Методические указания по организации самостоятельной работы по МДК 01.01Методика профессионального обучения (по отраслям)
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»
Цикловая методическая комиссия профессионального цикла специальностей
Педагогики технологических наук
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Л.Н. Шпак
Методические указания к организации самостоятельной работы студентов
Рекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний к организации самостоятельной работы студентов по МДК 01.01 «Методика профессионального обучения (по отраслям)» для студентов колледжа специальности 051001(44.02.06) Профессиональное обучение (по отраслям)Воронеж, 2017 г.
УДК 372.8
ББК 74.26
С 12
Рецензенты:
Самусева Г.В., к.п.н., преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж».
Шпак Л.Н..: Методика профессионального обучения (по отраслям): Методические указания для организации самостоятельной работы студентов. – Л.Н. Шпак. – Воронеж: ГБПОУ ВО «ВГППК», 2017. - 54 с.
Методические указания соответствуют МДК 01.01 «Методика профессионального обучения (по отраслям)», направления 051001 (44.02.06) Профессиональное обучение (по отраслям).
Методические указания содержат рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01 «Методика профессионального обучения (по отраслям)», согласно учебному плану. В методических указаниях представлен подробный план и собержание по каждому виду самостоятельной работы, что дает возможность использовать это пособие для исследовательской деятельности по дисциплине.
Методические указания предназначены для студентов колледжа специальности 051001(44.02.06) Профессиональное обучение (по отраслям).
Библиограф.: 23 назв. Табл. 3. Ил. -.Печатается по решению совета учебно-методического центра ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж» (протокол №4 от 4.03.2013)
© ГБПОУ ВО «ВГППК», 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
1.Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………….7
2.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. Методика производственного обучения………………………………............9
3. Задания для самостоятельной работы………………………………..13
4. Рекомендации по выполнению заданий……………………………...25
Заключение……………………………………………………………….52
Литература для организации внеаудиторной самостоятельной работы..…………………………………………………………………………..53
Введение
Реформирование системы среднего специального образования направлено на развитие личности специалиста. В современных учебных планах усилена практическая направленность содержания всех изучаемых дисциплин: изменены акценты в учебной деятельности, взято направление на интеллектуальное развитие личности, уменьшена доля репродуктивного труда. В учебной деятельности используется и увеличивается доля заданий, имеющих творческий, поисковый характер.
Американский педагог Филипп С.Шлехти в своей книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» пишет, что на вопрос, адресованный бизнесменам, о том, какого человека должна готовить школа, получил ответ: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно".
Это является естественным, ведь образование – это ключ практически к любой деятельности. Если специалист знает, как учиться, как достичь цели, если он знает, как работать с книгой, как получать знания от преподавателей, как искать и находить необходимую информацию, как использовать самые разнообразные ее источники для решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью, то ему легче будет повышать квалификацию, переквалифицироваться, получать необходимые дополнительные знания – это и нужно в жизни!Демократическое государство заинтересовано в такой личности, которая наделена следующими качествами: умением думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); творческим мышлением; богатым словарным запасом; способностью к выбору сфер своей деятельности, их перемене; умением ставить проблемы и решать их; сензитивностью к новому, творческому и т.д.; компетентностью, инициативностью, самостоятельностью.Эти качества характеризуют делового порядочного человека, имеющего нравственные основы.
И, конечно, основной чертой такого человека выступают умения самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике, самостоятельно работать над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует образовательный процесс на формирование компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Выполнение студентами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. Методика производственного обучения будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
Применительно к ФГОС по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) к таким компетенциям можно отнести:
ОК-1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-2: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК-3: Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК-7: Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК-8: Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК-9: Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК-10: Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК-11: Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК-12: Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.
ПК 1.3. Проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.
ПК 1.4. Организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве.ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 1.6. Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.
ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.
ПК-3.1.: Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.
ПК-3.2.: Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области СПО и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК-3.3.: Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК-3.4.: Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области СПО и профессиональной подготовки.
Предлагаемое пособие направлено на оказание действенной помощи студенту в организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. Методика производственного обучения.
1. Функции, цели и виды самостоятельной работы студентовНеобходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики, что способствует реализации компетентностного подхода.
Самостоятельная работа студентов рассматривается в ГОБУ СПО ВПО «Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж» как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов по профильным специальностям в соответствии с ФГОС СПО без их прямой помощи.
Для студента самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного освоения, без непосредственного участия преподавателя, новых знаний, умений и опыта, закладывающих основания в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности 051001 Профессиональное обучения (по отраслям), специальности профиля подготовки 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся: Развивающая (повышениекультуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов); Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной); Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение); Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста); Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, целевого планирования, личностно - деятельностного подхода.
Самостоятельная работа студентов проводиться с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.
Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи: изучить рекомендуемые литературные источники; изучить основные понятия, представленные в глоссарии; ответить на контрольные вопросы; решить предложенные задачи, кейсы, ситуации; выполнить контрольные и курсовые работы.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как: индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний; конспектирование литературы; получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины; подготовка ответов на вопросы тестов; подготовка к экзамену; подготовка к занятия, проводимым с использованием активных форм обучения («Круглые столы», деловые игры, конференции); выполнение контрольных, курсовых работ; составление портфолио; подготовка научных докладов, рефератов, эссе; анализ деловых ситуаций (мини кейсов) и др.
