Методическая рекомендация Основные формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей (для молодых специалистов)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основные формы работы с родителями
в учреждении дополнительного образования детей
(для молодых специалистов)

Свиколкина Галина Сергеевна
методист МБОУ ДО ДДТ
ст. Тацинская, 2015
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями обучающихся во многом зависит от форм организации работы.
Данные рекомендации помогут начинающим педагогам создать систему работы с родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с родителями обучающихся является родительское собрание.
Организация и структура родительского собрания
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям обучающихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:
Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Не менее важной является просветительская форма работы, например, оформление информационных стендов «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей. Подобная информация размещается и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.
Активными и популярными формами работы у родителей являются:
- совместные воспитательные и праздничные мероприятия;
- консультации педагога-психолога;
- посещение занятий родителями;
- индивидуальные беседы.
Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей. Примерами таких мероприятий могут быть творческие конкурсы и фестивали «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:
- литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;
- литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках, например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама – солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.
По результатам конкурсов оформляются выставки и выпускаются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.
Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.
Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».
Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.
Беседа с родителями обучающихся будет успешна, если:
- удалось избежать противостояния и конфронтации;
- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;
- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.
Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.
Желаю вам удачи во взаимодействии с родителями обучающихся и советую изучить следующую литературу:

Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Приложение № 1
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Цель исследования – изучение мнения родителей, обучающихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.
Задачи исследования:
Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.
Определить, насколько удовлетворены родители обучающихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Выявить эмоциональное отношение родителей, обучающихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.
Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.
Уважаемые родители!
Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы дома детского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.
Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в ДДТ.
Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.
Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.
Заранее благодарим и желаем успеха!
Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий ДДТ?
А) да, постоянно
Б) да, эпизодически
В) нет, не участвовал
Г) затрудняюсь ответить
2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в доме детского творчества?
А) в основном нравятся
Б) нравятся, но не во всем
В) в основном не нравятся
Г) затрудняюсь ответить
3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?
А) в основном удовлетворительные
Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет
В) в основном неудовлетворительные
Г) затрудняюсь ответить
4. Что Вас привлекает и не привлекает в доме детского творчества?
_____________________________________________________________________
5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в доме детского творчества.
_____________________________________________________________________
Приложение № 2
Анкета для родителей
Часто ли должны проводиться родительские собрания?
Все ли родительские собрания вы посещаете?
Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?
Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?
Приложение № 3
Правила
педагогической этики во взаимодействии с родителями обучающихся
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.
Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.