Тематическое планирование рабочей программы. Информатика. 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 4-ых классах
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
Основы техники безопасности (1 час)
1. Основы техники безопасности Ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в компьютерном классе Компьютер, техника безопасности, правила поведения, урок Практические навыки включения (выключения) компьютера, здоровьесбе-регающие составляющие процесса работы Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный) Владение правилами поведения и работы в кабинете информатики Умение правильно включать и выключать компьютер Решение теста, работа с компьютером Повторение (4 часа)
2. Человек и информация. Действия с информацией Обобщить сведения о видах информации по форме представления на основе анализа предмета, о действиях с информацией Источник информации, объект, информация; действие с информацией, смысл действия. Клавиатурный тренажер и тренажер мыши Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный) Знать органы чувств;
Называть виды информации по способу, по способу восприятия; уметь приводить примеры различных видов информации Формирование действий по поиску и выделению информации. Умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания; соотносить их между собой
№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
3. Объект и его свойства. Отношения и подведение объектов. Обобщить сведения об объекте и его свойствах, назначении; об отношениях объектов как о важной составляющей характеристике объектов Объект, существенные и несущественные свойства объекта; отношения объектов. Создание простых информацион-ных объектов в графическом и текстовом редакторах Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный, групповой) Иметь представление об объектах реальной действительности, его свойства. Формирование умения приводить примеры отношений между объектами; Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности 4. Информационный объект и компьютер Обобщить данные о составе компьютера и о назначении его основных устройств, о программном обеспечении компьютера Компьютер, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, компьютерные программыСоздание простых информацион-ных объектов в графическом и текстовом редакторах Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный, групповой) Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ. Называть и различать устройства ввода (вывода), обработки, передачи и хранения информации. Умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными. Создание информационных моделей объектов, явлений, процессов из разных областей знаний; преобразовывать одни формы представления в другие 5. Зачётная работа № 1 «Знакомство с информацией» Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме Контроль и коррекция знаний Зачётная работа № урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактическПонятие, суждение, умозаключение (9 часов)
6э Понятие. Деление и обобщение понятий. Сформировать представление о понятии, о его содержании; о том что с понятиями можно совершать различные действия. Понятие, виртуальный мир, содержание понятия. Деление понятий, обобщение понятий, объем понятия Поиск информации в Интернете по ключевому слову
Изучение новых знаний Устный опрос (фронтальный) Знать что такое термин. Иметь представление о структуре деления и обобщения понятий.
Уметь определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами; выполнять деление и обобщение понятий Работа с объектами; способность применять логику при решении информационных задач; выполнение операций над понятиями и простыми суждениями 7. Отношения между понятиями Сформировать у учащихся представление об отношениях между понятиями; отработать навыки построения круговых диаграмм. Родовые понятия, видовые понятия, круги Эйлера-Венна Поиск информации в Интернете по ключевому слову
Комбини-рованныйУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный, групповой) Умение применять логику при решении информационных задач Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна Рассмотрение и описание объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое 8. Совместимые и несовместимые понятия Сформировать представление о подходах к сравнению понятий, познакомить с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности Подчиненные понятия, совместимые понятия, отношения противоположности Поиск информации в Интернете по ключевому слову
Комбини-рованныйУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный, групповой) Понимать сущность совместимых и несовместимых понятий.
Уметь устанавливать отношения между понятиями, изображать их схематически Осуществление совместной информационной деятельности № урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
9. Понятия «истина» и «ложь» Сформировать представление об несовмести-мых понятиях как истина и ложь Истина, ложь, истинное понятие, ложное понятие. Поиск информации в Интернете по ключевому слову Комбини-рованныйУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный, групповой) Иметь представление о понятьях «истина», «ложь».
Уметь различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации. Установление противоречий; осуществление переноса знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем. 10 Суждение в информатике. Дать учащимся общее представление о суждении как о форме мышления Логика, суждение Поиск информации в Интернете по ключевому слову
Изучение новых знаний Устный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный) Знать основные признаки суждения.
