Внеклассное мероприятие по окружающему миру: Молоко. Молочные продукты.
Ф.И.О. учителя: Расторгуева Нелли Николаевна
Класс: 4
Тема: Молоко и молочные продукты.
Цель занятия: формирование у школьников культуры грамотного здорового питания.
Задачи:
· расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;
· расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах;
· сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов, познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.
Формировать УУД:
Познавательные: познакомить с полезными свойствами молока и молочных продуктов.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
Личностные: осознавать личную ответственность за своё здоровье.
Предметные результаты:
расширение кругозора учащихся о культуре питания, о пользе витаминов для нашего организма;
соблюдение норм и правил безопасности труда, правил санитарии и гигиены.
Организационный момент.
(Проверяется настроение и готовность детей.)
Учитель:
Прозвенел звонок веселый
Все ли дети вы готовы? (Да!)
Новых знаний целый ряд
Вы хотите получать? (Да!)
Настроение у вас - просто класс? (Да!)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Рассмотрите картинки "Домашние животные". Какое животное является самым полезным для человека?
Дети: предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Самое полезное животное для человека - корова. Молочные продукты являются основной пищей для большинства людей.
Учитель: Внимательно рассмотрите экологическое панно, найдите слова и сформулируйте тему нашего занятия. (МОЛОЧНЫЕ, МОЛОКО, ПРОДУКТЫ).
Дети: Тема нашего занятия "Молоко и молочные продукты".
Работа над темой занятия.
Учитель: Наше занятие пройдет в игровой форме. Мы с вами отправимся в путешествие по ферме. И первая наша остановка: «Профессии фермы».
- Люди каких профессий работают на ферме и что они делают? Соедини стрелками начало и окончание предложений.
(Дети работают в рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» с.35 зад. №3.Учитель: Поработали немножко, а теперь нужно отдохнуть. Давайте с вами сыграем в игру: «Ребусы».
кем-м+фил-л+р = кефир
мок-к+ло+коз-з= молоко
см+ми+е+т-им+а+н+а=сметана
лас+лив+у-а-лу+ки=сливки
й+оги+ум-ми+рт=йогурт
сам+р-а+яж+ен-мс+ка= ряженка
Учитель: А вот и вторая остановка: «Польза молока».
Наши ребята подготовили небольшое сообщение, о том насколько полезны молоко и молочные продукты. Давайте их послушаем.
1 ученик: Молоко - уникальный продукт по пищевой и биологической ценности, усвояемости и значению для организма. Академик Иван Петрович Павлов назвал молоко изумительной пищей, приготовленной самой природой. Действительно, молоко и молочные продукты содержат все необходимые для организма пищевые вещества.
2 ученик: Каждый ребёнок, появившись на свет, питается только молоком. В молоке свыше двухсот полезных веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, органические кислоты, лактоза (молочный сахар) и другие компоненты. 3 ученик: Издавна человек замечал полезные свойства молока. Оно является незаменимым лекарством от многих болезней. Например, молоко рекомендуют употреблять при заболеваниях нервной системы, для улучшения состава крови. Молоком можно лечат кашель, бронхит, астму. Если у вас бессонница, то можно выпить немного подслащённого молока, и вы уснете. В другом случае молоко может и взбодрить, если выпить его с утра. При раздражительности и нервозности молоко просто необходимо!
4 ученик: Дыхательная и пищеварительная система работают отлично, если человек пьет молоко. А если вы хотите быть умным и интеллектуально развитым человеком, то молоко должно стать вашим другом. Благодаря содержанию полезных веществ в молоке, его прописывают многим больным, даже в борьбе с такой страшной болезнью, как туберкулез.
Учитель: А теперь, чтобы закрепить наши знания о пользе молока, давайте, с вами выполним задание в рабочей тетради. Раскрасьте рисунки до конца, и вы узнаете, какие питательные вещества есть в сметане, твороге, молоке и сыре. (Дети раскрашивают рисунки. Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» с.33, задание 1, с.35 задание №2).
Учитель: Вот мы и добрались до остановки «Практической». Здесь вы разделитесь на 3 команды. Каждая команда получит свое задание.
