«Квест-технологии как метод повышения познавательной активности учащихся на уроках в условиях реализации ФГОС»
02.11.2016 Коробанова С.Н. МО
«Квест-технологии как метод повышения познавательной активности учащихся на уроках в условиях реализации ФГОС»
Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Собственно понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.
Другими словами, образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как школы так и вне ее. Например, квесты в замкнутом помещении, в классе; квесты в музеях, внутри зданий, в парках; квесты на местности; квесты на местности с поиском тайников и элементами ориентирования и краеведения; смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач; кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы). Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.
Таким образом, образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи: образовательную - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме); развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.
Понятие Веб-квест было введено в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем. начиная с 1995 года, веб-квесты стали очень популярной формой заданий, и каждый день зарубежные коллекции веб-квестов пополняются сотнями новых учительских разработок. (Слайд3)
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год). (Слайд4)
Структура классического веб-квеста выглядит так
Введениекраткое описание темы веб-квеста для привлечения интереса учащихся
Заданиеформулировка проблемной задачи, формы представления конечного результата
Процессописание последовательности действий, ролей, ресурсы для выполнения задания
Оценкабланк критериев и параметров оценки конечного продукта
Используемые материалыСсылки на ресурсы, используемые при создании веб-квеста, список литературы
Страница учителякомментарии по использованию веб-квеста, цели, задачи, планируемые результаты, связь с ФГОС
Данная структура является основой, которую при необходимости можно изменить, но 4 элемента должны обязательно присутствовать в каждом образовательном квесте: введение, задание, выполнение, оценивание. (Слайд5)
Разработчиками Web-квеста как учебного задания,определены следующие виды заданий для Web-квестов:
1. Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
2. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
3. Самопознание – любые аспекты исследования личности.
4. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.
10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников. (Слайд 6)
Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.
Б.Додж ( HYPERLINK "http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html" http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html ) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
• исследовательской и творческой работы,
• качества аргументации,
• оригинальности работы,
• навыков работы в микрогруппе,
• устного выступления,
• мультимедийной презентации,
• письменного текста и т.п. (Слайд 7)
Урок-квест «Царство знаний»
Сегодня у нас необычный урок. Но, как и на прошлых уроках, мы ставим себе ту же цель. Скажите, какую? (повторить знания и умения, которые мы изучили в этом году)
Этим мы займемся и на этом уроке. Я предлагаю вам поучаствовать в квесте по территории школы. Для этого я вас разбила на команды, и каждая команда получит свое первое задание квеста. Пройдя все задания квеста, мы подведем итоги.
Как же будут выставляться оценки на этом уроке? На каждом этапе квеста вас будет ждать старшеклассник, который выдаст вам задание и будет следить, кто в вашей команде принимал активное участие в поиске ответа.
Все участники команды, первой прошедшей квест, получат «5», и только самые активные участники других команд также смогут получить «5».
Итак, команды получают карточку с первым заданием.
(Квест рассчитан на 5 команды, первые задания у всех команд разные, после выполнения которых команды разойдутся по разным местам территории школы; собрать все команды в одном месте – «Кабинет географии» и подвести итоги.)
Эту игру я разработала в соответствии с условиями нашего Методического объединения (ограничение по времени (10 минут) и территории, количество и разнообразие участников).
В условиях нашей школы предлагаю провести квест на большой перемене, где будут использованы предметные кабинеты с соответствующими предметными темами (кабинет информатики - «информатика» и т.д), и подобраны задания для всех возрастных групп.
Или можно провести только, например, для пятых классов по одному предмету, где на пунктах вопросов и ответов будут сидеть старшеклассники, и выдавать отличительные знаки, определенное количество которых позволит выставить отметку для выставления оценки в журнал. Вопрос получил- вышел-в коридоре решил-ответ сдал. Дальше пошел за следующим вопросом.