Уметь формулировать суждения. Выполнение операций над понятиями и простыми суждениями; способность применять логику при решении информационных задач. 11 Простые и противоположныесужденияЗакрепить представление о суждении как о форме мышления Истинное суждение, ложное суждение, простое и сложное суждение Поиск информации в Интернете по ключевому слову КомбинорованныйУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный) Знать основные признаки истинного и ложного суждения. Уметь формулировать простые и сложные суждения. Установка противоречий, осуществление переноса знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем. № урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
12 Умозаключение в информатике Дать учащимся общее представление об умозаключении как о форме мышления Умозаключение, заключение, посылка Поиск информации в Интернете по ключевому слову
КомбинорованныйУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный) Иметь представление о понятьях «истина», «ложь».
Знать основные признаки истинного и ложного суждения. Уметь выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок. Формулирование гипотезы по решению поставленной задачи; комбинирование известных средств для нового решения проблем. 13 Контрольная работа № 1 «Понятие, суждение, умозаключение» Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Понятие, суждение, умозаключение» Контроль-ная работа Письменный опрос 14 Анализ контрольной работы.
Повторение, работа со словарем Обобщить знания учащихся по теме «Понятие, суждение, умозаключение» Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам Поиск информации в электронном словаре Обобщение и систематиза-ция изученногоУстный опрос (фронтальный, индивидуаль-ный, групповой) Уметь систематизировать материал по теме Обобщение и систематизация полученных знаний Планирование, решение и внесение необходимых дополнений в различного рода информационных задач№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
Модель и моделирование (9 часов)
15 Модель объекта Сформировать представление о модели объекта его свойствах и целях моделирования Модель, информационная модель, материальная модель, виртуальная модель Работа в графическом и текстовом редакторе, электронных таблицах Изучение новых знаний Устный опрос (фронтальный) Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования. Сформировать понятие модель и моделирование.
Понимать связь между текстовой и графической моделей с моделями реального мира. Анализ объектов, с целью выделения признаков. 16 Модель отношений. Дать учащимся общее представление о модели отношений между понятиями Текстовая модель отношений, графическая модель отношений Работа в графическом и текстовом редакторе, электронных таблицах Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой) Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования. Уметь устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами. Работа с объектами посредством объектно-ориентированного мышления 17 Модель отношений между понятиями Закрепить представление о модели отношений между понятиями Текстовая модель отношений, графическая модель отношений Работа в графическом и текстовом редакторе, электронных таблицах Обобщение и систематизация изученногоУстный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования. Уметь устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами.
Формулировка задач, определение необходимых для решения данных, проведения поиска недостающих данных. № урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
18 Алгоритм Познакомить с понятиями алгоритма, развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Алгоритм, шаги алгоритма Работа с
компьютерной моделью Исполнителя
Изучение новых знаний Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление об алгоритмах.
Уметь практически работать с алгоритмами. Планирование последовательности действий для достижения цели; внесение необходимых изменений и дополнений в план. 19 Виды алгоритмов Познакомить с видами алгоритмов, с графическим способом записи алгоритмов, с линейными алгоритмами. Линейный алгоритм, графический алгоритм, блок схема Работа с
компьютерной моделью Исполнителя
Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Различать виды алгоритмом.
Уметь создавать алгоритмы разными способами. Формулировка задач, определение необходимых для решения данных; планирование последовательности действий для достижения цели 20 Исполнитель алгоритма Введение понятия Исполнитель и его характеристик, составление простейших программ. Исполнитель, система команд исполнителя. Работа с
компьютерной моделью Исполнителя
Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление об исполнителе алгоритма.
Осмысливать различие между исполнителями «Человек» и «Компьютер». Работа по планированию, решения и внесения необходимых дополнений в различного рода информационным задачам№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
21 Алгоритм и компьютерная программа Развивать алгоритмическое мышление, формировать умение анализировать, сравнивать и получать вариативные решения Программа, алгоритм, языки программи-рованияРабота с
компьютерной моделью Исполнителя
Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Понимать, что компьютер – исполнитель программ. Уметь создавать алгоритмы разными способами. Формулировка задач, определение необходимых для решения данных, проведения поиска недостающих данных. 22 Зачётная работа № 2 «Модель и моделирование» Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Модель объекта» Зачётная работа Зачёт 23 Анализ зачётной работы.