2.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. Методика производственного обучения
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. Методика производственного обучения определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы междисциплинарного курса. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
В процессе изучения МДК 01.01. Методика производственного обучения студенты должны выполнить следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
Виды самостоятельной работы студентов
№ ппТема, согласно программе Темы самостоятельной работы К-во часов Вид деятельности Метод контроля
1 Теоретические основы профессионального обучения Проблемы современного профессионального образования 3 Вопросы для самостоятельного изучения Контроль за изучением вопросов по теме
2 Принципы профессионального обучения Реализация принципов профессионального обучения сегодня 3 Вопросы для самостоятельного изучения Оценка результатов самостоятельной работы
3 Анализ трудовой деятельности современного рабочего по профессии. Общетрудовые функции рабочего Формирование социальных навыков учащихся в трудовой среде предприятия 3 Реферативное сообщение Оценка результатов самостоятельной работы
4 Формы профессионального обучения Нетрадиционные формы профессионального обучения 3 Реферативное сообщение Оценка результатов самостоятельной работы
5 Методы профессионального обучения Дидактические требования и условия выбора методов в производственном обучении 3 Изучение требований и условий выбора методов ПООценка результатов самостоятельной работы
6 Материально-технические средства обеспечения процесса профессионального обучения Применение технических средств в процессе производственного обучения 3 Разработка средства обучения с использованием ТСО на свободную тему урока Оценка результатов самостоятельной работы
7 Учебно-методическое обеспечение процесса производственного обучения Дидактические средства мастера для проведения конкретных уроков производственного обучения 3 Разработка дидиактического раздаточного материала на свободную тему урока Оценка результатов самостоятельной работы
8 Планирование производственного обучения и учебно-производственной деятельности учащихся Индивидуализация заданий учащихся при различных формах организации их труда. 3 Разработка индивидуальных заданий на свобдную тему урока Оценка результатов самостоятельной работы
9 Нормирование учебно-производственного труда учащихся Нормы времени и выработки на выполнение работ 3 Поиск в сети интернет норм времени на выполнение работ Оценка результатов самостоятельной работы
10 Профессиональная характеристика мастера профессионального обучения Требования к мастеру производственного обучения 3 Реферативное сообщение Оценка результатов самостоятельной работы
11 Методика подготовки мастера к занятиям. Методика составления календарно-тематического плана
3 Изучение меодики составления календарно-тематического плана Оценка результатов самостоятельной работы
12 Периоды производственного обучения учащихся по профессии. Вводный период обучения Педагогическое наставничество мастеров производственного обучения в водный период обучения 3 Реферативное сообщение Оценка результатов самостоятельной работы
13 Подготовительный период производственного обучения Формирование самоконтроля у учащихся в период производственного обучения 3 Реферативное сообщение Оценка результатов самостоятельной работы
14 Период производственного обучения – освоение профессии Совершенствование действующих и разработка новых образцов планирующей документации, соответствующей современным условиям производственного обучения 3 Анализ планирующей документации и информационных источников Оценка результатов самостоятельной работы
15 Организация производственного обучения на предприятии. Производственная практика Документы по производственной практике 3 Анализ документаций по производственной практике Оценка результатов самостоятельной работы
16 Учет и оценка качества результатов профессионального (производственного) обучения Объекты учета производственного обучения, критерии оценки 3 Решение задач, разработка критериев оценки Оценка результатов самостоятельной работы
17 Подготовка и проведение уроков специальных дисциплин Какие специальные дисциплины изучаются на вашей специальности и каковы особенности их освоения?
Подготовка к экзамену по дисциплине 3
6 (4)* Анализ учебного плана и информационных источников
Работа с книгой и лекциями Оценка результатов самостоятельной работы
* - в скобках указаны количество часов для самостоятельной работы студентов по данному виду деятельности для специальностей 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
18 Подготовка к курсовому проекту Курсовое проектирование 20 Теоретический анализ литературы,
конспектирование,
реферирование,
цитирование Оценка выполнения курсового проекта
3. Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Теоретические основы профессионального обучения
Вопросы для самостоятельного изучения
1) Формирование национальной стратегии развития профессионального образования
2) Разрыв между потребностями общества, рынка труда и теми знаниями, навыками, умениями, которые приобретает студент
3) Вхождение России в международное образовательное пространство
4) Изменение контингента обучающихся5) Узкая направленность образовательного процесса
6) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
7) Применение здоровьесберегающих технологий
8) Инновационная студенческая деятельность
Тема 2. Принципы профессионального обучения
Вопросы для самосоятелного изучения:
1) Соответствие принципов профессионального обучения современному производству
2) Реализация принципа связи теории и практики
3) Реализация принципа соединения обучения с производительном трудом обучающихся
4) Профессионально-политехническая направленность обучения
5) Реализация принципа самостоятельности в производственном обучении
Тема 3. Анализ трудовой деятельности современного рабочего по профессии. Общетрудовые функции рабочего
Варианты тем реферативного сообщения «Формирование социальных навыков учащихся в трудовой среде предприятия»:
1) Период адаптации обучающихся в трудовой среде
2) Роль принципа самостоятельности производственного обучения в формировании социальных навыков обучающихся
3) Основные методики диагностики сформированности самостоятельности обучающихся4) Педагогическое сопровождение формирования самостоятельности у обучающихся на предприятии
5) Роль планирования и самоконтроля обучающихся в трудовой среде предприятия
Тема 4. Формы профессионального обучения
Нетрадиционные формы профессионального обучения они рассчитаны на совместную взаимно обогащающую работу преподавателя и студентов.
Признаки нетрадиционных уроков:
Изменение временных рамок - нерегламентированный урок.
Место проведения – не только аудитория, но и предприятие, культурное заведение, природа и т.д.
Использование внепрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение темы.
Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством как студентов, так и преподавателя.
Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания практических работников.
Создание эмоционального подъема студентов, ситуаций успеха для каждого студента
Обязательный самоанализ и взаимного анализ в период подготовки к уроку и на уроке.
Создание инициативной группы из числа студентов при подготовке к уроку
Варианты тем реферативного сообщения
«Нетрадиционные формы профессионального обучения»:
ролевые игры;
деловая игра;
урок-зачет;
урок взаимообучения;
круглый стол или конференция;
урок-соревнование; урок-диалог;
урок-КВН;
мозговая атака;
урок-викторина;
аукцион знаний;
имитационно-ролевое моделирование;
урок-диспут;
межпредметный интегрированный урок;
урок-конкурс;
лекция вдвоем;
урок творчества;
лекция-конференция.
Тема 5. Методы профессионального обучения
Дидактические требования и условия выбора методов в производственном обучении
Методы ПОСловесные НаглялныеПрактические
Словесные методы: в основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет в себе особую роль и значение в работе преподавателя.
Дидактические требования к слову:
целенаправленность
научность (достоверность, научно правильные выводы)
грамотность
четкость
ясность изложения
эмоциональность
чистота речи
лаконичность
точность
правильность интонации
учет ситуации
культура речи
тактичность
Наглядные методы ПО: в основе использования данного метода, лежит образное представление объекта или демострация какого- либо действия. Требования предъявляемые к данной группе:
целесообразность (соответствие теме и содержанию)
соответствие дидактической цели занятия
мера использования
очередность показа
умение организовать активное наблюдение
учет психологических требований к изображению, наглядности (шрифт, цвет, расстояние)
Практические методы ПО.
Дидактические требования, предъявляемые к практическим методам:
дидактическая целесообразность метода
связь содержания с профессиональной подготовкой студентов
четкая постановка проблемы
правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы
Все перечисленные методы обучения принято называть традиционными.
