Программа профориентационного курса для младших школьников
















Занятия по профориентации для

начальной школы

(1 – 4 классы)

«Кем я хочу быть»





















Урок – основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего проявления интереса к профессиям, закрепления этого интереса и расширения знаний школьников о современном мире профессий.

Цели профориентационных уроков могут быть сформированы следующим образом:

1. Систематически вооружать учащихся в доступной для них форме профоринтационными знаниями.

2. Стимулировать к самопознанию, воспитывать потребность в постоянной самооценке своих реальных возможностей и самовоспитания профессионально важных качеств.

Цели профориентационных уроков определили их тематику и содержание.

Урок 1. Что такое профессия? Какие бывают профессии?

Урок 2. Профессия родителей.

Урок 3. Кем я хочу быть.

Урок 4. Новые профессии.

Урок 5. Мир профессий.























УРОК 1
Тема: «Что такое профессия? Какие бывают профессии?»

Цели: Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; расширить знания
детей о мире профессий; формировать интерес к ним.

Оборудование: мяч или клубочек, анкета, ручка, тетрадь.

ХОД УРОКА
1. Знакомство: Игра «Клубочек».
В этой игре с помощью мяча мы будем знакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко своё имя и любимое хобби или увлечение.
Правила работы и заполнение анкеты:
Внимательно слушать друг друга и ведущего;
Не перебивать друг друга и ведущего;
Не обзываться;
Не драться.
Вступительное слово психолога:
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое профессия.
Но сначала мы с вами заполним анкету.

В мире профессий тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и сделать свой выбор?
При многих обязанностях человека в обществе о нем судят, прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает человеку раскрыть свою личность, показать свои способности.
Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

2. Тема урока.
Дети, так что же такое профессия?....
А теперь я скажу вам о том, как надо понимать слово «профессия».
«Профессия – это важная работа». Профессия – вид труда, деятельности, работы.
Может ли человек сразу получить профессию, без подготовки?...
Итак, можно сделать вывод: профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений (данное понятие записывается в тетрадь).

3. Игра «Путешествие от А до Я».
А теперь мы поиграем в игру. Называется она «Путешествие от А до Я». Я буду называть букву, а вы – профессию, начинающуюся на эту букву. Давайте начнём с первой буквы алфавита – «А» (актёр, аптекарь, адвокат, архитектор и т.д.).
Вы назвали профессии, которые может быть, не всем известны. Кто такой, например адвокат и т.д.?
«Б» (библиотекарь, биолог, брокер, балерина, бухгалтер, банкир).
«В» (врач, водитель, воспитатель, ветеринар) – загадки.
«Г» (грузчик, геолог, геодезист).
«Д» (директор, дублер, диктор, дирижер, доктор) – загадки.
«Ж» (журналист, железнодорожник, жонглёр, животновод).
«З» (зоотехник, зоолог, закройщик).
«И» (инженер, иллюзионист, иллюстратор).
«К» (кассир, кондитер, каменщик, корреспондент).
«Л» (лётчик, логопед, лекарь).
«М» (музыкант, машинист, милиционер, массажист, модельер, моляр) –
загадки.
«Н» (наладчик, нотариус).
«О» (официант, орнитолог).
«П» (плотник, почтальон, писатель, повар, психолог, пожарник) - загадки.
«Р» (режиссер, редактор, рабочий).
«С» (сапожник, секретарь, санитар, столяр, стенографист).
«Т» (телефонист, трубочист, токарь).
«У» (угольщик, уборщица, учитель).
«Ф» (фотограф, футболист, фехтовальщик, фармацевт)- загадки.
«Х» (художник, химик, хореограф).
«Ц» (циркач, цветовод).
«Ч» (чертёжник, часовщик).
«Ш» (швея, шофёр).
«Э» (электрик, экскаваторщик, экономист, экскурсовод).
«Ю» (юрист, ювелир).

4. Подведение итогов.
Вот и совершили мы путешествие в мир профессий. Вы узнали для себя что-нибудь новое?

5. Домашнее задание.
К следующему занятию узнайте у родителей, где они работают, чем занимаются. Было бы очень хорошо, если бы вы принесли рисунки, фотографии родителей.








УРОК 2

Тема: «Профессия родителей»

Цель: Расширить представление детей о профессиях.

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово психолога.
Сегодня на уроке мы узнаем еще много интересного о профессиях: вы расскажите, где работают ваши родители. Как вы думаете, почему дети должны знать о профессии родителей?
А может быть, кому-то понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет, заниматься этим же делом. Давайте послушаем рассказы о профессиях ваших родителей.
А теперь давайте продолжим разговор о профессиях ваших родителей
Давайте рассмотрим рисунки, которые нарисовали ребята к уроку (дети рассматривают выставку рисунков, подготовленную к уроку, и рассказывают о профессиях своих родителей.
- Спасибо, ребята, все ваши рассказы были очень интересные и поучительные. Сегодня вы узнали о многих профессиях, поняли, как они важны. В заключение я хочу прочитать стихотворение Брюсова «Работа».
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота
Работай без лишнего счёта.
Все счастье земли – за трудом!

2. «Головные уборы».
Придумай любые профессии. Нарисуй для них головные уборы.

