Лекция для молодых специалистов — педагогов-психологов «Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО»


Автор-составитель: Кривцова Мария Игоревна,
педагог-психолог МАДОУ № 20 «Дружный хоровод»,
высшей квалификационной категории.
Лекция для молодых специалистов - педагогов-психологов
«Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО»
Психопрофилактическая работа педагога-психолога ДОО, по нашему мнению, реализуется в триединстве таких направлений деятельности как: собственно психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование.
Психологическая профилактика понимается нами как целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов: по предупреждению возможных социально-психологических проблем; по созданию благоприятного психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей (Веракса А. Н., 2).
Психологическое просвещение — это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта (Веракса А. Н., 2).Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
   Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития (Веракса А. Н., 2)..Содержание деятельности педагога-психолога по направлениям психологическое консультирование, психологическое просвещение, психопрофилактика (выдержки из Рабочей программы педагога-психолога)
Дети
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
анализ анамнестических данных вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
отслеживание динамики социально-личностного развития детей; содействие благоприятному психологическому климату в группе.
участие в экспертной оценке проектируемой развивающей предметно-пространственной среды;
проведение психопрофилактических занятий, тренингов, ИРС, совместной игровой деятельности с детьми.
Родители
Цель: повышение психологической и педагогической компетентности (в том числе по вопросам воспитания детей с проблемами в развитии, особыми образовательными потребностями).
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
консультирование по вопросам воспитания и развития ребёнка;
консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Педагоги
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов; способствование личностному и профессиональному росту; повышение психологической компетентности (в том числе по вопросам воспитания детей с проблемами в развитии, особыми образовательными потребностями).
индивидуальные и групповые консультации;
семинары, лекции, практикумы;
тренинговые занятия;
беседы;
подготовка буклетов, памяток, оформление информационных стендов, подбор и распространение литературы и т.п.
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами детского сада.
Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом детского сада. Грамотная профессиональная деятельность педагога-психолога, дополненная конструктивным имиджем, формирует партнерские отношения специалиста со взрослыми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Наиболее эффективно выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждая коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.
Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации»: передаче родителям и воспитателям знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой и т.п.
Важно отметить, что психологическое просвещение в нашем ДОУ не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты диагностических исследований детей и взрослых, обязательно учитывается так же квалификация педагогов и образовательный уровень родителей.
Формы работы по психологическому просвещению разнообразны, в нашем ДОУ в последнее время отдается предпочтение интерактивным мероприятиям.
Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. Нами замечено, что чаще всего воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих их работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, гиперактивных. После диагностики, наблюдений за дошкольниками важно обсудить с педагогами каждого ребенка, особенно отличающихся личностным неблагополучием: застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Удача, если особенности подхода к тому или иному ребенку психолог и воспитатель вырабатывают совместно, выстраивая план совместного сопровождения. Иногда необходимы дополнительные беседы, индивидуальные консультации с воспитателем с целью изменить его педагогические установки, отношение к отдельным детям или даже к группе в целом. Это очень сложная работа. Поэтому своей работе использую именно психопрофилактические меры, готовя почву для изменения сложившихся стереотипов профессиональной деятельности педагога.
Психопрофилактическая работа с детьми
Включает два основных направления:
развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации у детей 5-6 лет (старшие группы ДОО), доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, посредством «Тренинга общения» Ионовой В., Мининой Н. (1999 г.), тренинг способствует самопознанию, дает дошкольникам знания о средствах общения, развивает гибкость поведения, рефлексию, оптимизирует общение детей со сверстниками и взрослыми.
развитие эмоциональной сферы детей средних групп на занятиях по программе Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…» (2003г.) Дети знакомятся с основными эмоциями, учатся ориентироваться в чувствах окружающих, передавать эмоции вербально и с помощью выразительных движений.
Направления продиктованы актуальными для данных возрастов проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме фронтальных занятий 1 раз в неделю на базе группы.
Основные методы, используемые в процессе психопрофилактической организованной детской деятельности: игры с правилами; дидактические игры; игровые упражнения; беседа, ситуативный разговор; решение проблемных ситуаций; просмотр презентаций и видео роликов; рассматривание иллюстраций, фото; Предпочтение отводится играм: парным, подгрупповым, групповым.При необходимости с детьми проводятся разовые мероприятия: коммуникативные игры, праздники здоровья, дискотеки, развлечения, где педагог-психолог проводит часть мероприятия, играет какого-либо персонажа или является ведущим. Такое неформальное общение укрепляет доверие, позволяет посмотреть друг на друга с новой стороны.
