Самостоятельная работа Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
ФАКУЛЬТЕТ дополнительного образования

Самостоятельная работа № 1
Выполнил слушатель курсов
по программе
«Образование и общество.
Основы государственной политики РФ
в области образования»
Зареченская Д.А.
Руководитель:
доцент Лосева А.А.
Балашиха 2016
Самостоятельная работа №1
по теме «Нормативно-правовые документы, определяющие основы государственной политики Российской Федерации и Московской области в сфере образования».
Сравните Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» и «Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и заполните таблицы.
Задание 1. Изучите «Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Глава 2. Система образования. Статья 10. Структура системы образования. Определите уровни общего образования и профессионального образования, заполните таблицу.
Было в старом законе «Об образовании» Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;
6) высшее профессиональное образование - подготовка
специалиста или магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование. 1) дошкольное образование;
2) общее образование:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
3) среднее профессиональное образование:
- подготовка квалифицированных рабочих;
- подготовка специалистов среднего звена;
4) высшее образование:
- бакалавриат;
- магистратура, подготовка специалиста; - подготовка научно-педагогических кадров.
Задание 2. Сравните документы, ответьте на вопрос, как изменилась классификация образовательных программ, заполнив таблицу?
Было в старом законе «Об образовании» Стало в новом законе
«Об образовании в Российской Федерации»
1) общеобразовательные программы:
 основные общеобразовательные программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общегообразования.
 дополнительные общеобразовательные программы
2) профессиональные программы:
 основные профессиональные программы:
-начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования (программы бака-
лавриата, программы подготовки специалиста и программы
магистратуры);
- послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторанту-
ра).
 дополнительные профессиональные образовательные
программы:
- программы профессиональной переподготовки;
- программы повышения квалификации;
- программы стажировки. 1) основные образовательные:
основные общеобразовательные программы:
- образовательные программы дошкольного образования;
- образовательные программы общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).
основные профессиональные образовательные программы:
- образовательные программы среднего профессионально го образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);
- образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров).
2) иные виды образовательных программ:
дополнительные общеобразовательные программы:
- общеразвивающие;
- предпрофессиональные;
дополнительные профессиональные программы:
- программы профессиональной переподготовки;
- программы повышения квалификации (профессионального развития);
- специализированные последипломные профессиональные программы (программы ординатуры, интернатуры, ассистентуры-стажировки)
Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программы - программы подготовки научных кадров (докторантура)
Задание 3. Что изменилось в классификации форм обучения?
Было в старом законе «Об образовании» Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы.  1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего 4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Какие лица имеют право осуществлять образовательную деятельность?
Было в старом законе «Об образовании» Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»
Образовательную деятельность вправе вести:
образовательные учреждения;
научные организации - образовательные программы
послевузовского профессионального образования,
дополнительные профессиональные образователь-
ные программы;
 иные организации любой организационно-правовой
формы - программы профессиональной подготовки;
индивидуальные предприниматели   Образовательную деятельность вправе вести:
- образовательные организации;
- научные организации (по программам высшего образования - программам магистратуры и программам подготовки научно- педагогических кадров, по дополнительным профессиональ ным программам и по программам профессионального обучения);
- иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным образовательным программам);
- индивидуальные предприниматели.
 
Дополнительные вопросы для КАТЕГОРИИ 2.
Было в старом законе «Об образовании» Стало в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»
В настоящее время предусматриваются следующие виды общеобразовательных учреждений:
а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования);
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополни-
тельную (углубленную) подготовку обучающихся по одному
или нескольким предметам);
д) гимназия (реализует общеобразовательные программы
основного общего и среднего (полного) общего образования,
обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования,
обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
ж) общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;
з) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
и) образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
к) общеобразовательная школа-интернат;
л) и т.д.  Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.
Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого- педагогическая поддержка, интернат, научно- исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).
Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.
Задание 4. Изучите «Национальную доктрину образования в Российской Федерации» и заполните таблицу.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» - это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Перечислите этапы реализации целей и задач, определяемых доктриной: 1. Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений. Введение указанных целей и задач в новый ФЗ об образовании.
2. Определение изменений и дополнений в образовательные стандарты, основные образовательные программы.
3. Создание новых правовых, нормативных и методических материалов (законов, проектов, программ, учебников, стратегий образования и развития каждого конкретного предмета и всего образовательного минимума, рабочих материалов, КИМов и т.д.)
4. Разработка плана-графика введения ФГОС. Разработка единичных проектов.
5. Реализация их на всех уровнях и ступенях образования с привлечением новых правовых и методических материалов.
6. Контроль  реализации с возможностью корректировки деятельности до применения взысканий (на этапе ввода новой доктрины).
7. Создание активной базы опыта внедрения с возможностью получения профессиональной образовательной, правовой консультации на уровне Министерства Образования.