Условия выбора методов обучения зависит от конкретной педагогической ситуации:
предмета;
содержания, темы, раздела;
дидактической цели занятия;
уровня подготовленности студентов;
из познавательных возможностей;
личного опыта;
профессионального опыта;
отношения студентов к данному предмету, преподавателю;
материальной базы (наглядности, дидактический материал, компьютеры);
личностных качеств преподавателя, его преподавательского мастерства;
Тема 6. Материально-технические средства обеспечения процесса профессионального обучения
Применение технических средств в процессе производственного обучения:
Широкое распростваранение на уроках в настоящее время получили технические средства обучения. Они дают возможность воспроизводить звуковую информацию, демонстрировать графическую и видеоинформацию.
Варианты использования ТСО для разработки средств обучения.
1) Технические средства передачи информации
2) Технические средства контроля
3) Технические средства обучения и самообучения
4) Тренажерные технические средства
5) Вспомогательные технические средства
6) Комбинированные технические средства
7) Экранные средства обучения
8) Звуковые и экранно-звуковые средства обучения
Тема 7. Учебно-методическое обеспечение процесса производственного обучения
Варианты разработки дидиактического раздаточного материала:
Документы письменного инструктирования (Инструкционные карты, Инструкционно-технологические карты, Технологические карты);
Средства обучения с использованием ТСО (презентации, видеоуроки);
Карточки-задания.
Тема 8. Планирование производственного обучения и учебно-производственной деятельности учащихся
Разработка индивидуальных заданий на свобдную тему урока
Варианты индивидуальных заданий:
Тестовые упражнения с учетом уровня знаний;
Задания с использованием компьютерных тренажеров;
Задания в форме усного или письменного опроса;
Решение призводственных задач;
Индивидуальные домашние задания
Тема 9. Нормирование учебно-производственного труда учащихся
Норма времени – это время, за которое необходимо выполнить определенный вид работы.
Нормы времения делятся на: техническую и ученическую.
Техническая норма времен предназнчена для рабочих, которые выполняют работы на производстве.
Ученическая предначначена для обучающихся.
Тема 10. Профессиональная характеристика мастера профессионального обучения
Варианты тем реферативного сообщения «Личностные требования к мастеру производственного обучения»:
1) Пути становления авторитета мастера
2) Профессионально-значимые качества мастера производственного обучения
3) Методики диагностики профессионально-значимых качеств мастера
4) Повышение квалификации мастера производственного обучения
5) Аттестация педагогических работников
6) Правовой блок аттестации педагогических работников
7) Психолого-педагогический блок аттестации педагогических работников
8) Предметно-методический блок аттестации педагогических работников
9) Информационно-коммуникативный блок аттестации педагогических работников
Тема 11. Методика подготовки мастера к занятиям
Методика составления Календарно-тематического плана.
Календарно-тематическое планирование обеспечивает возможность регулирования процессов формирования знаний у студентов. Такая подготовка к урокам моделирует процесс обучения, позволяет увидеть его проекцию, отрегулировать, дополнить, изменить.
Как составляются КТП?
Во-первых, необходимо установить, что должен студент в результате изучения темы: что обязан запомнить и знать, где и при каких обстоятельствах эти знания и навыки будут использоваться.
Во-вторых, надо распределить тему по урокам, объем обучаемого материала. Затем по каждой теме продумываются вопросы для изучения, они же являются опорными сигналами, определяющие конкретные проектируемые этапы.
В-третьих, указывается то, что нужно повторить до изученной темы (внутрипредметные связи), что вязать с другими предметами (межпредметные связи).
Разрабатывая тему по уроком, необходимо продумать задачи, практические задания, постоянно усложняя выделяя дополнительные задания для более сильных студентов.
В КТП указываются, какие технические средства, пособия, инструктивный материал используется какие практические работы предусмотрены.
В-четвертых, продумывается система обратной связи: основные вопросы для текущего, обобщающего контроля, контрольные и письменные работы.
Особое внимание уделяется домашним заданиям (литературе, конспектам, докладам).
Тема 12. Периоды производственного обучения учащихся по профессии. Вводный период обучения
Варианты тем реферативного сообщения «Педагогическое наставничество мастеров производственного обучения в водный период обучения»:
1) Основные способы знакомства мастера производственного обучения с составом группы (примеры);
2) Цель и специфика личных бесед мастера с обучающимися;
3) Роль благоприятного психологического климата в первые дни обучения;
4) Основные методики диагностики на выявление индивидуальных способностей и интересов обучающихся (карта интересов);
5) Методики выявления лидерских качеств обучающихся;
6) Первый урок производственного обучения. Какой он?
7) Роль специфика проведения экскурсий в процессе вводного занятия.
Тема 13. Подготовительный период производственного обучения
Варианты тем реферативного сообщения «Формирование самоконтроля у учащихся в период производственного обучения»:
1) Классификация уровней самостоятельной деятельности обучающихся
2) Дифференцированный подход при создании дидактических материалов
3) Виды самостоятельной работы на занятиях производственного обучения
4) Диагностика уровня познавательной самостоятельности обучающихся5) Взаимосвязь уровней познавательной самостоятельности обучающихся на различных этапах занятия производственного обучения
6) Домашняя самостоятельная работа обучающихся и ее роль в овладении знаниями
7) Приемы формирования самоконтроля обучающихся8) Использование тестов при самостоятельной работе обучающихся
9) Приемы формирование умения работать с учебной литературой
Тема 14. Период производственного обучения – освоение профессии
Совершенствование действующих и разработка новых образцов планирующей документации, соответствующей современным условиям производственного обучения:
Анализ ФГОС;
Анализ рабочей программы ПМ 01;
Анализ календарно-тематического плана.
По следующим критериям:
1) Выявление общих и профессиональных компетентностей ПМ 01
2) Сравнительный анализ рабочей программы и календарно-тематического плана ПМ 01 – сходства и различия;
3) Установление соответствия и обоснование тематики календарно-тематического плана (рабочей программы) и освоения общих и профессиональных компетенций на каждой теме;
4) Обоснованный выбор учебно-методического обеспечения к каждой теме календарно-тематического плана ПМ 01.
Тема 15. Организация производственного обучения на предприятии.
Документы по производственной практике
К основным документам производственной практики отнсятся:
Направление на прохождение производственной практики;
Договор на прохождение производственной практики;
Рабочая программа производственной практики;
Отчет о пройденной практике.
Днвник практики.
Тема 16. Учет и оценка качества результатов профессионального (производственного) обучения
Объекты учета производственного обучения, критерии оценки.
Варианты задач:
Задача №1.
В группе всего 17 человек
Результаты сессии
Балл Количество человек
5 4
4 5
3 1
2 2
Вычислить: успеваемость группы, качество знаний и средний балл.
Задача №2.