Для улучшения самочувствия детей в нашем детском саду мы приближаем их жизнь в группах к домашней обстановке, обогащая пространственную предметно-развивающую среду и налаживаем более тесную связь с семьей.
Формы психопрофилактической работы с родителями
Общаясь с родителями воспитанников, мы замечаем, что они бывают достаточно поверхностно осведомлены о возрастных особенностях и психологических аспектах развития своих детей. Более того, многие из них искушаются обманчивыми тенденциями современной массовой культуры, находятся под влиянием педагогически сомнительных советов и наставлений, пребывают во власти собственных страхов или амбиций.
Поэтому мы активно вовлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, что побуждает их занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку, повышает чувство родительской ответственности.
В работе с родителями используются коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы.
коллективные формы индивидуальные формы наглядные формы
родительские собрания
семинары
лекции
тренинги
консультации
акции
проекты
тематические выставки психологической литературы беседы
консультации
подбор и распространение литературы информационные стенды
папки-передвижки;
буклеты
лифлет-колдерыпамятки
Постоянно разрабатываются и пополняются информационно-методические материалы для стендов, информационных папок, темы: «Родителям будущих первоклассников», «Что делать, если ребенок боится темноты?», «Как вести себя с агрессивным ребенком?», «Не хочу! Не буду!», «Если малыш боится врачей», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что делать, если ребенок кусается?», «Как общаться с застенчивым ребенком?», «Ошибки родителей», «Если малыш боится насекомых» и др.
В каждой группе нашего сада есть стенд или информационная папка (в форме знакомой всем папки-передвижки или мягкой папки-скоросшивателя) с рекомендациями, актуальной информацией от педагога-психолога.
Мероприятия для педагогов, проводимые педагогом-психологом в рамках реализации годового плана ДОУ, зачастую заканчиваются вручением «подарков» - методических материалов по теме встречи. Родители так же получают на консультациях буклеты и памятки от психолога, помогающие структурировать услышанную информацию или со временем освежить её в памяти.
Интересный проект «Ловкие помощники» совместно с воспитателями средней группы общеразвивающей направленности реализован в 2014-2015 годах. Он был посвящен разработке системной психолого-педагогической работы с участниками учебно-воспитательного процесса, направленной на развитие мелкой моторики рук дошкольников. Для нас была важна ранняя профилактика речевых нарушений детей, их эмоционально-личностного развития, детско-родительских отношений; повышение психолого-педагогической культуры родителей.
В рамках проведения «Недели психологии», «Дней открытых дверей» и по желанию, приглашаем родителей посещать открытые психопрофилактические занятия педагога-психолога с детьми, тренинги, ИРС, совместную игровую деятельность, интерактивные родительские собрания в форме круглых столов, игровых тренингов, диспутов.
При разработке тематики родительских собраний обязательно учитывается возраст детей и актуальность рассматриваемых тем:
1. «Адаптация ребенка к ДОУ». «Оптимизация адаптации ребенка к д/с».
2. «Кризисы 3-х лет и 6-7 лет». «Я-сам!: кризис 3 лет. Развитие самостоятельности малышей».
3. «Особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с ТНР».
4. «О дисциплине и послушании».
5. «Как реагировать на детские капризы».
6.«Психологическая готовность детей к школьному обучению». «Профилактика школьной дезадаптации». «Подготовка к школе родителей».
7. «Особенности психического развития детей» (для всех возрастных групп).
8. «Игротерапия на дому: как успокоить ребенка?».
9. «Секреты спокойной жизни».
10. «Почему дети рисуют монстров?»
11. «Какого цвета ваш ребенок?»
12. «Что делать, если ребенок дерется?»
13. «Ябеда-корябеда!»
14. «Развиваем ребенка»
15. «Игра? Игра!»
16. Тренинг «Давайте познакомимся!»
17. Тренинг «Учимся общаться»
18. Тренинг «Развитие ребенка игровыми методами»
19. «Психосексуальное развитие детей 3-4 лет»
20. «Воспитание самостоятельности у детей»
21. «Гаджеты и интернет безопастность» и т.д.