Повторение, работа со словарем Овладение начальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера Программа, алгоритм, языки программи-рованияПоиск информации в электронном словаре Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление об исполнителе алгоритма.
Уметь создавать алгоритмы разными способами. Формулировка задач, определение необходимых для решения данных, проведения поиска недостающих данных. № урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
Информационное управление (8 часов)
24 Цели и основы управления Сформировать представление об информацион-ном управлении, о целях и основах управления, введение понятия мировоззрение. Управление, мировоззрение Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Изучение новых знаний Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Уметь систематизировать материал по теме Иметь представление об управлении, схеме управления.
Объяснение взаимосвязи первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики) 25 Управление собой и другими людьми Дать учащимся общее представление об управлении собой и другими людьми. Наследственная информация, мышление, характер. Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление о процессе управления.
Понимать, что основой любого управления является информация Формулировка задач, определение необходимых для решения данных 26 Управление неживыми объектами Сформировать представление о том, что человек может управлять любым неживым объектом. Управлять, цикл, циклический алгоритм Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление о процессе управления.
Понимать роль человека в процессе управления. Объяснение взаимосвязи и работа по планированию, решения и внесения необходимых дополнений в различного рода информационным задачам№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
27 Схема управления Сформировать представление о схеме управления в любой жизненной ситуации Управляющий объект, управляющее воздействие Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Изучение новых знаний Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Уметь систематизировать материал по теме Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления. Планирование последовательности действий для достижения цели; внесение необходимых изменений и дополнений в план. 28 Информационно-аналитическое управление Сформировать представление о принципах управления: управление без обратной связи и управление с обратной связью. Управляемый объект, результат управления, обратная связь Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление о процессе управления.
Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления. Планирование последовательности действий для достижения цели; внесение необходимых изменений и дополнений в план. 29 Управление компьютером
Дать учащимся общее представление об управлении компьютером с помощью специальных программ. Операционная система, клавиатура, мышь, манипуляторы: джойстик, трекбол Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление о процессе управления.
Иметь представление об управлении компьютером Объяснение взаимосвязи и работа по планированию, решения и внесения необходимых дополнений в различного рода информационным задачам№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
30 Контрольная работа № 2 «Информационное управление» Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Информационное управление» Контроль-ная работа Письменный опрос 31 Анализ контрольной работы.
Повторение. Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Программа, алгоритм, информацион-ное управление Поиск информации в электронном словаре Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Уметь систематизировать материал по теме Обобщить и систематизировать материал по теме Объяснение взаимосвязи и работа по планированию, решения и внесения необходимых дополнений в различного рода информационным задачам№ урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
Повторение и систематизация (3 часа)
32 Повторение. Обработка текстовой и графической информации. Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ Пригласительный билет. Создание комбинирован-ных документов Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Умение работать с текстовой и графической информацией Обобщить и систематизировать материал по теме Практическая работа «Создаем комбинированные документы». 33 Провторение. Преобразование информации по заданным правилам. Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме Входная и выходная информация Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор Обобщение и системати-зация изученногоУстный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Умение работать с текстовой и графической информацией Обобщить и систематизировать материал по теме Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» № урока, Тема урока Цели урока Основные понятия Компьютерный практикум Тип урока Вид контроля и коррекции знаний, умений и навыков Требования к уровню
подготовки обучающихсяПланируемый результат Характеристика деятельности обучающегосяДата урока
по плану фактически
34 Повторение. Разработка плана действий и его запись. Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме Управляемый объект, результат управления, обратная связь Работа в графическом и текстовом редакторе, в электронных таблицах. Комбинированный Устный опрос (фронтальный, групповой); решение задач и примеров Иметь представление о процессе управления.
Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления. Логическая игра «Переправа». Примечание:
практическая работа за компьютерами проводится на каждом уроке и соответствует допустимому временному режиму (не более 15 минут от урока).
Преподаватель информатики Микрюков В.И.