Рабочая программа профориентационного элективного курса «Я в мире профессий»
МОУ «Целинновская школа» Джанкойского района
Республики Крым. Россия
Рассмотрено на ШМО Согласовано Утверждаю Протокол от «____.»_______2015г.
№ ….. Протокол от «…..» ……2015г.
№ ….. Протокол №
от «_____»_______________2015г.
Руководитель ШМО
Зевриева Г.М Заместитель директора по УВР
……………Т.И.ТарасенкоДиректор МОУ «Целинновская школа» М.М.Ладыгина…………………
Программа
профориентационного
элективного курса «Я в мире профессий»
для учащихся 9 класса
Составитель: учитель технологии МОУ «Целинновская школа»
Попович Валентина Николаевна
С. Целинное,2016г
Пояснительная записка.
Программа «Технология» подготовлена авторским коллективом Хохловой М.В., Самородским П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Программа разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД), «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности» (УИиПД).
Основная цель данного направления — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
воспитывать уважение к рабочему человеку.
В современных социально-экономических условиях увеличилась численность неработающей и не учащейся молодежи. В настоящее время предприятия трудоустраивают новых работников очень осторожно, опасаясь нанимать молодых людей, которые в большинстве случаев или не имеют высокой квалификации, или имеют чисто теоретические представления о предстоящей работе.
Существует ли средство от массовой безработицы среди молодежи? Как показывает практический опыт, одним из таких средств является профессиональная ориентация.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов подростка с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Однако социальный опыт юношей и девушек ограничен. Им трудно сопоставить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности
По данным социологических опросов, проведенных Центром образования «Старт» более 50% девятиклассников испытывают затруднения при выборе профессии, а 83% - желают получить помощь профконсультанта. Большинство учащихся 9-х классов (70%) хотели бы получить основы профессии, учась в школе. Большинство юношей и девушек, 73% выпускников 11-х и 43% - 9-х классов, отдают предпочтение высшему образованию, в то время как городу нужны квалифицированные рабочие кадры.
Проведение целенаправленной профориентационной работы с молодежью необходимо начинать как можно раньше. Это особенно актуально сейчас, когда осуществляется переход к профильной школе.
Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе предпрофильной подготовки школьников являются:
- получение знания о себе (образ "Я");
- о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности);
- соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка школьников направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в будущей профессии.
Недостаток жизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своих способностей овладеть сложной профессией, так и относительно предъявленных к ней ожиданий могут привести к разочарованиям и психическим травмам. Помочь подростку избежать ошибок в выборе профессии и, как следствие - чувства, что все главное в жизни уже позади, - одна из основных задач данного курса.
Профориентационная программа для предпрофильной подготовки школьников должна активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:
- положительное отношение к трудовой деятельности;
- потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;
- сформированность необходимых для выбора профессий знаний и умений.
Таким образом, психологическая готовность состоитизмотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов, которые изменяют свои приоритеты в зависимости от возрастного этапа.В основу программы профориентационного курса положена трехфакторная модель Е.А.Климова: желания (хочу) - возможности (могу) - потребности (надо).
Сфера желаемого - это профессиональная направленность и профессиональные намерения людей, выбирающих профессию (оптантов), их интересы к определенным сферам деятельности; мотивы, побудившие к выбору предполагаемой карьеры.
Пространство возможностей определяется по актуальному уровню развития общих способностей; специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), развиваемых в дополнительных школах, кружках, на факультативах; склонностей, а также по психофизиологическим особенностям оптантов и их физическому здоровью.
Поскольку выбор профессионального самоопределения характеризуется многомерностью, для его адекватного восприятия необходимо проделать большую работу: проанализировать ресурсы (интересы, склонности, способности и т.д.), особенности избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.
Характерной особенностью программы является перенос акцента выбора профессии на подготовку к ней - путем правильной оценки природных и приобретенных особенностей, свойств личности; реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке; отработки и усвоения новых социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях. В конечном итоге учащиеся должны осознать, что выбор карьеры может быть верным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Цели и задачи курса
Программа профориентационного элективного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часов и предусматривает изучение основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.
Цель курса: содействовать самоопределению учащихся 9-х классов, относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
Формы организации занятий и методы обучения
-комбинированный урок;
-«круглый стол»;
-индивидуальные и групповые беседы;
-описание профессий;
-встреча с представителями отдельных профессий;
-составление и решение профориентационных кроссвордов.
Общие методические рекомендации к проведению занятий.
Профориентационный курс, включает в себя изучение «образа я», мира труда и профессий.
В процессе обучения предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных не только на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, но и на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры.
Большое значение отводится профориентационным играм, тренинговым формам активизации школьников в профессиональном самоопределении. Учебно-игровые занятия повышают познавательную активность подростков, способствуют эффективному усвоению будущих профессиональных и социальных ролей; получению обратной связи от сверстников, имеющих схожие проблемы и переживания. Приобретенный в имитационных ситуациях опыт может помочь подросткам легче приспособиться к сложностям реального профессионального мира.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
В конце обучения школьники получают профессиональные консультации для уточнения, коррекции, прогнозирования своего профессионального выбора.