В группе всего 25 человек
Результаты сессии
Балл Количество человек
5 8
4 2
3 9
2 5
Вычислить: успеваемость группы, качество знаний и средний балл.
Задача №3.
Определить % выполнения нормы времени обучающегося на выполнение работы, если план 35 часов, фактически затрачено 26.
Задача №4
По учебному плану на полугодие по производственному обучению отведено 12 часов в неделю. В полугодии 17 недель. Фактически за полугодие отработао группой 98 часов. Определть % выполнения учебного плана.
Изучить методические рекомендации при разработке критериев оценки производственного обучения и разработать критерии оценки на тему по выбору, результаты оформить в виде таблицы:
Тема урока Критерий оценивания % выполненной работы Оценка
Методические рекомендации:
При оценке успеваемости учащегося нужно исходить из учебно–воспитательных задач каждого этапа производственного обучения.
При оценке успеваемости по операционным темам показателями являются:
правильность приемов и способов работы,
соблюдение технологических требований к качеству работы,
правила техники безопасности,
рациональная организация труда и рабочего места.
При работах комплексного характера, наряду с требованиями качества работы и самостоятельности учащегося, важным является выполнение норм времени (выработки).
3.На основании общих указаний разрабатываются конкретные критерии оценки на операции и работы, выполняемые учащимися.
Тема 17. Подготовка и проведение уроков специальных дисциплин
Варианты тем реферативного сообщения «Какие специальные дисциплины изучаются на других специальностях и каковы особенности их освоения?»:
Анализ ФГОС и учебных планов других специальностей ВГППК по следующему плану:
1) Название специальной дисциплины
2) Место изучение специальной дисциплины;
3) Количество часов на освоение;
4) Теоретические (знать) и практические (уметь) знания, умения и навыки освоения специальной дисциплины.
4. Рекомендации по выполнению заданий
Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.
Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).
Он включает многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ является самостоятельным, творческим процессом, зависящим от: 1) содержания и направленности исследуемого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (в этом случае он таит в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа).
Проведение такого анализа заключается в преобразовании первоначальной формы исследуемой информации в необходимую, с точки зрения исследователя. Фактически такой способ означает интерпретацию содержания документа, то есть его толкование исследователем при выполнении поставленной перед ним задачи.
Традиционный анализ позволяет охватывать скрытые части содержания документа, поскольку исследователь может, а порой и должен, проникать вглубь документа, исчерпывая его содержание.
Различают внешний и внутренний традиционный анализ.
Внешний анализ предназначен для установления вида документа, формы, времени и места его появления, автора, цели создания, надёжности и достоверности, его контекста. Фактически основные его компоненты входят в состав библиографического описания документа. Пренебрежение таким анализом может привести к неверному толкованию содержания документа.
Внутренний анализ ориентирован на исследование содержания документа. Отмечается, что анализ документа в рамках этого метода представляет самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания исследуемого документа, целей и условий проведения исследования, опыта и творческой интуиции исследователя.
Методика и техника ведения записей прочитанного
Использование пометок в работе с книгой
При изучении учебной литературы студенту необходимо многое запомнить, во многом разобраться, вникнуть в сущность изучаемого. Поэтому каждый студент должен взять себе за правило в процессе чтения ничего не оставлять неясным. Следует пользоваться справочной литературой для выяснения значения непонятных слов, тщательно разбираться во всех встречающихся схемах, таблицах, формулах. Без ясности в этих вопросах дальнейшее чтение будет затруднено. Работа с книгой требует не только внимания и трудолюбия, но и аккуратности. Следует взять себе за правило: пользуясь библиотечной книгой, не делать никаких пометок на ее страницах. В своей книге, конечно, можно подчеркивать отдельные места текста, делать карандашом замечания на полях. Например, часто бывает целесообразно подчеркнуть наиболее важные положения произведения, к которым впоследствии не раз придется возвращаться. Можно также отмечать трудные или недостаточно усвоенные места.
В работе над книгой мы рекомендуем использовать цветные карандаши.
Так, красным карандашом подчеркивают основную идею; синим – факты, примеры, цифры; зеленым – определения, формулировки, выводы.Если главная идея выражена абзацем, то эти места лучше отчеркивать линиями (прямыми, зигзагообразными) на полях книги. Важную мысль принято выделять двумя линиями (||), второстепенную – одной (|). В своем арсенале неплохо иметь и условные знаки для пометок на полях. Например, важные и интересные места в книге обозначают:
! – сильно сказано; согласие с мнением автора;
? – несогласие, сомнение; высказанная мысль нуждается в уточнении, доказательствах;
!? – удивление, недоумение;
sic! (лат. [с’ик]) – так! (важность, подлинность);
NB (NOTA BENE, лат. [нота бэнэ]) – весьма важно, обратить особое внимание;
V – самое главное.
Такие пометки, если они сделаны аккуратно и разумно, облегчают последующую работу, помогают быстрее отыскать нужные места, положения, которые содержаться в книге. Однако удобнее всего пользоваться закладками – нарезанными полосками бумаги, на которых можно указывать, что вас заинтересовало на данной странице. Можно применять одну "ключевую" закладку, где перечислены номера страниц, содержащие нужные читателю сведения.
Виды (формы) записи прочитанногоЗапись прочитанного побуждает к глубокому обдумыванию и помогает прочнее закрепить материал в памяти. Немаловажным преимуществом записи является сохранение в письменном виде материала для подготовки к семинарам, зачетам, экзаменам.
Для различных целей служат различные виды записи: библиографическая справка, план, тезис, выписки, конспект, реферат, аннотация.Библиографическая справка представляет собой краткое описание прочитанного. На отдельной карточке следует указать для книги следующее: автор, заглавие, издательство, год издания, количество страниц. Для статьи, кроме перечисленного, дается название журнала или газеты, год, номер журнала и страницы (для газеты нужно указать дату). Неплохо на этой же карточке указать кратко основное содержание источника или интересующего вопроса.
Такие библиографические справки помогают собирать материал к определенной теме и использовать уже прочитанные произведения.
План книги или статьи представляет собой своеобразный перечень основных мыслей. Таким образом, в плане вопросы перечисляются в последовательном, связном, логически обоснованном порядке, данном самим автором произведения. Во многих случаях наименование глав и разделов книги можно использовать в качестве пунктов плана.
План раскрывает построение произведения, ход мыслей автора. В процессе его составления читатель устанавливает круг вопросов, которые освещены автором, их последовательность и взаимную связь. Формулировка вопросов плана полезна и тем, что она дает общее представление о содержании произведения. Кроме того, просматривая план, легче мобилизовать свое внимание и восстановить в памяти прочитанное.
