Программа ориентированного курса по физике в 9 классе Свет- удивительное чудо природы
Программа ориентационного курса «Свет – удивительное чудо природы»
18 часов
Физика – биология – экология - химия
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе. Курс строится на материале темы по физике, связанной с оптикой и оптическими явлениями; биологией живых организмов и экологией. Курс дополняет изучаемый материал в школьной программе, прививает интерес к изучению физики.
Цель курса
Социально- психологическая:
оказать учащимся помощь в принятии решения о выборе профиля дальнейшего обучения.
Академическая:
развитие интереса к изучению естественных дисциплин;
формирование умений работать в группе;
развитие мышления, навыков наблюдения, способностей делать выводы;
формирование практических умений.
Задачи курса:
- формирование умения планировать свою деятельность;
- формирование умений групповой работы;
- способствовать развитию интереса к изучению дисциплин естественного цикла;
Резюме
В процессе обучения Вы научитесь:
наблюдать и изучать природные явления;
описывать результаты наблюдений;
доказывать или опровергать полученные результаты;
применять источники искусственного света;
проводить теоретическое обоснование некоторых явлений.
Программа
Тема 1. История оптики. Природа света. Ньютон и Гюйгенс о свете. Источники света.
Тема 2. Световой поток. Освещенность. Гигиена освещенности.
Практическая работа «Освещенность классных комнат».
Тема 3. Кривые зеркала. Комната смеха. Профессии, в которых используются зеркала (врач, шофер, таможенник, автоинспектор и т.д.).
Практическая работа «Исследование столовой ложки (ёлочной игрушки) как оптического прибора.
Тема 4. Преломление света.
«Приподнятость» предметов почти на треть глубины. Как видят водолазы.
Примерные варианты проектов: Неопытные купальщики. Невидимая булавка (опыт). Мир из-под воды.
Лабораторная работа: «Изготовление калейдоскопа»
Тема 5. Зрительно-мозговая деятельность человека.
Зрение двумя глазами. Принцип бинокулярного зрения. Зрение животных и насекомых. Гигиена зрения. Сетчатка и фоторецепторы. Зрительные пигменты. Химия мышечного сокращения.
Тема 6. Оптические приборы. Их назначение.
Лабораторные работы: «Конструирование перископа с изменяющимся полем обзора», «Создание модели бинокля»
Презентация исследовательской деятельности в малых группах.
Тема 7. Цветоощущение и цветодиагностика.
Цвет и настроение. Цвет поднимает настроение. Цвет и темперамент. Цвет в одежде. Тест «Цветомедитация». Цветодиагностика. Цветовое оформление и его воздействие на человека.
Тема 8. Свет служит человеку. Искусственный свет. Люминесцентные лампы, их устройство и работа. Использование источников искусственного света человеком в медицине, в промышленности и сельском хозяйстве. Экономия света. Экологические проблемы использования искусственных источников света человеком.
Проекты: «Расчёт КПД ламп накаливания и газоразрядных ламп»
Тема 9. Свет – голос атомов и звёзд.
Проекты: «Составить диаграмму спектр- светимость для голубых и белых звёзд».
Тема 10. Свет в автоматике. Использование световых пучков для безопасной работы человека на предприятии.
Проекты:
«Сортировка деталей с помощью фотореле»
«Фотоэлектронные устройства охраны»
« Использование фотосопротивления в полиграфической промышленности».
Тема 11. Химия стекла. Производство стекла. Стекло для оптических приборов.
Защита проектов.
Литература
И.Леонидов. Свет несущие.
С.Г. Суворов. О чём рассказывает свет.
Детская энциклопедия.
Г. Шпрокхоф. Эксперимент по курсу элементарной физики.
А.А.Покровский. Физический эксперимент в школе.
Заголовок 2Заголовок 315