Примерный перечень формируемых знаний и умений.
Выпускники должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- понятие о профессиях профессиональной деятельности;
- типичные ошибки при выборе профессии;
- правила выбора профессии;
- характеристику профессий по общим признакам профессиональной деятельности;
- типы, классы, отделы и группы профессий;
- формулу выбора профессии;
- понятие о профессиограмме, профессиографии и психограмме;
- схему профессиограммы;
- уровни самооценки;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о задатках и способностях личности;
- понятие о таланте и гениальности;
- виды интересов, способностей;
- ведущие свойства специальных способностей;
- понятие о темпераменте;
- особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности;
- понятие о характере;
- группы черт характера и их проявление в профессиональной деятельности;
- психические процессы важные для профессионального самоопределения;
- условия формирования мотивов;
- классификацию мотивов деятельности;
- основные требования при составлении личного профессионального плана;
- схему профессионального личного плана;
- критерии профессиональной компетентности;
- понятие о профессиональной карьере;
- способы подготовки к профессиональной карьере;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- понятие о профпригодности;
- степени профессиональной пригодности;
- понятие о неблагоприятных производственных факторах;
- типы профессий по медицинским противопоказаниям;
- понятие о профессиональной пробе;
- роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении;
- понятие о профконсультации;
- типы профессиональной консультации;
- условия оптимального выбора профессии;
- уровень развития своих профессионально важных качеств;
- сферы трудовой деятельности;
- понятие о рынке и трудовом контракте;
- функции рынка; структуру рынка;
- типы учебных заведений для профессиональной подготовки специалистов данных отраслей.
На основе полученных знаний выпускник должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять формулу выбора профессии, профессиограмму профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- определять и обосновывать тип, класс, отдел и группу будущей профессии;
- использовать приѐмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;- определять уровень своей самооценки, тип темперамента, мышления;
- определять свои интересы, склонности, способности к тому или иному виду профессиональ-ной деятельности;
- выявлять тип памяти; исследовать логическую, механическую и произвольную память;
-концентрации своего внимания;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профес-
сиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в усло-виях рынка;
- составлять собственное резюме;.-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
Выпускники должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
Выпускники должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Раздел I Выбор профессии - 9 час.
1.1.Внутренний мир человека и возможности его познания - 2 часа.
Понятие о личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.
1.2.Секреты выбора профессии - 3 часа.
Правило выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Понятие профпригодности. Активная роль личности при выборе профессии. Здоровье и выбор профессии.
1.3.Учет психических особенностей в профессиональном становлении личности -
2 часа.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности. Самооценка.
Ведущие отношения личности и типы профессий.
1.4.Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 2 часа.
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти; виды памяти; условия развития памяти.
Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.
Раздел II Мир профессий - 7 час.
2.1.Многообразие мира профессий - 2 часа.
Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда.
Социально-профессиональная мобильность - качество современного работника.
2.2.Азбука профессий -3 час.
Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда.
Основные признаки профессиональной деятельности.
Коллективность процесса труда. Ответственность в труде.
Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.
2.3.Классификация профессий – 2 часа.
Способы классификации профессий.
Типы профессий: «Человек – человек», «Человек – природа», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – техника».Раздел III Профессиональная карьера 10 ч.
3.1. Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учетом типа и профиля учебных заведений - 3 часа.
Пути получения профессии. Система профессионально-технического образования.
ПЛ и ПУ, условия приема и обучения в них.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
3.2. Моя профессиональная карьера – 4 часа.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Деловые игры «Биржа труда», Профконсультация».
3.3.Имидж и этикет современного делового человека – 2 часа.
Понятие об имидже и дизайне. Понятие об этикете.
Модель формирования имиджа организации.
3.4.Как найти работу? – 1 час.
Резюме, правила его составления.
Собеседование и как к нему подготовиться.
Раздел IV Рынок труда 8 час.
4.1. Человек в новых социально – экономических условиях – 3 часа.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Менеджмент и маркетинг.
4.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу - 4 часа.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности.
Акционерные общества, индивидуальная трудовая деятельность. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Основные принципы формирования рынка труда, его функции и структура.
Спрос и предложение, методы их регулирования.
Развитие предпринимательства.
4.3. Востребованность профессий на рынке труда – 1 час.
Занятость населения. Безработица.
Составление и анализ личного профессионального плана.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п Разделы, темы Кол.часов1. Раздел I. Выбор профессии 9 час.
1.1. Внутренний мир человека и возможности его познания 2 час.
1.2. Секреты выбора профессии 3 час.
1.3. Учет психических возможностей в профессиональном становлении личности 2 час.
1.4. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 2 час.
2. Раздел II. Мир профессий 7 час.