Составление плана имеет и другие положительные стороны. Записывая его, читатель приучается четко мыслить, вырабатывает умение сжато и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Краткость записи дается не сразу. Вначале формулировки могут быть многословными, недостаточно четкими. Но со временем в результате настойчивого, вдумчивого труда вырабатывается навык точной и краткой записи основных положений книги. Для составления плана необходимо прежде всего внимательно прочитать все произведение, продумать его, стараясь при этом установить, каким планом (логикой) руководствовался автор. Затем план записывают в виде кратких формулировок.
Запись, при которой перечисляются не только наиболее важные вопросы произведения, но и вопросы, развивающие основные идеи данного труда, представляет развернутый план. В нем могут быть выделены отдельные положения, цифры, схемы и таблицы. Развернутый план значительно сложнее, чем простой, он дает большее представление об основных идеях прочитанного произведения и поставленных в нем задачах.
Тезисы (гр. thesis – кратко сформулированные основные положения текста, доклада, лекции, сообщения и т.д.) существенно отличаются от плана. Тезисы, кратко формулируя основные положения книги, статьи, передают ее содержание, идеи. В тезисной записи приводятся доказательства, которыми автор подкрепляет свои рассуждения, основные выводы произведения. При помощи тезисов сжато и кратко выражается то, что более подробно изложено в книге или статье.
Составление тезисов помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить самое главное. Оно приучает кратко, сжато и в то же время точно и четко формулировать свои мысли, повышает культуру речи и письма.
Для составления тезисов необходимо внимательное изучение произведения в целом, если же произведение большое, то это нужно делать по главам и разделам. Когда становятся ясными основные идеи произведения (его части), их кратко и последовательно излагают в виде тезисов. Эти пункты имеют характер утверждения.
Часто тезисы произведения сформулированы самим автором как выводы и обобщения в разделах книги либо в заключении. Нередко тезисы выделены в тексте другим шрифтом или подчеркнуты.
При простом перечислении тезисов, уже сформулированных автором произведения, самостоятельная работа значительно ослабевает, а сама запись нередко производится чисто механически. Кроме того, автор выделяет лишь узловые тезисы своего произведения, а изучающему произведение следует делать тезисную запись более подробно.
В тезисную запись значительно легче внести новые выводы и обобщения, чем в простой или развернутый план, т.к., формулируя выводы, вытекающие из прочитанного, можно уже построить их в соответствии с новыми данными.
Выписки и цитаты – особый вид записи, используемый в работе над книгой.
При изучении произведения часто возникает необходимость выписать наиболее важные места текста либо своими словами, либо дословно. Умение делать выписки заключается в выборе наиболее важных мест книги, брошюры, журнальной или газетной статьи, особенно характерных, ярких фактов, цифр, схем, таблиц.
Делая для себя такие выписки, сопоставляя их, читатель получает возможность глубже изучить тему, использовать полученные сведения для своей работы.
Очень важно делать все выписки из первоисточника. Когда же автор, приводя интересующие читателя сведения, ссылается на другого автора, то необходимо указать и первоисточник сведений, и источник, откуда непосредственно сделана выписка. Если читатель прибегает к цитированию, т.е. выписывает части текста без всяких изменений, он обязан сохранить авторскую орфографию, пунктуацию, абзацы, выделение другим шрифтом и все остальные особенности цитируемого текста.
Цитата (лат. citatum - призывать, называть) – дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-либо слова.
Любая цитата должна быть заключена в кавычки, а после нее в скобках точно указан источник, из которого эта цитата выписана. Ее никогда не следует выписывать, не прочитав предварительно всего текста или той его части, где находится интересующая нас формулировка. Цитата, вырванная из контекста (лат. contextus – законченный в смысловом отношении отрывок письменной речи (текста), необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы), может исказить мысль, которую высказывает автор.
Аннотация (лат. annotatio - примечание, пометка) – очень краткое изложение основных положений книги или статьи. Записями в виде аннотаций пользуются обычно люди, имеющие большой опыт работы c литературой.
Наиболее совершенным видом записи прочитанного является конспект (лат. conspectus - обзор, изложение, краткая запись содержания произведения или лекции).
В качестве обязательного составного элемента в него включается план изучаемого произведения.
Конспектирование начинается с составления точного, тщательно продуманного плана. Хорошим можно назвать лишь тот конспект, который построен в полном соответствии с планом произведения.
Конспект включает тезисы, которые составляют основу его содержания. Тезисы не содержат фактического материала, приводимого в книге или произведении. Кроме того, в них внимание сосредоточивается на выводах автора, что придает записи некоторую отрывочность. Тезисы характеризуются также большей краткостью, сжатостью и категоричностью. Можно сказать, что конспект – это тезисы в несколько расширенном виде, а главное – дополненные рассуждениями и доказательствами автора.
Следовательно, чтобы хорошо конспектировать, нужно научиться правильно составлять план и тезисы. Наконец, в конспект входят и выписки: отдельные выдержки, факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из читаемой книги (Рис.1).
План
Тезисы
Цитаты
Выписки
Рис. 1
Следует различать запись лекции и конспектирование книги. Отличие состоит в том, что при конспектировании мы работаем с печатным текстом, темп чтения зависит от читающего; можно остановиться, прочитать еще раз и подумать, чего нельзя делать при записи лекции.
Следует стремиться, по возможности, все записывать своими словами, так как записанная своими словами мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.
Различают два вида конспекта – простой и сложный.
Простой конспект представляет собой сплошную запись без особого анализа и оценки текста. Составление сложного конспекта требует более высокого уровня умения работы с книгой. Здесь необходимы навыки расчленения текста, критического рассмотрения и обобщения прочитанного. Сложный конспект включает в себя, как уже говорилось выше, план, тезисы, цитаты.
Нередко содержание темы отражается в нескольких источниках. В этом случае конспект включает в себя наиболее существенное содержание отобранных источников, отражающих узловые вопросы темы. Такой конспект называется тематическим, он приближается к реферату.
Составление конспекта – значительный труд, требующий вдумчивой, целенаправленной работы. Это является завершающий, подытоживающий этап самостоятельной работы с книгой. Полезно учесть следующие советы по оформлению конспекта: писать аккуратно, каждую мысль начинать с новой строки, оставляя широкие поля для замечаний и дополнений. Рекомендуется выделять заголовки, подчеркивать наиболее важные положения.
