Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития учебно-познавательной активности младшего школьников
Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития учебно-познавательной активности младшего школьников
Выполнила: Казакова Татьяна Викторовна,
Учитель начальных классов
Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы
И.А. Аршавский
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как учебный предмет открывает ученику мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов.
К сожалению, русский язык, и в частности его составная часть – изучение орфографии, по сравнению с другими учебными дисциплинами является одним из нелюбимых предметов. Значит, необходимо сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими знаниями и умениями, т.е. развивать у них творческий потенциал.
Как сделать уроки русского языка увлекательными, творческими и высокоэффективными, такими, от которых у детей глаза бы светились от радости и, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить свою фантазию, творчество и испытать чувство победы над ошибками? Например, в словах с орфограммами в корне.
Много проблем возникает у младших школьников из-за этих слов.
Очень важно первичное восприятие информации, оно у каждого человека индивидуально, но в традиционной методике это не всегда учитывается.
Поэтому передо мной встал вопрос об изменении методики. Нужно так организовать работу, чтобы ученик сам нашел способ решения проблемы, и это бы способствовало его развитию и более прочному усвоению знания.
Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как, обучая, развивать учащихся. Конечно же, умственному развитию школьников способствует организация проблемного обучения, при котором учитель управляет всей познавательной деятельностью учащихся на уроке, создаёт проблемную ситуацию, подводит к созданию проблемы и её формулировке, организует поиск гипотезы, её проверку, обобщение результатов и применение полученных знаний.
Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев, И.А. Ильницкая и др.
Изучив литературу, выяснила, что проблемное обучение способствует:
- развитию мыслительных способностей и творческой активности;
- сотрудничеству педагога и учащихся;
- творческому овладению знаниями, умениями и навыками.
Все вышеизложенное определило тему «Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития учебно-познавательной активности младших школьников».
Цель: обучать, развивая каждого ученика
Задачи: 1) формирование орфографической грамотности;
2) развитие учебно-познавательной активности учащихся;
3) повышение интереса к урокам русского языка.
Проблемная ситуация являются основными понятиями проблемного обучения. «Проблемная ситуация представляет особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий» . Затруднения у ученика могут возникнуть тогда, когда имеется противоречие между потребностью в знании и теми данными, которыми он располагает. Таким образом, «создать проблемную ситуацию – это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения» .
В зависимости от того, каким способом созданы проблемные ситуации, и от того, какое противоречие лежит в их в основе, выделяют различные типы проблемных ситуаций, приёмы их создания, знание которых поможет учителю организовать продуктивную деятельность учащихся, способствующую развитию их творческих способностей, интеллектуальных возможностей.
Существует несколько способов создания проблемных ситуаций
1. Преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами.
2. При несоответствии известного и требуемого способа действия.
3. Противопоставление противоречивых фактов, явлений, мнений.
4. Используя типичные ошибки детей.
5. Побуждение детей к выдвижению гипотез.
На своих уроках я использую такие дидактические приёмы, как проблемный вопрос, проблемные задачи и задания, «ловушки», загадки.
2 класс. Выдвижение гипотез, формулировка выводов.
Тема урока «Гласные в суффиксах имен существительных - ек, - ик».
На доске записаны слова с пропущенными гласными: ключ..к, замоч..к
- Какие гласные вы бы вставили? Почему? Мнения наши разошлись. Докажем, кто прав.
- В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суффиксе. Выделим суффиксы в этих словах. Мы знаем, как правильно вставить безударную гласную в корне, а в суффиксе - не знаем, так как для безударной гласной в суффиксе мы затрудняемся подобрать проверочное слово.
- Как же нам сформулировать орфографическое правило правописания безударной гласной в суффиксах -ик, - ек имён существительных? Что можно предложить?
Попробовать изменить слова, доставив к ним слово нет: нет замочка, нет ключика. Что вы заметили произошло с суффиксами?. В первом слове гласная из суффикса «убежала», а в другом осталась. В каком суффиксе гласная «убежала»? Какая гласная? Какая гласная осталась? Сформулируем правило правописания безударной гласной в суффиксах - ик и - ек.
Проблемная ситуация появляется тогда, когда у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при проставлении языковых фактов и постановки гипотез в связи с необходимостью определить условия написания гласных в суффиксах существительных - ек, - ик.
Пробуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
Тема урока «Безударная гласная в корне»
На доске написано слово благосл..влять.
- Как проверить пропущенную гласную в слове? Можно подобрать слово слава, тогда будет а, но можно и слово, тогда будет о. Как же быть? Как решить эту проблему?
- Посмотрите, где находится эта гласная? В какой части слова? Разберем слово по составу. Гласная находится во втором корне. Мы знаем, как проверяется гласная - ударением. Нужно подобрать родственное слово. Как узнать, какое из них родственное? Надо определить его лексическое значение слова. Когда отправляли солдата в поход, ему желали победы и, говорили. Что говорили? Слова. Значит, проверочное слово и есть слово.
Проверим по словарю.
Затруднение возникает, если необходимо использовать полученные знания на практике, но этих знаний недостаточно.
3 класс. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними..
Тема урока «Имя существительное как часть речи»
Предлагается сравнить слова:
Нет братьев - нет учебников
Вижу братьев - вижу учебники.
Определить падежи и выделить окончания существительных. Одушевлённые имена существительные имеют одинаковые окончания во мн.ч. в Р. и В.п. у неодушевлённых окончания в Р. и В.п. не совпадают.
Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, недостаточно знаний для объяснения нового факта.
4 класс. Выдвижение гипотез, формулировка выводов.
Тема урока «Виды глагола»
Слова записаны в два столбика: прибегать – прибежать, печь – испечь.
Определить по какому признаку различаются глаголы. (Перечисление идёт признаков и объяснение: время, лицо, число). Что можно предположить?
Проблемная ситуация появляется тогда, когда у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Выдвигается гипотеза в связи с необходимостью определить неизвестный грамматический признак глагола.
Такие проблемные ситуации на уроках русского языка вызывают интерес учащихся к теме, способствуют развитию творческих способностей, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.