Программа профориентационного курса Выбор профессии для 9 класс
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Лесковская овновнаяяя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
Протокол № от
Руководитель ШМО
________________________
подпись, Ф.И.О.
Утверждаю
Директор школы
_________И.Ш. Багишвили
«______»_______2016год
Программа
элективного курса «Выбор профессии»
для учащихся 9 класса
Автор:
учитель истории и обществознания
МКОУ Лесковская ООШ
Вербицкая А.В.
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка.
Ранняя юность единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Элективный курс «Выбор профессии» предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс позволяет познакомить учащихся с типом профессий, выявить их личностные интересы и склонности, помочь правильно выбрать будущую профессию, ознакомить с рынком труда в Калачеевского района, рассказать об учебных заведениях Воронежской области и каких специалистов они готовят, организовать встречи с людьми разных профессий и экскурсии на предприятия нашей местности.
Цель:
-Формирование у школьника профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в целом.
-Постоянное формирование готовности к осознанному и самостоятельному построению и постоянной реализации своего развития.
Задачи:
Изучить условия различных видов труда, чтобы знать, какие качества необходимы для успешного выполнения той или иной работы.
Объективно проанализировать, насколько возможности и желания учащихся соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к человеку профессия.
Проинформировать учащихся о состоянии рынка труда района и области.
Познакомить с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Воронежской области.
Требования к обученности:
- по результатам курса старшеклассники должны овладеть:
знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;
- старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу творческое задание эссе или проект по темам: 1/ Мир профессий и мой выбор; 2/ Мое профессиональное будущее; 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.
Литература
1. Т.В.Черникова. Профориентационная поддержка старшеклассников. «Глобус»,М.,2006
2.Г.В.Резапкина. Я и моя профессия. «Генезис», М., 2000
3.Л.М.Митина. Психологическое сопровождение выбора профессии. «Флинта», М., 2003 4.С.Пряжников. Профориентация в школе; игры, упражнения, опросники. «ВАКО», М., 2005
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятий
Кол-во
часов
Дата проведения
План
Факт
1
Введение в курс «Выбор профессии».
1
2
Мир профессий и его карта.
1
3-4
Как готовить себя к будущей профессии.
2
5-6
Профессиональный тип личности
2
7-8
Профессиональное взаимодействие. Правила общения .
2
9
Я и мои желания.
1
10
Здоровье и выбор профессии.
1
11
Темперамент и выбор профессии
1
12
Способности человека и их роль в выборе профессии
1
13
Мои представления о будущей профессии.
1
14-15
Подготовка к будущей карьере.
2
16
Планирование. Рынок труда Калачеевского района.
1
17-18
Знакомство с типами профессий.
2
19-20
Профессии типа «Человек – природа».
(Мичуринский СХА ,Чакинский с\х колледж , Селезнёвский колледж)
2
21-22
Профессии типа «Человек - техник».(Калачеевский колледж)
2
23-24
Профессии типа «Человек –человек».
(Павловское педагогическое училище Воронежский государственный педагогический университет , Воронежский бизнес – колледж )
2
25-26
Профессии типа «Человек –знаковые системы».
Воронежский экономический техникум.
2
27
Профессии типа «Человек –художественный образ».
(Бутурлиновское училище)
1
28
Беседа «Новые профессии , модные профессии».
1
29
Игра «Угадай профессию».
1
30
Тестирование «Выявление интересов и склонностей учащихся, определение профессий, соответствующих склонностям».
1
31
Желание и возможности. Работа и учёба по окончании школы. Опросник профессиональных намерений.
1
32
Круглый стол «Профессии моей семьи».
1
33
Конкурс «Кто больше знает о профессиях?».
Защита любимой профессии.
1
34
Обобщение курса
1
15