Наработки по данному направлению не лежат «мертвым грузом» в период между собраниями. Например, в 2014 году я участвовала в городском конкурсе по здоровому образу жизни с серией родительских собраний под общей темой: «Сохранение психофизического здоровья детей дошкольного возраста», заняла 3 место. В рамках работы в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» конспекты родительских собраний для дошкольников послужили основой для разработки выступлений перед родителями школьников в ходе ежегодного мероприятия «Психологический десант».
Ежегодно методическая копилка кабинета пополняется новыми конспектами родительских собраний, благодаря запросам заинтересованных педагогов, родителей и администрации.
Формы психопрофилактической работы с педагогами
Обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагога-психолога с воспитателями и специалистами – важнейший аспект образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная психопрофилактическая работа педагога-психолога повышает эффективность педагогического процесса, оптимизирует его организацию и содержание.
В нашем д/с в работе педагога-психолога с педагогами используются разные формы взаимодействия:
групповые индивидуальные
советы педагогов
педагогические мастерские
мастер – классы
консультации
семинары – практикумы
деловые игры
взаимопросмотры
презентации
акции
тренинги собеседования
консультации
посещение и анализ ИРС, НОД молодых педагогов
микрогрупповая работа (при подготовке открытых мероприятий)
Темы проводимых мероприятий в нашем детском саду варьируются в зависимости от конкретных запросов участников воспитательно - образовательного процесса, особенностей детей, задач годового плана ДОУ и плана работы сада как ресурсного центра (направление работы – речевое развитие, с 2017 г.- художественно-эстетическое развитие), вот некоторые из них:
В рамках работы ДОО как ресурсного центра проведены:
Педагогическая мастерская для педагогов ДОО города, тема: «Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения успешного речевого развития каждого воспитанника».
Коммуникативный тренинг в рамках семинара «Игровая образовательная ситуация как средство становления начальной коммуникативной компетентности ребенка».
Реализация годовых задач ДОО воплотилась в таких мероприятиях, проведенных в разные годы работы педагога-психолога:
Консультации
«Репрезентативные системы человека»
«Осторожно, детские книги!»
«Сладкий» пальчик, или почему дети сосут пальцы?»
«Влияние цвета на психическое состояние участников педагогического процесса»
«Портфолио педагога детского сада»
«Приёмы и методы разрешения детских конфликтов в игровой деятельности»
Семинары-практикумы
«Имидж современного педагога»
«Спящий или потерянный? Секреты работы «спящего» мозга»
«Профилактика тревожности ребенка посредством психологической поддержки»
«Типы проблемных семей и семейного воспитания»
«Формирование внутренней мотивации деятельности педагогов»
«Сохранение психического здоровья детей раннего возраста через профилактику психоэмоционального напряжения»
Практикум «Куклотерапия»
Тренинги
«Интегративная игротерапия в воспитании агрессивных дошкольников»
«Эффективные техники общения в работе педагога»
Советы педагогов
Психологический КВН «Развитие творческого потенциала педагогов»
«Игра как форма организации детской деятельности»
«Технологии педагогического общения с родителями»
«Компетентностный подход в ДОУ»
Мастер-классы
«Основы толерантного общения»
«Оздоровительные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
«Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса»
«Использование техники «Я - сообщения» в практике работы с родителями»
В течение всего срока работы в МАДОУ №20 «Дружный хоровод» планирую и реализую с коллективом детского сада систему мероприятий, способствующих профилактике профессионального выгорания, улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми и развитию их творческого потенциала.
1.Тренинги
«Стрессменеджмент»
«Корпоративная этика в условиях работы дошкольного учреждения»
«Формирование навыков конструктивного общения у педагогов».
«Профилактика психического здоровья участников образовательного процесса посредством игровых методов».
Семинары-практикумы
«Синдром эмоционального выгорания. Что делать, чтобы не «сгореть» на работе?»
«Профилактика профессионального выгорания»
«Позитивное мышление как способ профилактики эмоционального выгорания педагога»
3. Практикум «Мандала-терапия как способ оптимизации эмоционального состояния детей и взрослых».
Провожу так же психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждаю возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно с воспитателями намечаю пути их решения.