3. Домашнее задание.
Подумайте о том, кем бы вы хотели стать, когда вырастете, почему вы решили выбрать именно эту профессию, а не другую.











УРОК 3

Тема: «Кем я хочу быть»

Цель: Вносить оптимистическую струю и способствовать повышению
уверенности детей в своих силах.

Оборудование:

ХОД УРОКА

На прошлом занятии мы с вами познакомились с профессиями ваших родителей. Теперь поговорим с вами о том, кем бы вы хотели стать, когда вырастете.
- Для этого, я вам предлагаю на листе бумаги нарисовать рисунок на тему: «Кем я хочу стать».
- Давайте рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали. Почему вы решили выбрать именно эту профессию, а не другую.
































УРОК 4

Тема: «Кем я хочу быть - 2»

Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к какой-либо профессии.

Оборудование:

ХОД УРОКА

(на доске вывешиваются рисунки детей сделанные на прошлом уроке).
- На прошлом занятии мы с вами рисовали рисунки на тему: «Кем я хочу стать». Сегодня мы продолжим рассказывать о профессиях, которые вас интересуют. И постараемся ещё больше узнать о них. Может быть, вы передумаете, заинтересуетесь другой профессией. Это не важно, главное, чтобы профессия была каждому по душе.
- Ребята давайте посмотрим на наши рисунки, и каждый из вас расскажет, чем занимаются специалисты ваших профессий (рассказы детей).
- Для того чтобы правильно выбрать профессию, надо о многом подумать. Расскажу вам о том, как я стала психологом (рассказ)
- А теперь подумайте, что же нужно каждому из вас делать, чтобы побольше узнать о выбранной вами профессии

2. Упражнение «Специалисты».
Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:
батона, хлеба;
газеты;
одежды;
магнитофона.
Обеспечивают: 1. возможность поездки в любой населенный пункт;
2. возможность телефонного разговора;
3. безопасность Государственной границы;
4. возможность получения среднего образования.













УРОК 5

Тема: «Профессии. Какие они?»

Цель: Расширять у детей знания и представления о профессиях.

Оборудование:

ХОД УРОКА

- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Сегодня я познакомлю вас с профессиями, расскажу о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия.
- Психолог рассказывает о профессиях, которые не встречались в рисунках детей:
артиста;
библиотекаря;
военного;
менеджера;
парикмахера;
повара;
пожарного и др.
используя при этом иллюстрации, сопровождающиеся стихами, загадками, вопросами для детей (книга: Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?», Москва, 2007 г.)




















УРОК 6

Тема: «Мир профессий»

Цель: Расширение представлений детей о мире профессий.

Оборудование:

ХОД УРОКА

- Выступление ведущего:
Ребята, в мире насчитывается свыше 50 тысяч профессий, это очень много. Да? С некоторыми из них мы знакомы. Мир профессий не является чем-то застывшим. Он динамичен, появляются и развиваются новые виды деятельности, отмирают и исчезают устаревшие, дробятся или объединяются реально существующие.
Сориентироваться и разобраться в огромном мире профессий поможет их классификация, предложенная профессором МГУ Е.А. Климовым, и построенная по четырем признакам:
предмет труда;
цель труда;
орудия (средства) труда;
условия труда.

Тип профессии «человек – техника»
Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.
Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.
Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.
Орудия труда: ручные, машины, автоматы.
Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.
Профессии: водитель, электрик, сварщик, повар, строитель.

Тип профессии «человек – природа»
Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.
Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.
Цели труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.
Орудия труда: ручные, механические и автоматизированное оборудование.
Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.
Профессии: агроном, овощевод, ветеринар, кинолог.

Тип профессии «человек – человек»
Предмет труда: человек, группа людей, коллективы (бригада, класс, хор и т.д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.
Профессии: учитель, врач, воспитатель, милиционер, спасатель.

Тип профессии «человек – знаковая система»
Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.
Общие требования к работникам: дисциплинированность, пунктуальность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.
Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.
Орудия труда: ручные, автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.
Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.
Профессии: бухгалтер, программист, учитель русского языка, переводчик.



Тип профессии «человек – художественный образ»
Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
Общие требования к работникам: впечатлительность, эмоциональность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.
Цели труда: преобразовать, организовать, оказать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.
Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат рабочего места, не обычные условия, на открытом воздухе.
Профессии: парикмахер, артист, хореограф, дизайнер.

3. Беседа (упражнение «Классификация»).
1.1 А для того, чтобы закрепить тему нашего сегодняшнего урока, давайте попробуем распределить профессии ваших родителей по типам профессий о которых я вам рассказывала (анализ детских рисунков: 1. «Профессии родителей», 2. «Кем я хочу стать»).
1.2 Ребята сегодня у нас с вами была последняя встреча.
Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили, что делали на всех наших занятиях. Что вы запомнили больше всего? Что вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали?


















Загадки о профессиях

1. Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И все родное, русское любить.
(Воспитатель)

2. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель)

3. Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор)

4. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он. (Артист)

5. Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.
(Фотограф)

6. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он вам говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
(Доктор)

7. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель)

8. В небо ласточкой вспорхнет,
Рыбкой в озеро нырнет.
(Прыгун в воду с вышки)



9. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)

10. С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(Пожарники)

11. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)


15