Приступая к составлению конспекта, надо прежде всего указать выходные данные книги (статьи): фамилию автора произведения, полное название работы, год издания, наименование издательства. При конспектировании статей необходимо записать название журнала, газеты или сборника, где статья напечатана. В тексте конспекта следует обязательно отмечать страницы конспектируемой книги, чтобы в случае надобности можно было, руководствуясь конспектом, быстро отыскать в ней нужное место.
Писать конспект лучше чернилами, четко и разборчиво. Запись карандашом не так долговечна, и читать ее менее удобно. Небрежная запись с течением времени становится малопонятной и для самого записывающего.
Остановимся более подробно на назначении полей. Ширина их может быть различной. Поля оставляют сбоку, снизу и сверху страницы. Верхние и нижние поля придают записи опрятный вид, лучше сохраняют запись. Поля внизу страниц используются для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со временем дополнить страницу указателем ее содержания. Боковые поля рационально делать по принципу «справа или слева от текста». Поля удобно отделять от текста цветной чертой, например красной.
Нумерация страниц в конспекте облегчает оформление ссылок, помогает планированию работы по времени. Номера проставляют сверху страниц посредине или сбоку. В нескольких тетрадях по одной дисциплине лучше вести сплошную нумерацию страниц, а не по тетрадную. Хотя в этом случае ссылка будет включать кроме номера страницы и номер тетради. Записываются ссылки так: «1.19», где первая цифра – это номер тетради, цифра после точки – ее страница.
Сокращения в конспектировании хороши, но в меру. Многие студенты считают, что секрет удачного конспектирования – в сокращении слов. И начинают писать, например, вместо «делать» – «д-ть», в место «естественный» – «ес-ый» и т.д. Конспект, состоящий из таких сокращений, не так просто прочитать, спустя некоторое время. Вместо того, чтобы готовиться к экзамену по конспекту, время будет тратиться на его расшифровку.
Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова, состоящие из пяти-семи букв, вообще не сокращать. Иногда время, потраченное на обдумывание, как сократить слово, превышает время его полного написания. Можно сокращать любые часто встречающееся названия. Например, «Великая Отечественная война», будет выглядеть, как «ВОВ».
Также вместо обычных сокращений более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктография и иероглифы (использование рисунков), специальные способы записи окончаний. Вот так, например, могут выглядеть сокращения часто встречающихся окончаний: в словах «значение», «движение», «течение» и прочих подобных можно использовать стено-графический прием: знач~, движ~, теч~.
Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему.
Приведем в качестве примера некоторые математические знаки и символы (на самом деле их значительно больше): ∈ ∉ Σ ⎪⎪ ∞ ↑ ↓ ≈ > < =
Знаки читаются соответственно: принадлежит, не принадлежит, сумма, параллельно, бесконечность, возрастает, убывает, приблизительно, больше, меньше, равно и т.д.При использовании методов, описанных выше, неплохо было бы завести словарик сокращений на последнем листе вашего конспекта, чтобы после не раздумывать над смыслом значков.
В процессе конспектирования можно использовать шрифтовые, графические и цветовые выделения основных мыслей, определений и т.д.
После окончания работы студент должен самостоятельно сформулировать выводы.
Доклад представляет собой развернутое публичное устное сообщение на какую-либо тему. Используется на семинарах, учебных конференциях.
Цель: осветить материал, не выносимый на лекцию, развить и оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным материалом.
Работа над докладом позволяет студенту не только приобрести новые знания, но и способствует формированию научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.
В процессе подготовки доклада выделяют следующие этапы: изучение научных работ по теме, перечень которых дает преподаватель; анализ материала, выделение наиболее значимых фактов, научных положений; обобщение, логическое построение материала, составление развернутого плана; написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении указывается тема доклада, ее связь с другими темами, место рассматриваемой проблемы среди других проблем, ее актуальность; дается краткий обзор источников.
Основная часть: изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.
В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы.
Реферат (от лат. referre «сообщать») – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы. Он может быть монографическим (на основе одного источника) и обзорным (по нескольким источникам). При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, пути и способы их решения.
Монографический реферат обычно состоит из:
1) введения, в котором обосновывается важность данной работы,
2) основной части, раскрывающей содержание книги. Ее композиция может быть: конспективной (построение соответствует структуре самой работы и отражает все ее разделы, главы и т.д.), фрагментной (рассматриваются только отдельные части работы), аналитической (содержание работы раскрывается вне связи со структурой, а в логике проблемы).
3) заключения, где студент кратко представляет выводы автора или сам формулирует их.
Обзорный реферат имеет аналогичную структуру, но перед введением обязательно дается план реферата, а в конце – список реферируемой литературы.
Необходимо помнить, что работа над таким рефератом сложнее, т.к. требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать обобщения, сравнить, найти черты сходства и отличия в рассмотрении проблемы разными авторами или эволюцию движения мысли одного в нескольких трудах. Источники в этом случае могут рассматриваться отдельно в определенной последовательности (по времени появления, значимости работ и т.д.) или аналитически (по различным аспектам проблемы).
Критерии оценки рефератов: соответствие содержания и отобранной литературы заявленной теме; структуру реферата; соблюдение логики, хронологии в изложении материала; наличие собственных оценок, мнений; умение сравнивать, сопоставлять взгляды, позиции, анализировать фактический материал, прослеживать преемственность, развитие идей, выявлять аналогии или альтернативы современным точкам зрения в науке и практике; полноту и глубину выводов по изложенному материалу; оформление материала.
Курсовой проект - это небольшой научный самостоятельный труд студента.
1. Общие положения
Курсовой проект представляет собой: изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в проделах выбранной темы; авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме; проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.
Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине.
Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает научный руководитель.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.
Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов: выбор темы; разработка рабочего плана; сбор, анализ и обобщение материалов исследования: оформление курсового проекта и ее представление для проверки и получения отзыва; защита курсового проекта (внешняя рецензия).
2. Выбор темы
Тема курсового проекта может быть выбрана из перечня, составленного научным руководителем. Студент вправе и самостоятельно определить тему, не указанную в предложенном перечне, но только при обязательном соответствии ее требованиям государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях: 1) стремление исследовать вопросы практики применения теоретических положений; 2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования. Предпочтителен заблаговременный выбор темы курсового проекта, позволяющий получить совет преподавателей, а так же осуществлять целенаправленный поиск информации для ее разработки. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план. При затруднении в выборе темы студент может обратиться за помощью к преподавателям кафедры.
Выбранная студентом тема курсового проекта после согласования с научным руководителем утверждается приказом учебного заведения.
Последующие изменения темы допускаются лишь в исключительных случаях по ходатайству самого студента или инициативе научного руководителя. По существующим правилам конкретная тема курсового проекта дается лишь одному студенту учебной группы, повторений темы не должно быть.
