Из опыта работы педагога д.о. Ткаченко Т.Ю. Работа с ребенком, страдающим аутическим синдромом


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
муниципального образования Динской район «Центр творчества»
Из опыта работы
педагога дополнительного образования
Ткаченко Татьяны Юрьевны
«Работа с ребёнком, страдающим аутическим синдромом.
Методика работы с пластическими материалами».
для педагогов дополнительного образования

2016г
В сентябре 2015г. к директору нашего центра творчества обратилась мама Виталика Слепынина, с просьбой записать ребёнка на занятия лепки из глины. Причём, желание такое было у самого ребёнка. Нина Владимировна направила её ко мне. Так мы познакомились.
Родился Виталик без видимых тревожных симптомов. До трёх лет был ребёнок как все, а потом пошёл в детский сад и попал к очень крикливой и жестокой воспитательнице.
В общем, к четырём годам Виталик перестал говорить и впал в апатию. Родители обратились к врачам, где и прозвучал диагноз: аутист. Надо отдать должное родителям мальчика, его маме. На мой взгляд, эта женщина совершает подвиг: еже минутно, еже частно, работает над тем, чтобы страшный диагноз был когда – то снят с её ребёнка. Занятия с логопедами, психологом, плавание в бассейне и т.д.
Виталику сейчас 10 лет, он довольно развит и раскрепощён, относительно заболевания, которым страдает. Хотя Нора Норайровна, говорит, что Виталику у нас в мастерской хорошо, но так он ведёт себя не везде.
Опыта работы с детьми аутистами у меня не было, поэтому пришлось изучать наработки других педагогов, психологов.
В выборе тактики поведения с ребёнком и методики обучения работы с пластическими материалами мне помогла такая литература:
•Шипицына Л. М., Первова И. Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. – М.: СПб, 1997.
•Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. - № 1.
•Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. Изд. 3-е стер. – М.: Терефин, 2005.
•Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб: Ин-ут спец. педагогики и психологии, 1999.
•Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Ч. 2: Психотерапия детского аутизма. – М.: Наука, 2002.
Обычно, контакт с аутичными детьми наладить не просто, но мне повезло, отношения у нас с Виталиком сложились теплыми (ребёнок с первых занятий принял соприкосновения наших рук, сейчас мы при встрече обнимаемся), партнёрскими (обсуждение тем на «равных»). Мальчик оказался эрудированным, начитанным и пытливым. Хотел всё и сразу.
Конечно, времени совсем было мало, начался учебный процесс, поэтому не стала менять, ломать или вмешиваться в стереотипы, которые уже сложились у Виталика, я решила, что путь здесь лежит не через ломку стереотипа поведения, а через его развитие. Чем детальнее разработан стереотип поведения, чем более в нем проработаны варианты: «если будет так, то мы поступим так», тем более гибким становится и поведение ребенка.
Поэтому для работы я выбрала методики: практико – ориентированную (лепка из различных пластических материалов), наглядную (образцы, плакаты, видеоматериалы), игры (на развитие внимания, глазомера, воображения), проектную (создание композиций), социологическую (интервью).Основная заявка ребёнка для обучения была лепка, поэтому каждое занятие мы лепили. Особенность обучения аутичного ребёнка, это лепка «по заказу». Вначале, мне надо было познакомиться с его способностями, и я попросила слепить персонажа любимого мультфильма. Виталик слепил терракотового воина и рассказал (довольно связно), его сюжетную историю. Особенностью лепки оказалось то, что мальчик лепил от куска, с ног персонажа и закончил головой. По моей просьбе детализировал лицо (слайд). Терракотовых воинов было слеплено несколько штук, Виталик никак не хотел уходить со своей темы, но потом «насытившись» армией воинов. Уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен. Это объясняется особенностями его психики – поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству закреплению различных стереотипов, определенности и законченности. Он старается сохранить в неизменном виде и многократно повторять и проигрывать привычные действия, ситуации и сюжеты. Однако, не останавливаясь на достигнутом – осторожно перехожу к следующему этапу, предлагаю варианты разнообразия лепки других персонажей (пытаюсь увести от агрессивных воинов в мир добра): добрый дракон, кувшинчик из жгутиков, чайник, народная глиняная игрушка и т.д.
Надо отметить, что Виталику, тяжело даются монотонные действия (затирка поделок), он начинает нервничать (встряхивать руками, неразборчиво бормотать). Я не настаиваю на качественной затирке игрушек, только на лёгкой обработке поделок, демонстрируя затёртые поделки детей. Он соглашается и по мере возможности делает.
Занятия с Виталиком у нас индивидуальные, но сейчас я приглашаю их приезжать и в группы (конечно, с ребятами я провожу беседу, что сейчас к нам приедет особенный ребёнок и дети стараются ему во всём помочь). Виталик, общителен и коммуникабелен. Ему даже больше нравится работать в группе.
Для создания мотивации организовала с ним интервью (видео)
Конечно, надо учитывать, что такое развитие жизненного стереотипа - это кропотливая работа многих лет, освоение временно-пространственных, смысловых отношений, овладение многими полезными навыками.
В большинстве своем поведенческие проблемы снимаются при правильной организации жизни ребенка. Однако он не застрахован от них в случае неожиданной ломки стереотипа его жизни, неадекватных требований или даже при особой усталости, астении, соматическом заболевании. Они могут проявиться как тревожность, появление более жесткой стереотипности в поведении, страхов, особых стереотипных движений, агрессии и самоагрессии.
Подводя итог своему выступлению могу сказать: нельзя бороться отдельно со страхами и тревогой, запрещать ребенку раскачиваться или трясти руками, объяснять ему, что он ведет себя недопустимо - это скорее всего просто не поможет.
Справиться с этим можно только при условии понимания, что все это - маркеры общего состояния ребенка, того, как он справляется с ситуацией. В этом случае необходимо проверить и физическое состояние ребенка, посоветоваться с лечащим врачом о допустимых нагрузках и оценить адекватность требований к ребенку, обеспеченность его стереотипом школьной жизни.
Таковы, по моему мнению, общие особенности педагогического подхода к обучению аутичного ребенка. Конечно, все это должно было быть освещено более подробно. Аутичный ребенок может иметь разную степень нарушения психического развития, разные формы дезадаптации и разные проблемы в обучении.

План выступления:
- Выставка работ Виталика Слепынина- Выступление «Из опыта работы с ребёнком, страдающим аутическим синдромом. Методика работы с пластическими материалами» с демонстрацией презентации по данной теме.

Виталик в творческом процессе.