1 команда:
Разгадайте кроссворд о молочных продуктах.
Ответ запишите на отдельных листочках.
Ответ: 1 - сыр; 2 - молоко; 3 - кумыс; 4 - тарак; 5 - масло; 6 - кефир; 7 - творог; 8 - сметана; 9 - катык.
2 команда:
Игра-исследование «Это удивительное молоко»
Детям предлагается определить количество жира в разных молочных продуктах. Для этого на отдельные листочки бумаги капается молоко, сливки, простокваша, кладется маленький кусочек масла и сыра. Затем сверху листочки накрываются промокательной бумагой. Сравниваются пятна, которые остались на бумаге — их размеры и интенсивность. Делается вывод о том, какие молочные продукты наиболее жирные.
3 команда:
Составьте молочное меню на 3 дня так, чтобы блюда не повторялись.
Примерное молочное меню на день:
Завтрак
Манная каша
Обед
Суп молочный
Ужин
Блинчики со сметаной
Учитель: Остановка «Молочные загадки».
Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите
1.«Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)
2. «Я бы дяде Федору рубашку красивую купил. А тебе, Матроскин, – сепаратор для молока». («Дни рождения в Простоквашино» Э. Успенский)
3. «Тотчас она молока для него надоила и в благодарность еще волчонка подарила. Иван – королевич волчонка отдал в охоту, а молоко принес к жене; а жена, было, надеялась: авось муж пропадет! Пришел и нечего делать, волчьим молоком умылась, окатилась и с постельки встала, как ничем не хворала. Муж обрадовался». («Звериное молоко» Русская народная сказка.)
4. «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)
5. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)
6. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»).
Учитель: А теперь загадки.
Все мы любим без обмана
Деревенскую : (сметану)
Она любима тем, кто вкус имеет тонкий,
Густая, сладкая варёная : (сгущёнка)
Она вполне годится для окрошки,
Оближем пальчики и не оставим вам ни крошки! (сыворотка)
Готовить пищу так легко,
Коль есть:(сухое молоко)
Не надеясь на прививки,
Мы употребляем:(сливки)
Чтобы стала жизнь прекрасной,
Вы на хлеб намажьте :(масло)
Он бывает в шоколаде,
Дети очень ему рады,
Он сытнее, чем хот-дог,
Глазированный :(сырок)
Очень вкусное печенье
И отличнейший пирог
Будет, если мы добавим
По пропорции : (творог)
Ну что вкусней быть может в мире,
Чем жёлтые бесчисленные дыры? (сыр)
Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко).
Учитель: Наше путешествие приближается к концу. Мы с вами добрались до остановки «Молочно-стихотворной» . Сейчас наши ребята прочтут вам стихи о молоке.
1 ученик.
Поговорить о молоке
Нам хочется ребята,
И о полезности его
Нам забывать нельзя!
2 ученик.
Молоко - продукт полезный,
Очень вкусный - всем известно.
Я скажу вам от души:
"Лучше пищи не ищи."3 ученик.
В нём есть белки, жиры и соли,
Витамины и кислоты.
Пейте молоко вы вволю -
Со здоровьем не будет заботы!
4 ученик.
В нём лактоза - молочный сахар,
Много кальция, магния, фосфора.
Молоко, как Великий Знахарь,
С ним не нужен вам будет доктор!
5 ученик.
Молоко полно элементами,
Здесь и микро- и макрочастицы.
Помогает бороться с болезнями,
Помогает всем нам учиться.
Рефлексия. Синквейн.
Молоко
полезное вкусное
взбадривает лечит укрепляет
Пейте, дети, молоко, будете здоровы!
Эликсир роста
Молоко полезно оченьИ для взрослых, и ребят.Кашу, йогурт и сметану Большой ложкою едят.(Сочиним стих во славу молоку. На доске выделенные слова, а начала строк надо досочинить.)Подведение итогов.
Из молока готовят так много вкусных продуктов, что если кто-то не пьёт молоко, то обязательно любит мороженое или блинчики со сметаной и творогом, а кто-то с удовольствием пьёт кефир, сливки, йогурт. Так что ешьте и пейте на здоровье молоко и молочные продукты!