2.1. Многообразие мира профессий 2 час.
2.2 Азбука профессий 3 час.
2.3 Классификация профессий 2 час.
3. Раздел III. Профессиональная карьера 10 ч.
3.1. Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений 3 ч.
3.2. Моя профессиональная карьера 4 ч.
3.3. Имидж и этикет современного делового человека 2 ч.
3.4. Как найти работу? 1 ч.
Раздел IV. Рынок труда 8 час.
4.1 Человек в новых социально – экономических условиях 3 ч.
4.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу 4 ч.
4.3 Востребованность профессий на рынке труда 1 ч.
Итого 34 часа.
Календарно- тематическое планирование «Я в мире профессий» -9 класс
Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Дата
прове-денияКоррек=ция П Ф Раздел Выбор профессии. 9 Цель и задачи
изучения
темы знакомство с миром профессий. Вооружить учащихся знаниями о различных профессиях, правилами выбора профессиональной деятельности и требованиями которые предъявляют профессии к человеку, изучить свои интересы, склонности, способности состояние, состояние здоровья и индивидуальные личностные особенности
Требования
к результатам освоения программы учебного предмета (курса) Личностные результаты: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные результаты: самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; умение ориентироваться в мире профессий;
Предметные результаты:
Выпускник научится: планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.
1.1. Внутренний мир человека и возможности его познания 2 1. Понятие личности. Личностные особенности. Методы изучения личности. 1 2. Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии. 1 1.2. Секреты выбора профессии 3 3. Правило выбора профессии «хочу»-«могу»-«надо». Склонности и интересы в профессиональном выборе. 1 4. Понятие о профессии, специальности, должности. 1 5. Роль личности при выборе профессии 1 1.3. Учёт психических особенностей в профессиональном становлении личности 2 6. Свойства нервной системы. Темперамент в профессиональном становлении личности. 1 7. Эмоции и чувства. Волевые качества личности. Самооценка. 1 1.4. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 2 8. Память. Виды памяти, условия её развития. 1 9. Внимание. Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности. 1 II Раздел Мир профессий 7
2.1. Многообразие мира профессий 2 10. Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий. 1 11. Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда. 1 2.2. Азбука профессий 3 12. Условия профессионального труда. 1 13. Коллективность, ответственность в труде. 1 14. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. 1 2.3. Классификация профессий 2 15. Способы классификации профессий 1 16. Типы профессий 1 III Раздел Профессиональная карьера 10 3.1. Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом типа и профиля учебных заведений 3 17. Пути получения профессии. Система профессионально-технического образования. 1 18. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения в них. 1 19. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. 1 3.2 Моя профессиональная карьера 4 Цель и задачи
изучения
темы Дать общие сведения о видах производственных сфер (индустриальное, земледелие и животноводство, легкая и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, арттехника, перспективные технологии, социальная, предпринимательство, управленческая деятельность).
Требования
к результатам освоения программы учебного предмета (курса) Личностные результаты: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Метапредметные результаты: самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; умение ориентироваться в мире профессий;
Предметные результаты:
Выпускник научится: определять виды производственных сфер, планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться: планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.
20. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. 1 21. Профессиональный план личностного и профессионального роста. 1 22. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. 1 23. Деловые игры «Биржа труда», Профконсультация». 1 3.3. Имидж и этикет современного делового человека 2 24. Понятие об имидже и дизайне. Этикет. 1 25. Модель формирования имиджа организации. 1 3.4. Как найти работу? 1 26. Резюме и правила его составления. Собеседование. 1 IV Раздел Рынок труда 8 4.1. Человек в новых социально – экономических условиях 3
27. Структурная перестройка экономики.
Новая индустриализация. 1 28. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. 1 29. Менеджмент и маркетинг. 1 4.2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу 4 30. Разнообразные виды предприятий и форм собственности. 1 31. Основные принципы формирования рынка труда, его функции и структура. 1 32. Спрос и предложение, способы их регулирования. 1 33. Развитие предпринимательства. 1 4.3. Востребованность профессий на рынке труда 1
34. Занятость населения. Безработица. творческий проект «Моя профессия», сочинение «Образ будущего».
1 Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая работа учащихся на занятии.
Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:
- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;
профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»; карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению
- традиционные методы: беседа, лекция;
- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;
- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;
- практическая, самостоятельная работа учащихся;
- профконсультации.
При планировании занятий необходимо уделить внимание текущему и итоговому контролю, применяя различные формы проверки (тесты, карточки, кроссворда и др.) Проведение занятий с учащимися предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками.
Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Моя профессия», сочинение «Образ будущего».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Система контролирующих материалов
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу:
«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 70 – 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 60 % правильных ответов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «Об образовании»..Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2010.
Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методические пособия. – М.: Вентана- Граф, 2006. (в помощь учителю технологии).
4.Тищенко А.Т. Технология : программа : 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. :Вентана-Граф, 2013 год
5.Научно-методический журнал Школа и производство.