3. Разработка рабочего плана
Следующим этапом подготовки к написанию курсового проекта является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.
Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.
На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсового проекта, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты: работа в библиотеках по отбору необходимой литературы; работа с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов; выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов; систематизация отобранного материала, его изучение; составление плана курсовой работы для его представления научному руководителю.
Рабочий этап включает в себя: написание чернового варианта курсовой работы; работу над выводами по главам, параграфам; формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему); определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.); представление чернового варианта научному руководителю работы.
Заключительный этап: доработка чернового варианта курсового проекта с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя; написание (отпечатывание) представляемого на защиту (внешнюю рецензию) текста курсового проекта; оформление курсового проекта в соответствии с установленными требованиями; представление работы научному руководителю и получение его оценки; сдача курсового проекта на защиту (внешнюю рецензию).
4. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Подбор информационных материалов для написания курсового проекта следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, т.к. необходимо ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям по данной дисциплине, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Сбор материала предполагает и приобретение оригинальных источников в личную библиотеку, а также создание картотеки, позволяющей выход на библиотечные фонды.
1) Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов. В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме курсовой работы. Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки па полях. Помощь на данном этапе работы могут иметь ксерокопирование исследуемого материала и использование персонального компьютера. Наиболее важные материалы выделяются знаком "NB", что означает "nota bene", т.е. "важно заметить".
2) При исследовании фактических материалов следует разделять их на аналитические и иллюстративные. Аналитические материалы подвергаются обработке с применением математического аппарата, т.е. анализа цифровых показателей и служат основанием для выводов о наблюдаемых процессах и явлениях и формулировки предложений и рекомендаций. Иллюстративные материалы позволяют констатировать факты без обработки данных. Изученный, проанализированный и обобщенный, таким образом, материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы.
Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсового проекта должно отвечать следующим требованиям:
1) Работа должна быть выполнена на высоком теоретическом, правовом, грамматическом уровнях. Для этого студенту необходимо не только всесторонне изучить выбранную тему, ее теоретические, юридические и практические аспекты, но и важно учесть наличие в современной отечественной науке различных школ, по-разному трактующих отдельные вопросы, дать им соответствующую оценку.
2) В курсовом проекте должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.
3) В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.
4) Работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.
Если курсовой проект не соответствует предъявляемым требованиям, студент будет обязан в установленный срок доработать в соответствии с полученными замечаниями научного руководителя или оформить ее заново, устраним нее недостатки.
Курсовой проект имеет следующую структуру: титульный лист; содержание; введение; основной текст (главы, параграфы); заключение.Титульный лист
На титульном листе должно быть (не нумеруется): наименование учебного заведения, обозначение характера работы (курсовой), тема курсового проекта; фамилия, имя, отчество студента, номер учебной группы; фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя, дата проверки и оценка; подпись научного руководителя; название города, в котором находится данное учебное заведение, год написания работы.Содержание
После титульного листа следует содержание. Слово «Содержание» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. В содержании содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице.
Введение
В вводной части курсовой работы обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагаются известные подходы к ее раскрытию в литературе, цель исследования, его теоретическое и практическое значение, определение временных границ предмета темы. Обзор используемых источников и литературы должен содержать оценку их (положительную или отрицательную) автором в рамках исследуемой проблемы. Дается общая характеристика структуры работы.
Объем введения не должен превышать двух-трех страниц.
Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемых в указанном порядке:
«Актуальность исследования»,
«Цели и задачи исследования»,
«Объект исследования»,
«Предмет исследования»,
«Методологическая и теоретическая основа исследования» (не обязательно),
«Информационная база исследования» (не обязательно),
«Практическая значимость работы»,
«Апробация результатов исследования» (не обязательно).
Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.
Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсового проекта в процессе выбора и утверждения темы.
Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсового проекта. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели работы. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсового проекта. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.
Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы «Проектирование процесса производственного обучения по практике получения первичных профессиональных навыков», объектом является «процесс производственного обучения».
Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовой проект, вследствие чего он непосредственно отражается в теме работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Например, в «процессе производственного обучения» согласно приведенной выше теме курсового проекта может быть выделено «получение первичных профессиональных навыков в процессе производственного обучения».
Формулирование методологической и теоретической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсового проекта.
Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод натурного моделирования, метод экспертных оценок и др. В данном подразделе введения надо указать ученых (российских и зарубежных), которые занимались разработкой исследуемой проблемы. К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:1) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т.п.;
2) статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т.п.;
3) официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т.п.;
4) результаты собственных расчетов и т.п.
В подразделе «Практическая значимость исследования» принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.
Подраздел «Апробация результатов исследования» содержит сведения о практической проверке основных положений и результатов курсового проекта, а также областях научной, прикладной, учебной деятельности, в которых результаты исследования нашли применение.
Основной текст (главы, параграфы)
Основной текст курсового проекта разбивается на две-три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает не легко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.
Первая глава текста курсового проекта должна включать в себя обзор нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе.
Вторая глава раскрывает сущность исследования проблемы. В ней автор высказывает свое отношение к причинам, обусловившим реальное состояние исследуемого явления или процесса, выделяет положительные и отрицательные моменты в его развитии. При этом студент все излагаемые положения должен подкреплять результатами изучения и анализа примеров из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.
Третья глава может быть посвящена опыту работы (в том числе личному) в области исследуемой проблемы или анализу практики.
Любая из глав может содержать иллюстративный материал.
Заключение
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовом проекте. По возможности указывается их новизна и практическая значимость. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.
5. Оформление курсового проекта
Курсовая работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 40 страниц компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм).
Текст печатается через 1,5 интервала. Используется шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом.
Высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль равен 14). Полужирный шрифт не применяется.
Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков).
Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм.Слово «Содержание» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. Заголовки пунктов содержания (частей работы) записывают с прописной буквы строчными буквами. Заголовки пунктов содержания основной части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются.
Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая приложения (номер указывается справа нижнего поля без точки), при этом титульный лист считается первой страницей, содержание – второй, введение – третьей и так далее. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Текст курсового проекта содержит грамматически и логически согласованную информацию по теме работы. Текст делится на главы, параграфы, пункты, имеющие заголовки и нумерацию арабскими цифрами. Для большей наглядности и сравнения показателей применяются таблицы, чертежи, схемы, диаграммы и т.п. Таблица имеет вертикальные графы и горизонтальные строки. Заголовки граф и наименование строк пишутся именем существительным в именительном падеже единственного числа.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Таблица должна иметь заголовок, который помещается под словом "Таблица" (справа) посередине. Заголовок и слово "Таблица" начинаются с прописной (большой) буквы.