Консультативная работа
Консультирование педагогов по вопросам:
организации и ознакомления с результатами запланированного обследования детей;
организации взаимодействия в учебно- воспитательном процессе;
организации и проведению работы с родителями;
воспитания, обучения и развития детей;
особенности адаптации детей–логопатов, малышей раннего возраста;
Консультирование родителей воспитанников по вопросам:
ознакомления с результатами обследования ребенка;
воспитания, обучения и развития;
особенности адаптации малышей к ДОУ, группе;
Консультации для молодых родителей:
«Что делать, если ребенок капризничает?»
«Что делать, если ребенок не хочет есть?»
«Почему дети не убирают игрушки?»
по запросам.
Консультации для родителей неорганизованных детей:
«Что делать, если ребенок не слушается?»
«Что делать, если ребенок кусается?»
«В какие игры играть с детьми 2-3 лет»
по запросам.
Консультации для детей
Этой категории консультаций нет в перечне документации педагога-психолога детского сада. В моей практике было несколько таких консультаций по просьбе родителей: с детьми, потерявшими папу или маму (бабушку, дедушку), с детьми в ситуации развода родителей.
Планированию консультативной работы помогает журнал записи на консультации. Информация о нем доносится до родителей на групповых родительских собраниях и в объявлении о начале консультаций в данной группе. Консультации проводятся преимущественно вечером во вторую смену, но при необходимости, встречаюсь с родителями в тихий час, изредка консультирую по телефону, был опыт выхода на дом к родительнице с ограниченными возможностями здоровья.
Психопрофилактическая работа реализуется и в процессе сотрудничества с социальными институтами:
Система организации совместной деятельности ДОУ с социумом включает:
- заключение договора о совместной работе;
- составление плана совместной работы;
- информирование родителей о проводимых мероприятиях;
- активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
- проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
- совместные совещания по итогам учебного года.
Образование
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»
взаимодействие с педагогом-психологом МОУ «СОШ №23» по вопросам преемственности;
в рамках совместной работы в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников;
Ежегодно вместе с педагогом-психологом МОУ «СОШ №23» Савинской Ю.Н. организуем мини-консилиум «Выпускники ДОУ: знакомимся с психологическими особенностями» и родительское собрание «Как правильно подготовить ребенка к школе?».
МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования»
участие в работе ГПО педагогов-психологов МДОУ – выступления по актуальным вопросам развития детей ДОУ;
С 2011 г. активно работаю в муниципальном проекте «Основы семейного воспитания» совместно с педагогами-психологами МДОУ, СОШ города.
С 2014 г. провожу мероприятия в рамках участия в муниципальном проекте «Наставничество» совместно с педагогами-психологами ДОУ города.
Северодвинский филиал «Северного (Арктического) федерального университета» имени М. В. Ломоносова
курирование практики студентов очного и заочного отделений;
чтение лекций студентам по вопросам специфики работы педагога-психолога ДОУ;
Архангельский областной Институт открытого образования
ежегодное проведение открытых мероприятий на базе д/с для слушателей КПК АО ИОО в рамках выездных практических занятий;
Детско-юношеский центр
методическая работа в рамках ГПО педагогов ДО г. Северодвинска;
в 2015- 2016 уч.г. совместно с коллективом педагогов старших групп ДОУ и музыкальным руководителем реализуем муниципальную социально-педагогическую программу «Солнечный круг» по социализации детей старшего дошкольного возраста.
Здравоохранение
выступления на родительских конференциях в ГБУЗ АО «Северодвинская детская клиническая городская больница» Детская поликлиника №2.
Практический психолог в детском саду - это:
- «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;
- «скорая помощь»;
- садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;
- мостик между ребенком и другими детьми;
- взрослый, который по-настоящему любит играть; 
-создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала ...
Эффективность психопрофилактической работы педагога-психолога во многом зависит не только от его умения оптимально спланировать свое рабочее время и организовать воспитательно-образовательный процесс. Важно наполнять свою собственную жизнь интересными событиями, полноценно отдыхать, общаться с родными и друзьями.
Источники:
Венгер Л. А., Агаева Е. Л. , Бардина Р. И.  Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование № 5, 2003, С.101.
Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
Интернет источники: http://nsportal.ru/