Задание 5. Изучите ФГОС (в зависимости от категории) и заполните таблицу:
Критерии сравнения
ГОС (первое поколение) ФГОС (новое поколение)
Цель
Обеспечить уровень полноценного базового образования. Способность гибко реагировать на запросы общества и государства
Прогнозируемые изменения
Учитель транслирует знания. Изменение позиции учитель-ученик. Учащийся добывает знания через деятельность, которую организует учитель.
Нормативная база
Совокупность трех компонентов (федерального, регионального, образовательного учреждения),определяющая содержание ООП. Совокупность требований, обязательных для реализации ООП
Требования стандарта
-обязательный минимум содержания ООП;
-объем учебной нагрузки;
-требования к уровню подготовки выпускников; -требования к структуре ООП;
-требования к условиям реализации ООП;
-требования к результатам освоения ООП;
Методологические подходы
Основные направления модернизации российского образования на период до 2010 года.
Системно - деятельностный подход
Требования к структуре ООП
-федеральный компонент;
-региональный компонент;
-компонент ОУ; -вариативная (часть, формируемая участниками ОП);
-инвариативная (обязательная) часть;
-внеурочная деятельность в структуре УП;
Требования к результатам
- знать;
-уметь;
-использовать в практической деятельности; - личностные;
-предметные;
-метапредметныеТребования к условиям
1.Требование к кадровым условиям
2.Требоваия к психолого-педагогическим условиям
3.Требование к развивающей психолого-педагогической среде
4 .Требование к финансовым материально-техническим условиям 1.Требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
2.Требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
3.Требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Приложение 6.
Задание 1. Слушатели изучают национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», доклад «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в ….. году» и заполняют таблицу.
№ Основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Планируемые результаты Значение в развитии Вашего ОУ
Обновление образовательных стандартов. Знания, умения их применять, компетентности, связанные с идеей опережающего развития. Существенное повышение качества образования
Система поддержки талантливых детей. Создание специальной системы поддержи сформировавшихся талантливых школьников, расширение системы олимпиад и конкурсов школьников, практика дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы Вовлечение большего количества детей в научную, спортивную, проектную деятельность.
Развитие учительского потенциала Внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации Повышение мотивации учителей к саморазвитию и привлечение большего количества молодых специалистов
Современная школьная инфраструктура Обновление документов, регламентирующих образовательную деятельность, обновление нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности Повышение уровня качества санитарно-медицинского обслуживания и питания
Здоровье школьников Качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников, своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников, переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников Значительное улучшение качества питания и медицинского обслуживания
Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.Новая школа – это школа для всех.
Задание 2. Слушатели изучают долгосрочную целевую программу МО "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы" и заполняют таблицу.
Цель программы
Задачи программы
№ Подпрограмма Цель подпрограммы Задачи подпрограммы Достигнутые результаты (выберите уровень-муниципальный, районный, региональный)
Развитие системы дошкольного образования - повышение доступности и качества услуг дошкольного образования. 1)сокращение очередности в дошкольных образовательных учреждениях в Московской области;        2)кадровое обеспечение системы дошкольного образования;       3)обновление содержания и технологий дошкольного образования;         4)формирование новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих
5)повышение доступности и качества услуг дошкольного образования. Сокращение очередности в дошкольных образовательных учреждениях в Московской области, кадровое обеспечение системы дошкольного образования
Развитие системы общего образования - обеспечение доступности и высокого качества услуг общего образования в соответствии с потребностями граждан и требованиями инновационного развития экономики Московской области, независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся 1. Обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
2. Создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию.
3. Развитие инновационной инфраструктуры общего образования.
4. Обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.
5. Совершенствование областной системы выявления и развития талантов детей.
6. Повышение эффективности деятельности общеобразовательных организаций.
Создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов,
Создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию
Развитие системы дополнительного образования, воспитания и социализации - создание в системе образования условий для позитивной социализации, самореализации, физического развития детей и молодежи 1)модернизация инфраструктуры и организационно-экономических механизмов системы дополнительного образования детей;          2)формирование современной системы воспитания, в том числе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних;          3)повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.      Модернизация инфраструктуры и организационно-экономических механизмов системы дополнительного образования детей,
Повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие системы профессионального образования - развитие системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Московской области. 1)формирование эффективной территориально-отраслевой организации сети учреждений профессионального образования Московской области, ориентированной на потребности и приоритетные направления развития регионального рынка труда;         2) внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования Московской области;          3)создание государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Московской области;          4)развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования Московской области;         5) обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации сети учреждений профессионального образования Московской области, ориентированной на потребности и приоритетные направления развития регионального рынка труда
Обеспечение реализации Программы и иные мероприятия - создание нормативных правовых, организационных и информационных условий для эффективной реализации Программы, включая общественную поддержку. 1)создание системы методического и информационного сопровождения реализации Программы, распространения ее результатов;         2) формирование системы мониторинга реализации Программы;         3) обеспечение общественной поддержки процесса модернизации образования Московской области. Создание системы методического и информационного сопровождения реализации Программы, распространения ее результатов Обеспечение общественной поддержки процесса модернизации образования Московской области