Для наглядности и лучшего понимания текста в работе помещают иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) Как правило, он располагается после текста, в котором о нем упоминается. Таблицу и иллюстративный материал, размеры которых превышают формат А4, учитывают как одну страницу.
Наименование чертежа, схемы, диаграммы и т.п. помещается сверху. Поясняющие данные к иллюстративному материалу помещаются под рисунком.
Весь иллюстративный материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Каждую единицу материала следует выполнять на одной странице.
В конце курсового проекта даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят копии или выдержки различных нормативных документов, материалы социологических исследований и т.п. Каждое приложение должно быть выполнено на отдельном листе и иметь свой порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Приложения помещают после списка нормативных актов и литературы. Приложения не засчитываются в общий объем курсовой работы.
6. Пример оформления научно-справочного материала
Научно-справочный аппарат курсового проекта делится, как правило, на две части: нормативные акты и литература, использованные в работе, и подстрочные ссылки.
Оформляется в соответствии с ГОСТами:
1) ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.11.2003 № 332-ст);
2) ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.10.2000 № 253-ст),
3) ГОСТ 7.82-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов» (введен в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 04.09.2001 N 369-ст).
4) При дословном использовании материала для подтверждения важной мысли или существенного положения используется цитирование. В этом случае необходима ссылка на источник, откуда приводится цитата, оформленная в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст).
Порядок описания литературных источников
Каждая книга должна быть соответствующим образом описана. Первым элементом библиографического описания является фамилия автора. В описании издания одного автора приводят его фамилию в именительном падеже и инициалы.
При описании издания двух авторов и более сначала приводят фамилию первого автора, остальные приводятся после названия, разделяя их запятой.
После описания фамилий автора(ов) описывается полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.), после косой черты - данные о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются), после тире - название города, в котором создана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и наконец, после запятой - год издания.
Например: Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.
Принятые сокращения названий некоторых городов:
М.-Москва
СПб. – Санкт-Петербург
Л. - Ленинград
К. - Киев
7. Защита курсовой работы и ее оценка
После полного завершения курсового проекта в установленные сроки представляется научному руководителю на рецензирование. В заключении научный руководитель делает вывод о готовности работы к защите (внешнему рецензированию).
Курсовой проект в завершенном виде должен быть представлен руководителю (преподавателю) не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты работы.
Не допускаются к защите и возвращаются для повторного написания:
- курсовые работы (проекты), полностью или в значительной степени выполненные не самостоятельно (путем сканирования, ксерокопирования или механического переписывания материала из источников информации без использования цитирования), и (или) курсовые работы, объем цитированного текста которых составляет более 50%;
- работы, в которых выявлены существенные ошибки (например, использование утративших силу нормативных правовых актов, комментариев к ним и т. п.), недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены;
- работы, характеризующиеся низким уровнем грамотности и небрежным оформлением.
К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому студенту, можно отнести:
1) Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.
2) Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.
3) Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.
4) Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.
5) Курсовой проект пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей
6) При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, наложения взглядов автора.
Поэтому каждому студенту при выполнении курсового проекта настоятельно рекомендуется тщательно изучить методические рекомендации и советы для того, чтобы избежать повторения названных выше недостатков.
Защита курсовых работ (проектов), в том числе повторная, должна происходить до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие курсовую работу (проекты) в установленный срок или не защитившие ее, не допускаются к сдаче семестрового экзамена (зачета) по дисциплине, по которой выполняется курсовая работа (проект).
При защите курсовой работы (проекта) студент должен кратко изложить ее основное содержание, охарактеризовать использованные источники, сформулировать основные выводы и предложения, ответить на вопросы руководителя и других присутствующих на защите лиц.
Курсовая работа (проект) оценивается с учетом качества ее написания и результатов защиты: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При определении оценки курсовой работы учитываются:
а) степень разработки темы;
б) полнота охвата научной литературы;
в) творческий подход к написанию работы;
г) правильность и научная обоснованность выводов;
д) стиль изложения;
е) аккуратное оформление курсового проекта.
Возможные критерии оценки:
– «отлично» выставляется студенту, показавшему глубокие знания, примененные им при самостоятельном исследовании избранной темы, способному обобщить практический материал и сделать на основе анализа выводы;
– «хорошо» выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему самостоятельность в исследовании;
– «удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;
– «неудовлетворительно» выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а также допустившему плагиат.
При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть переработана с учетом высказанных замечаний и представлена на защиту в сроки, установленные руководителем.
Оценка за курсовую работу выставляется преподавателем, под руководством которого была выполнена курсовая работа, после защиты на титульном листе работы, в зачетную книжку и в ведомость, которая сдается в учебную часть.
После защиты курсовые проекты хранятся в течение двух лет, а затем могут быть уничтожены по акту.
Студенты, не сдавшие курсовые проекты или получившие на защите (внешнем рецензировании) неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередным экзаменам.
Заключение
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует образовательный процесс на формирование компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики, что способствует реализации, в свою очередь, компетентного подхода.
Таким образом, выполнение студентами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 01.01. «Методика профессионального обучения (по отраслям)» будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций, соответветствующих данной дисциплине, согласно учебному плану.
Литература для организации внеаудиторной самостоятельной работы
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений // Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.
Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.:Издательский центр «Академия», 2009. – 228 с.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей // Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. – 336 с.
Профессия – учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников // Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Спец. психология», «Cпец. дошкольная педагогика и психология» // Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2005. - 519 с.
Скакун, В.А. Организация и методика производственного обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009 – 336 с.
Тамарин, Н.И. Справочная книга мастера производственного обучения: Метод. пособие / Н.И. Тамарин, М.С. Шафаренко. – М.: Высшая школа, 2003. – 207 с.
Шалунова, М.Г. Задания к контрольной работе и методические указания к их выполнению по дисциплине «Методика профессионального обучения» / М.Г. Шалунова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та., 2007. – 18 с.
Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: Уч. Пособие / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. – 105 с.
Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. – 150 с.
Калинина, Т.М. Дневник педагогической практики. Рабочая тетрадь: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. – 150 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r19215/metod105.pdfМинистерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mon.gov.ru
Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] // Форма доступа: http://pedlib.ru/Педагогика.ру [Электронный ресурс]: сайт для студентов // Форма доступа: http://pedagogy.ruПолат, Е.С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения для учителей // Форма доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.htmlФедеральный институт развития образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.firo.ru
Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ruЭлектронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» [Электронный ресурс] // Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm