исследовательской деятельности учащихся.